Управление персоналом

Как отбирают кассиров

Специфика банковского бизнеса такова, что подбор сотрудников должен быть особенно тщательным, даже если речь идет о линейном персонале - операционистах, кассирах и т. д. Внимание уделяется не только скрупулезному сбору и проверке рекомендаций и тестированию на профпригодность, но и оценке личных качеств кандидата. Одной из таких технологий подбора с Анастасией Каслиной (Begin Group) поделилась Марина Тарнопольская, финансовый директор, руководитель департамента "Массовый подбор, лизинг и аутстаффинг персонала" "Агентства Контакт".

Специфика банковского бизнеса такова, что подбор сотрудников должен быть особенно тщательным, даже если речь идет о линейном персонале - операционистах, кассирах и т. д. Внимание уделяется не только скрупулезному сбору и проверке рекомендаций и тестированию на профпригодность, но и оценке личных качеств кандидата. Одной из таких технологий подбора с Анастасией Каслиной (Begin Group) поделилась Марина Тарнопольская, финансовый директор, руководитель департамента "Массовый подбор, лизинг и аутстаффинг персонала" "Агентства Контакт".

В 2004 году один из крупнейших иностранных банков, работающих на российском рынке, принял решение о расширении филиальной сети. Перед рекрутерами была поставлена задача подбора 100 сотрудников в четыре новых филиала банка. Все требуемые должности относились к линейным позициям: валютный кассир, кассир пересчета, операционист, консультант по работе с клиентами и т. д.

Одним из наиболее перспективных направлений поиска стала работа с выпускниками специализированных учебных заведений, таких как Московский банковский институт, Банковский институт ГУ-ВШЭ, Финансовая академия и проч. Рекрутеры были приятно удивлены, что недавние выпускники и даже студенты старших курсов уже имели опыт работы в банках на рядовых позициях, и порой немалый.

По согласованию с руководством банка несколько акций по привлечению соискателей на позицию валютного кассира были проведены в специализированном центре, проводящем обучение и сертификацию этой специальности.

На мероприятии представители банка подготовили презентацию о его истории и предоставляемых карьерных возможностях, после чего все желающие могли заполнить специальные анкеты и передать их консультантам рекрутингового агентства. Вскоре аналогичные мероприятия, в том числе и на другие позиции, состоялись в учебных заведениях, о которых речь шла выше.

Одним из самых интересных и нестандартных процессов отбора кандидатов стала деловая игра, проводившаяся с соискателями уже непосредственно в агентстве в рамках ассесмент-центра.

Тренер-модератор предлагал кандидатам пройти в игровой форме различные задания, призванные раскрыть их способности. Использование этой технологии для подбора сотрудников в каждом отдельном случае предполагало определенную специфику. Например, специалисту кассы пересчета приходится с утра до вечера сидеть в четырех стенах, его основной задачей является рутинный пересчет денег, изо дня в день. Соответственно, от него не требуются коммуникативные навыки и клиентоориентированность, зато должна присутствовать предрасположенность к монотонному труду, стрессоустойчивость и внутреннее спокойствие. А работа операционистов связана прежде всего с людьми. И здесь все наоборот: от их коммуникабельности зависит важнейший для каждого банка ресурс - клиентская база.

Для операционистов проводилась игра, названная условно "недовольный клиент", в процессе которой "недовольный клиент" отыгрывался на условном "сотруднике банка", показывая свой характер.

И не подозревал, что в процессе игры оценивали как раз его.

Дело в том, что соискатели во время собеседований пытаются скрыть свои истинные качества, играя роль идеального специалиста, в то время как на работе они могут выбрать совсем другую роль.

Затем отобранным кандидатам был роздан квалификационный тест, предоставленный HR-службой банка, позволяющий выявить профессиональные знания соискателей.

В тесте были и нетривиальные вопросы, ответы на которые специалисту такого уровня знать необязательно. Задавались они для того, чтобы понять, есть ли у данного специалиста перспективы роста.

Так, операционистам при работе с физическими или юридическими лицами нужно их консультировать, производить впечатление компетентного специалиста, для чего требуется конкретный набор знаний. Хотя функциональные обязанности на одну и ту же должность разнятся от банка к банку.

К примеру, в одном банке вопрос открытия аккредитивов решает специальный отдел, в другом банке это будет решать операционист по работе с юридическими лицами.

После личного интервью с каждым кандидатом агентство проверяло их рекомендации.

Один из соискателей, претендовавших на позицию операциониста по работе с юридическими лицами, был "отсеян" на последнем этапе. И это несмотря на то, что его резюме смотрелось весьма презентабельно: солидный опыт работы, престижный банк, хорошее образование. Кроме того, этот соискатель замечательно написал профессиональный тест, получив девять из десяти возможных баллов, что встречается довольно редко. А вот ассесмент-центр выявил настораживающий факт, оценив лояльность кандидата к работодателю в шесть баллов из десяти возможных. Поставленная тренером низкая оценка привлекла внимание консультантов, и они решили узнать причину. Созвонившись с коллегами и партнерами испытуемого, рекрутеры выяснили, что во время работы он проявлял себя как неконтактный и замкнутый человек, в результате чего возникли сложности в неформальных отношениях с коллегами и недопонимание при переговорах с клиентами. Как удалось выяснить из разговоров, этот кандидат конфликтовал с руководством и нередко критиковал его за глаза. Естественно, рекрутеры отклонили кандидатуру. Таким образом, сбор рекомендаций подчас оказывается весьма действенным фильтром для кандидатов, которым есть что скрывать от нового работодателя.

После того как было выбрано необходимое количество кандидатов, процесс отбора закончился, но не закончилась работа агентства. Ведущие рекрутинговые компании обычно представляют гарантию на подобранных специалистов, которая, как правило, по времени соответствует периоду испытательного срока. Если новый сотрудник уходит или его увольняют до того момента, как закончился испытательный срок, то агентство обязуется предоставить замену бесплатно. Таким образом, рекрутеры заинтересованы в подборе наиболее мотивированных сотрудников.

В процессе этой деловой игры проводились в том числе и консультации работников банка по адаптации и мотивации новых сотрудников.

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    Что же так предвзято - "даже операционистов" - да они же ведут конкретную работу банка!!!
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

НДФЛ

Зарплата работающего за границей считается доходом от источников не в РФ

Доход налоговых резидентов РФ облагается НДФЛ, если он от источников в РФ или не в РФ. А вот доход нерезидентов облагается НДФЛ, только если он от источников в России.

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак

Когда нужен товарный знак, Роспатент изложил в чек-листе.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🙅 Контактировать с ИФНС по налоговым вопросам не обязательно должен именно бухгалтер

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых НК, через законного или уполномоченного представителя. И этим представителем не обязательно должен быть бухгалтер организации.

При приватизации госимущества после аренды ИП не всегда налоговый агент по НДС

В торгах по приватизации государственного и муниципального имущества могут участвовать как юрлица, так и физлица. Причем это физлицо может быть ИП.

Отпуска

Отпуск-перезагрузка: Валаам

Большинство из нас не работают, а пашут круглосуточно. Поэтому когда уходишь в отпуск, то хочется отключиться от рабочих процессов полностью и перезагрузиться. Рассказываю свой способ полной перезагрузки.

Отпуск-перезагрузка: Валаам
7

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
1
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

НДС

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Действительно, первый раз получил спам-звонок. В том смысле, что к кредитам, клиникам и старшим следователям по особо важным звонкам я уже привык. Но чтобы с предложением НДС? Такого еще не было. Этот звонок напомнил мне, что я забыл включить в план на этот месяц «ежеквартальный пост налоговой боли». Исправляюсь.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом
Инвестиции

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Продолжаю третий сезон святого рандома с покупкой российских акций. Каждый месяц я выбираю одну рандомную акцию из индекса Мосбиржи. Ну как я, делает это святой рандом, он же генератор случайных чисел. Я её потом просто покупаю. Почему? Да потому что какой смысл ручками выбирать акции, если рынок ведет себя непредсказуемо ¯\_(ツ)_/¯

Святой рандом июля. TATNP — дивидендные привилегированные акции Татнефти

Утренний бухгалтер № 5681. Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур + комментарии эксперта

Если до конца года не внесут новые уточнения на поправки в НК, с 2025 года абсолютно все упрощенцы, даже ИП с мизерным доходом, будут составлять счета-фактуры.

Майнинг

ФАС и Минцифры защитили майнеров от Минэнерго

Увеличение тарифов на электроэнергию может затронуть центры обработки данных и подорвать работу важной информационной инфраструктуры.

Маркетинг

QIWI станет страусом

Компания QIWI объявила о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году.

Банки

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое дал Вадим Кулик.

Интересные материалы

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру