Банки

Клиенты не верят в справедливость

Почти половина россиян не верит в справедливое разрешение споров с финансовыми организациями.

Почти половина россиян не верит в справедливое разрешение споров с финансовыми организациями. Об этом говорят результаты имеющегося в распоряжении портала Банки.ру опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). Эксперты считают, что на настроении граждан сказывается общее недоверие к системе правосудия.

Респондентам из 140 населенных пунктов в 42 регионах России предлагалось ответить на вопрос: «Если вы окажетесь в ситуации конфликта с финансовой организацией (банком, страховой компанией и т. п.) по вопросу оказанных вам финансовых услуг, насколько вы уверены в справедливом разрешении спора?». Выяснилось, что почти половина опрошенных настроена пессимистично — 33% респондентов ответили, что «скорее не уверены», 14% — «полностью не уверены». За последние три года доля пессимистов выросла: в 2009 году их было 43%.

Почти треть респондентов (29%) придерживаются нейтральной позиции, то есть считают, что в случае возникновения спора он может решиться как в положительную, так и в отрицательную сторону, в 2009 году такой настрой имели 25% опрошенных.

Полностью уверены в справедливом разрешении спора 3% респондентов, по сравнению с 2009-м эта доля не изменилась, в 2008 году оптимистов было на 1 процентный пункт меньше.

Участникам опроса также задали вопрос о том, какая информация в сфере управления личными финансами их интересует прежде всего. 47% респондентов ответили, что им важно знать, какие существуют законы, защищающие права потребителей, и как поступать, если права нарушаются; чуть меньше — 32% опрошенных интересуются информацией, на которую нужно обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми организациями; 28% респондентов хотят знать, что необходимо делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами.

Неуверенность россиян в положительном разрешении споров растет, и это связано с увеличением доли пользователей финансовых услуг, констатируют в НАФИ. «В 2008 году только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 году таких было 74%, а в 2012 году — уже 77%, — поясняет гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. — Таким образом, став реальными пользователями финансовых продуктов, россияне более точно смогли сформулировать свою позицию».

Основная причина сложившейся ситуации — незащищенность россиян как потребителей финансовых услуг. «По данным НАФИ, две трети россиян чувствуют себя незащищенными на финансовом рынке, не более 9% населения знают, какие организации в России занимаются защитой прав потребителей в сегменте финансовых услуг», — приводит данные Имаева.

Юристы считают, что на настроении граждан сказывается недоверие к судебной системе. «Это результат общего недоверия к системе правосудия как таковой, — говорит партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. — Граждане изначально считают, что банк — более сильная сторона и может выиграть любой спор».

«У людей есть мнение, что банки влияют на судебные решения и что судьям некогда предметно разбирать иски», — добавляет партнер адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Владимир Плешаков.

Он считает, что в России граждане не хотят тратить средства на юристов и в результате часто проигрывают в судебных спорах, не в состоянии противостоять банкам, у которых есть штат квалифицированных юристов и наработанная практика.

Рост числа пессимистов среди клиентов финансовых организаций происходит в то время, когда суды стали все чаще принимать сторону потребителя, о чем свидетельствуют данные Роспотребнадзора и говорят сами банкиры. Например, в прошлом году в спорах с финансовыми институтами доля решений судов первой инстанции в пользу Роспотребнадзора, представляющего интересы граждан, составила 85%, в 2010 году выигранных дел было меньше — 75%, в 2009-м — 52,6%, в 2008-м — 44,4%.

По словам директора департамента правового сопровождения Хоум Кредит Банка Александра Гонтаренко, по сравнению с 2008 годом граждане стали чаще выигрывать споры в защиту прав потребителей. «Если раньше доля выигранных дел составляла одну треть, то сегодня уже в более чем 50% случаев разбирательств суд встает на сторону заемщика, — указывает он. — Граждане стали лучше знать свои права и более упорно их отстаивать. В свою очередь общественные и государственные организации стали более активно регулировать отношения банков и клиентов».

Представитель другого банка, пожелавший остаться неназванным, добавил, что как раз благодаря различным правозащитным организациям и поддержке со стороны госорганов часто даже те клиенты, которые откровенно виноваты, подают в суд в надежде на положительное для себя решение.

Банкиры не согласны с результатами исследования, оправдываясь тем, что у них не меньше поводов сомневаться в справедливости принимаемых судами решений. «Мы также сталкиваемся с нежеланием судей разбираться по существу вопросов, знакомиться с документами, позициями и т. д.», — отмечает зампред правления Юниаструм Банка Станислав Сушко. Он считает, что вопросы в исследовании были сформулированы таким образом, что под «справедливым решением» подразумевалось принятие позиции клиента. «Я бы в данном случае рассматривал все-таки как «справедливое» то решение, которое принимают беспристрастно, основываясь на нормах права», — добавляет он.

Начать дискуссию

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

4
Обзоры новостей

Лишение льгот за дорогую аренду жилья, проблемы Прилучного, налог на парковки в обзоре

Финансовые события дня.

Готовим сани летом. На что решиться в 2025 году: остаться на УСН, выбрать ставку 5%, 20% или переходить на ОСНО? 🛷 «Ночной бухгалтер» № 1726

Сделали сравнительную таблицу для упрощенцев, которым уже сейчас приходится думать, как быть с системой налогообложения в следующем году. Глобальных изменений в поправках НК уже не ожидается, а значит нужно задуматься о будущей работе и рентабельности бизнеса.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 19 июля воспользоваться картой Union Pay от РСХБ заграницей будет нельзя

Россельхозбанк с 19 июля приостановит расчеты по картам UnionPay за границей. Клиентам предложили снять деньги с карт.

Лицензирование

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц

При слиянии юридических лиц можно продолжать осуществлять лицензируемую деятельность, но при этом лицензию нужно переоформить.

Как переоформить лицензии при слиянии юридических лиц
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

Командированные за границу для строительства АС все равно будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Мошенники обманывают сотрудников таможни

Фейковый «Иван Иванович» пытается заполучить персональные данные должностных лиц Таможенной службы (ФТС).

Регистрация ООО

По какой причине в ЕГРЮЛ может не быть адреса юрлица

Для целей госрегистрации юрлиц используется адрес из Государственного адресного реестра (ГАР) в структуре муниципального деления.

Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году

Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, при которой отсутствуют обычные выездные и камеральные налоговые проверки. Рассказываем, что такое налоговый мониторинг, как стать его участником, как его проводят налоговики.

Что такое налоговый мониторинг и как его проводят в 2024 году
1
Маркетинг

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает

Приветствуем вас, уважаемые предприниматели, руководители, маркетологи! Сегодня у нас особенный обзор, который представит топ незаменимых онлайн помощников, готовых поддержать вас на пути к успеху в вашем бизнесе.

22 Сервиса, которые изменят ваш бизнес — автоматизация маркетинга, которая работает
Самозанятые

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Карьера бухгалтера

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей

Что должен уметь аналитик 1С, чтобы рассчитывать на высокий доход? Мы проанализировали вакансии и выделили требования, которые работодатели чаще всего предъявляют к кандидатам на должность. Разбираемся, какие скилы нужно подтянуть, чтобы получить заветное место.

Самые востребованные навыки аналитика 1С: обзор вакансий с зарплатой 150+ тыс. рублей
Маркетинг

Торговым сетям запретят взимать вознаграждение с поставщиков яиц

Куриные яйца могут приравнять к социально значимым продовольственным товарам.

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Цифровой рубль

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Интересные материалы

Банковские карты

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.