Если грабитель неожиданно застает вас у банкомата с картой в руке, самое время смириться и оставить всякую надежду на удачный исход этой встречи. Но даже в безвыходных, на первый взгляд, ситуациях можно спасти положение. Портал Банки.ру разбирался, как с помощью банкомата и собственной хитрости не подпустить злоумышленника к своим сбережениям.
В сети Интернет можно встретить разные советы о том, какие комбинации нужно ввести на клавиатуре банкомата, чтобы заблокировать вору, стоящему рядом с вами, доступ к средствам на вашей карте или вызвать полицию. Однако на поверку такие советы оказываются просто популярными «мифами». Самым распространенным, пожалуй, является следующий. Если в банкомате набрать свой PIN-код наоборот (например, вместо 2345 ввести 5432), то автомат оповестит полицию о том, что вас принуждают снять деньги с карты. При этом деньги банкомат выдаст, но взять их будет невозможно, так как специальное устройство наполовину зажмет их.
Заинтересовавшись тем, что же в подобной ситуации делать держателю карты с PIN-кодом типа 1441, который не «перевернешь», обозреватель Банки.ру обратился к финансистам. Как и следовало ожидать, банкиры миф о перевернутом PIN-коде развеяли, в один голос заявив, что если подобную функцию и можно реализовать, то на существующих российских банкоматах ее попросту нет. «Таких «шпионских» технологий для борьбы с грабителями еще не внедрили и не придумали, — говорит Владимир Тарико, директор департамента банковских карт банка «Стройкредит». — Банкомат — это не «суперъящик» для ловли грабителей, и поэтому никаких подобных вещей быть не может». Директор департамента платежных систем СМП Банка Елена Биндусова в свою очередь отметила, что такая функция в банкомате не предусмотрена, хотя можно предложить подобную идею производителям устройств.
В целом банкиры говорят, что в банкомат встроены датчики, передающие информацию о том, что происходит с самим устройством, а не с людьми вокруг. «Банкомат может быть оснащен сигнализацией для целей уведомления службы банка (охраны, безопасности) о несанкционированном вскрытии или попытке вскрытия банкомата, но не для предупреждения клиентами об их ограблении», — сообщает Тарико.
Примечательно, что обратный PIN-код как средство защиты денег на карте действительно существует. Его создатель — Джозеф Зингер. Идея «зеркального» PIN-кода даже запатентована им в 1998 году, однако, насколько известно, ни один американский банк не заинтересовался приобретением патента.
Хитрее хитрого
По просьбе Банки.ру несколько экспертов дали свои советы о том, как себя вести при встрече со злоумышленниками у банкомата. Вот что думает по этому поводу партнер консалтинговой компании «Лигерион Групп» Андрей Шаховнин: «Лучше не вступать в пререкания с грабителем и спокойно выполнять его указания. Угроза угрозе рознь. Поэтому если вы видите, что угрозы носят реальный характер, то есть ваша жизнь и здоровье действительно находятся в опасности, — лучше не пытаться давать открытый отпор нападающему. В таком случае лучше защищать жизнь, а не деньги. Тем более что у большинства банкоматов существует лимит единовременного снятия наличности. В среднем он составляет для обычных карт порядка 150—200 тысяч рублей в сутки. То есть большую сумму грабители физически не смогут снять. Так как все банкоматы оборудованы системами видеофиксации, нужно по-возможности постараться общаться с грабителем и вести себя так, чтобы камера смогла зафиксировать его голос, лицо, руки. Также нужно постараться узнать и запомнить как можно больше информации о грабителе. В дальнейшем это поможет следствию. В любом случае необходимо сразу же подать заявление в полицию, для чего следует незамедлительно позвонить по телефону 02, 112, 911 и обратиться в ближайшее отделение».
Несмотря ни на что, можно попробовать обхитрить грабителя. Так, в службе поддержки терминальных устройств СБ Банка рекомендуют распрощаться с карточкой: всунуть ее в картоприемник и отвлечь внимание оппонентов примерно на 30 секунд. За это время банкомат захватит карту и достать ее не сможете ни вы, ни злоумышленник. Второй вариант еще более рискованный — заблокировать свой PIN-код повторным неверным вводом. Но здесь клиент демонстрирует свою волю к сопротивлению, и поэтому в СБ Банке советуют использовать этот способ только в крайних случаях.
«Если картоприемник чувствует карту до, во время или после ввода PIN-кода и при этом в течение определенного времени клиент не проявляет никакой активности по отношению к банкомату, то он «проглатывает» карту», — дает пояснение относительно первого способа руководитель экспертной группы банковских технологий СБ Банка Максим Волков.
Эксперт приводит пример, что если держатель карты три раза введет неправильный PIN-код в банкомате, расположенном в одном из офисов СБ Банка, то устройство вернет карту. Тем не менее операции по выдаче наличных через PIN-код по этой карте будут заблокированы на сутки. Тут все зависит от предустановленных в банкомате настроек.
«Простой и доступный способ — ввести несколько раз PIN-код неверно, и после очередной «неудачной» попытки карта будет «уничтожена» и не достанется грабителю, — предлагает Владимир Тарико. — Теоретически можно всегда поддерживать карту в таком «состоянии», чтобы оставалось только один раз ввести неправильный код, но на практике, конечно, вряд ли кто-то этим будет заниматься».
Также в банке «Стройкредит» советуют под различными предлогами и не вызывая подозрения, отправить СМС-сообщение на специальный сервисный номер банка или СМС со специальным кодовым словом. Получение подобного сообщения будет означать для специальной службы банка, что необходимо блокировать карту и, например, информировать органы полиции. «Блокирование карты по специальному СМС-сообщению — это специальная услуга, которая может быть технологически реализована в банке, — отмечает Тарико. — Информирование полиции о попытках или принуждении клиента к снятию денег с его карты в российской действительности не работает».
Об интересном способе противостояния грабителю рассказала Елена Биндусова. «Я слышала историю о том, как один клиент в подобной ситуации, держа телефон в кармане, набрал номер полиции и построил диалог с преступником таким образом, что в нем прозвучал адрес происходящего. Наряд приехал достаточно быстро», — делится эксперт.
Можно также испробовать психологический метод воздействия на вора. Как выяснилось, иногда помогает и он. Например, китаянка по фамилии Чжан разговорилась этим летом с напавшим на нее у банкомата грабителем. Она спросила злоумышленника, чем вызвано его желание ограбить ее, и напомнила, что камеры слежения запишут каждое его движение. В результате добросердечная жительница Китая даже предложила неудавшемуся вору немного денег, но он отказался и скрылся с места возможного преступления.
Последний шанс
Если вы все-таки стали «клиентом» грабителя, то вам в первую очередь необходимо подать заявление в полицию по факту кражи. Заявление в банк о предоставлении видеоматериалов будут направлять сами органы полиции. Клиент может лишь «неофициально» узнать о наличии таких материалов и о подробностях видеосъемки.
«Относительно снятия денег с банкомата я бы откровенно посоветовал постараться вообще не пользоваться наличными, — заявляет Максим Волков. — Какую-то небольшую сумму денег с собой носить можно, но лучше расплачиваться по карте. Тем более что сейчас по ней вы можете расплатиться почти везде и всегда. Второй совет: если наличные деньги все-таки снять необходимо, то делайте это в ближайшем офисе любого банка, желательно оборудованном специальным изолированным помещением для банкомата. Снимать наличные в людных проверенных местах, например в торговых центрах, также бывает полезно».
Эксперты утверждают — вернуть украденные около банкомата деньги можно, но затрудняются оценить, насколько велик шанс это сделать. «Возврат денег в такой ситуации зависит от банка,— говорит Биндусова. — Но в любом случае поиском грабителей должна заниматься полиция, а банк, в свою очередь, окажет правоохранительным органам максимально возможное содействие, чтобы преступники были найдены, а деньги — возвращены».
Согласен с этой позицией и Владимир Тарико. «Возврат денег, которые были украдены (в том числе в результате ограбления), — это стандартная процедура в полиции по факту возбуждения уголовного дела, — рассказывает он. — Банки к непосредственному возврату денег в данном случае отношения не имеют. Деньги могут быть возвращены только самими грабителями в случае, если они будут задержаны».
Чтобы предотвратить хищение средств с вашей карты, вы можете также застраховать ее от мошенничества. Такую услугу сейчас предлагают, например, Альфа-Банк и «Русский Стандарт». Одним из страховых «карточных» продуктов Альфа-Банка является «Защищенная карта». Она поможет обезопасить вас от убытков, связанных с мошенническими действиями третьих лиц (в том числе получением ими наличности из банкомата с вашего счета под угрозой насилия), а также от утери или физического уничтожения карты. Страховая премия банка по «Защищенной карте» или «Защищенной карте плюс» составит от 1 200 до 4 300 рублей в год в зависимости от вида и статуса карты. У Альфа-Банка есть и другие схожие страховые предложения. По «Защищенной карте» клиент сможет вернуть от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Если у вас похитили деньги с карты, сняв их через банкомат, вы должны как можно быстрее обратиться в полицию и получить талон-уведомление о принятии заявления, а затем сообщить о событии в компанию «АльфаСтрахование» по телефону. Затем не позднее чем через три дня после происшествия нужно прийти в одно из отделений Альфа-Банка или «АльфаСтрахование» и предоставить паспорт и некоторые другие документы. В «Русском Стандарте» схема похожа. Подключение программы страхования защиты от мошенничества по карте стоит 50 рублей в месяц.
Следует отметить, что можно обезопасить свои средства и более инновационным способом. Напомним, что в 2009 году Сбербанк совместно с компанией «Инпас» запустил пилотный проект социальной карты в Астраханской области. Специальные банковские карты, выпущенные в рамках этого проекта, можно было использовать в банкоматах, считывающих отпечатки пальцев. Чтобы провести операцию по карте, ее держатель должен был приложить к особому экрану на банкомате три пальца. Отменить проведение операции можно было, приложив четыре пальца. Четвертый палец, который назывался «стоп-пальцем» или «тревожным», также помогал ввести в заблуждение грабителей. В определенные моменты, когда клиент банка прикладывал четыре пальца к экрану ATM, устройство показывало нулевой баланс.
На самом деле производители банкоматов готовы исполнить любой каприз клиента — устройство можно «начинить» чем угодно, было бы желание. А его у российских банков, судя по всему, нет. Ведь любое технологическое дополнение увеличивает стоимость банкомата, что невыгодно для банков. Топовые кредитные организации имеют широкую банкоматную сеть, и установка на каждом устройстве некой «тревожной кнопки», сообщающей о факте кражи в правоохранительные органы, влетит банку в копеечку. Между тем неизвестно, окупятся ли подобные затраты и будет ли такая кнопка полезна и необходима клиентам.
Начать дискуссию