Существует мнение, что в России люди боятся использовать банковские карты. Задаваясь вопросом, кто же в этом виноват, придется признать одно: не виноват никто, потому что сам постулат не верен.
Доказательством этому будет огромный спрос на приобретение авиабилетов через Интернет. Как только в России появилась возможность оплачивать билеты банковской картой онлайн, сотни тысяч наших сограждан начали делать это. На сегодняшний день около 40% Россиян совершают покупки авиабилетов в Интернете. Если перевести это в денежный эквивалент, получаются миллиарды рублей! Выходит, что проблема не в боязни мошенников и киберпреступников, а в предоставлении владельцу карты удобного и востребованного сервиса.
В Европе люди оплачивают картами в Интернете более 30% всех услуг. В России этот процент на порядок ниже. Такая ситуация складывается из-за инертности российского бизнеса. Профильные издания регулярно публикуют отраслевые обзоры, все понимают, что бизнес необходимо переводить в Интернет, так как за ним будущее, но как этот процесс происходит на самом деле?
Давайте рассмотрим несколько случаев. Возьмем, к примеру, сегмент туризма – для выхода в Интернет он, безусловно, перспективен. Это ведь удобно - выбрать понравившийся тур и оплатить его онлайн. Не надо никуда ехать с наличкой. Однако на деле реализация, зачастую, весьма спорная.
Конечно, реалии турбизнеса не так просты, но для чего нужно создавать Интернет-магазин, где оплата путевки по банковской карте неминуемо вовлекает вас в бюрократические круги переписки и созвонов с менеджерами, а в итоге оплачиваете путевку вы всё равно в офисе. Конечно, вам предложат терминал для оплаты банковской картой, но особого смысла в этом уже не будет. На данный момент не так много туроператоров, у которых есть действительно простой и удобный сервис, позволяющий оплатить тур прямо на сайте.
Другой яркий пример – страховые компании. Сейчас большинство из них реализовали на своих сайтах продажу страховых продуктов. Каково же было мое разочарование, когда после 30 (!) минут заполнения всевозможных диалоговых окон на сайте одной из крупнейших страховых компаний, я так и не смог оплатить КАСКО онлайн. Моего терпения для этого просто не хватило…
И в итоге бизнес говорит, что россияне боятся оплачивать товары и услуги банковскими картами, снимая всю наличность в день зарплаты. Мол, им удобнее пользоваться именно ей. И нет смысла внедрять оплату по картам, если никто не будет ей платить, все боятся.
Кто и что может сделать в сложившейся ситуации? По идее, это должно быть выгодно государственным структурам, т.к. использование такого способа оплаты способствует переходу экономики из "серого" сектора в "белый". Например, при покупке той же путевки в туристической фирме – многие ли получали кассовый чек? Обычно, в небольших турагентствах людям на руки выдается договор и все!!!
Непонятна позиция государственных органов: продолжают запугивать население отчетами о критично возросшей киберпреступности. Небольшая ремарка: способы оплаты тут ни при чем, количество мошеннических платежей растет за счет людей, любящих "халяву", забывающих, где бывает бесплатный сыр. Видит человек, например, какой-то товар в 4 раза дешевле, чем везде и переводит деньги. В этот момент он не думает, что что-то здесь не так. А потом ждет пару месяцев, пока заказ якобы придет из-за границы. А Интернет-магазин просто пропадает. Так это – "лохотрон" и оплата по картам тут роли не играет, с тем же успехом, деньги по предоплате могли собирать или налом.
Вернемся к бизнесу. Опрос среди компаний из разных отраслей, до сих пор не реализовавших возможности электронной коммерции, выявил, что большинство из них в ближайшее время не собирается предоставлять покупателям возможность оплачивать их товары и услуги банковским картами. Причины две: слишком многое у себя переделывать придется, и никто по картам покупать не будет, боятся же!
На фоне этой позиции авиа-бизнес и множество других индустрий давно заняли собственные ниши в e-commerce и успешно увеличивают свои продажи. Нет ни одной авиакомпании, где нет возможности купить билет в Интернете. Крупные брендовые магазины одежды, книжные магазины: у всех подобных компаний давно реализована эта возможность. И, поверьте, многие из них прирастают на 100% в год!
На мой взгляд, те бизнесмены, которые думают не только о формальной организации нового канала продаж, который как волшебная палочка, без усилий принесет дополнительную прибыль, но и о реальном удобстве для своих клиентов, будут в выигрыше. Не проиграет и государство, если будет вести на своем уровне просветительскую работу среди населения. Это ведь всем на руку: налоги – государству, потребителям – удобство, бизнесу – новые каналы сбыта. Тогда миф, что население боится платить по банковским картам, наконец, исчезнет.
Комментарии
13Да какой палец, это ж надо додуматься про чемоданы денег. Правда смешно. Оказывается среди россиян огромное количество богатейших людей, а они об этом и не догадываются :)