«Русский Стандарт» все чаще блокирует карты своим клиентам, либо не объясняя причин, либо ссылаясь на компрометацию пластика. Страдают держатели не только классических, но и золотых, а также платиновых карточек. Портал Банки.ру выяснял, в чем причина блокировок.
Пользователи «Народного рейтинга» Банки.ру уже не первый месяц жалуются на неожиданные блокировки их карт банком «Русский Стандарт». Однако с начала года число обращений лишь увеличилось. «Банк заблокировал карту «Банк в кармане Platinum» (далеко не бесплатную, кстати), — пишет форумчанин gleb@stalnoy.ru. — Позвонил на линию поддержки, спросил: «причина блокировки?». По результатам получасового «выяснения» с моим ожиданием на трубке оператор Сопелко Ирина выдала вердикт: «Без объяснения причин, по инициативе банка».
Позже форумчанину заблокировали и платиновую карту Imperia.
Примечательно, что карты некоторым клиентам блокируют без должного предварительного оповещения. «Являюсь владельцем карт Travel, Cash Back (по которым гашу задолженность точно в срок), «Банк в кармане Gold», —рассказывает lmlm. — 21.01.13 собирался погасить задолженность по карте Travel, обнаружил, что карта числится в заблокированных (никаких звонков от банка мне не поступало). Звонок в колл-центр банка выявил следующее — карта заблокирована банком в одностороннем порядке, для разблокировки необходимо заявление в отделении. Час очереди, заявление написано. Стоит заметить, что сотрудники банка ничего внятного по причинам блокировки и дальнейшей судьбе карты сказать не могут. Спустя час обнаружил, что комплект карт пропал из интернет-банка совсем (нет и в «Заблокированных»). Сегодня (23.01) после межбанковского перевода средств с моей «Банк в кармане» все оставшиеся карты числятся тоже в заблокированных. В колл-центре банка ничего не знают, причины блокировки не сообщают. Предлагают снова писать заявление в отделении, после чего карта, возможно, будет разблокирована через 30 дней. За деньгами посылают в якобы единственный офис банка, способный выдавать деньги с заблокированных карт на м. «Алексеевская» (1,5 часа езды от дома)».
В своих ответах в «Народном рейтинге» представители «Русского Стандарта» указывают лишь, что по условиям банковского обслуживания карт банк вправе без объяснения причин отказать любому клиенту в совершении предусмотренных договором банковских операций, в пользовании, перевыпуске, активации или разблокировании карты.
Судя по отзывам, банк блокирует любые карты, операции по которым чисто теоретически могут представлять собой попытки обналичивания средств или мошеннические действия — внутренние и внешние переводы, оплату мобильного телефона, зачисление денежных средств на карту через платежные терминалы известных систем («Элекснет», QIWI и т. д.). Если клиентам банка все-таки удается разузнать у его представителей, на каком основании заблокированы их карты, то банк ссылается на службу финансового мониторинга и 115-ФЗ«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Как рассказали некоторые клиенты «Русского Стандарта», кредитная организация отказывается обслуживать их дистанционно и просит проводить любые операции в офисе банка при предъявлении паспорта для идентификации личности. Перед этим служба финансового мониторинга «Русского Стандарта» в ряде случаев настоятельно просит держателей карт пояснить, в связи с чем проводилась та или иная трансакция, а также предоставить копии документов, на основании которых осуществлялись операции по счетам. В основном подозрения вызывают операции зачисления и снятия средств со счета, а также переводы со счета и на него.
Среди прочего сотрудники «Русского Стандарта» требуют от клиентов предоставить выписки со счетов сторонних банков, с которых были переведены средства на счета клиентов в «Русском Стандарте», объяснить необходимость регулярных перечислений в счет сотовых операторов и причины, по которым осуществлялись переводы в пользу других лиц (даже если другое лицо — родственник держателя карты и счет у него открыт в «Русском Стандарте»), и предоставить документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств, зачисленных с помощью платежных систем наподобие «Рапиды» (с указанием способа зачисления и лиц, осуществивших то или иное зачисление).
В «Русском Стандарте» от комментариев отказались.
Как пояснил вице-президент, руководитель службы финансового мониторинга клиентских операций ВТБ 24 Игорь Венгеров, если есть сведения о клиенте как лице, находящемся в перечне экстремистов, в статусе террориста, то по его счету будут приостановлены операции. Счет может быть заблокирован, если есть акт органов исполнительной или судебной власти о его блокировке. Карта как платежный инструмент может быть заблокирована по просьбе клиента либо при подозрении банка об использовании карты третьими лицами (компрометации).
В пресс-службе банка «Стройкредит» отмечают, что заблокировать счета клиента кредитная организация имеет право только в двух случаях: по требованию налоговых органов или по решению суда. Приостановить операции по карте согласно седьмой статье 115-ФЗ банк способен на два дня, если хотя бы одной из сторон (отправления или получения платежа) является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности. Также банк вправе отказать клиенту в выполнении распоряжения о совершении операции, если отсутствует необходимая информация для идентификации клиента.
Если же с точки зрения банка какая-либо операция по счету клиента вызывает подозрения, финорганизация будет проверять легитимность проведения именно этой конкретной операции. При этом счет клиента, к которому привязана карта, не блокируется, то есть по нему можно будет совершать операции в кассе с предоставлением идентифицирующего клиента документа, а вот сама карта может быть заблокирована.
Примечательно, что блокируемые «Русским Стандартом» карты в основном имеют те или иные бонусы. Так, карты RSB Travel Classic позволяют получать баллы за покупки по ним, которыми можно расплачиваться в авиакомпаниях, отелях, пунктах проката автомобилей, у туроператоров. По карте RSB World MasterCard Cash Back Card возвращается 1—3% от суммы покупок. По карте «Банк в кармане Gold» начисляется до 11% годовых на остаток средств на карте, а карта Imperia Platinum позволяет получить возврат в размере 1—2% от суммы покупок по ней.
Некоторые банкиры отмечают, что блокировки карт в «Русском Стандарте» могут быть связаны с увеличением количества клиентов, заинтересованных лишь в получении различных бонусов (преимущественно cash-back).
«Случаи блокировки карт с функцией cash-back или с возможностью начисления различных бонусных баллов на рынке действительно участились, причем речь идет не о каком-то одном банке, а о ряде кредитных организаций, выпускающих подобные карты, — обращает внимание начальник управления платежных технологий банка «Стройкредит» Валерий Рыжков. — С одной стороны, cash-back и бонусы — хороший маркетинговый ход, способ привлечь дополнительных клиентов, с другой — это расходы для банков. Поэтому попытки кредитных организаций предотвратить «злоупотребления» со стороны клиентов вполне объяснимы. Но и клиентов можно понять: если банк сам предлагает такую функцию, то почему бы не использовать ее «по полной программе». В любом случае для блокировки карты у банка должны быть очень веские причины. К тому же в случае «злоупотребления» банк может заблокировать не карту, а только бонусы, некоторые игроки делают именно так. Если же банки будут сами злоупотреблять блокировкой, клиенту это вряд ли понравится, и он может попросту закрыть все счета и уйти к конкурентам».
Начать дискуссию