С одной стороны, Кипр уже немного поднадоел и наскучил. С другой – вероятно, там как раз на наших глазах происходит «европейский Армагедон». А конфискация – один из самых ярких симптомов недалекого будущего (распада еврозоны), поэтому смотреть надо во все глаза. Чуть ли не каждый день новая информация, новые нюансы, новые комментарии. Ноты берутся все более высокие, между октавами увеличиваются немузыкальные интервалы. На текущий (но, возможно, пока не финальный) момент зафиксировано: потерпевшими должны стать те, кому не посчастливилось разместить на своих кипрских счетах свыше 100 тысяч евро. Про бенефициаров пока помолчим…
Есть даже то, что в другие, более спокойные, времена у нас (в России) воспринялось бы как «информационная бомба», а сегодня – как банальная и мало кому интересная повседневность. Как, например, то, что на Кипре (подразумевается – в офшорах, хотя прямо и не сказано) зависли деньги российских «госстуктур» (госкомпаний). «Проговорился» премьер-министр Дмитрий Медведев: «У нас большое количество открытых публичных структур работает через Кипр. У них сейчас там заблокированы деньги по непонятным причинам, потому что источник этих денег очевиден, эти деньги везде предъявлены, это и государственные структуры…». Всем сразу стало понятно, что речь именно о наших «посконных», как сказали бы предки, «госструктурах», с чего бы председателю российского правительства волноваться о чужих? Чуть позже стали известны и имена (пока без паролей и явок) тех, чьи деньги «застряли» на Кипре: это структуры «Газпрома» и «Ростеха», а также дочка ВТБ.
И прямо следом, без долгих раздумий, премьер предложил создать российскую офшорную «какую-нибудь зону на Дальнем Востоке». Сам додумался или советники подсказали? Судя по быстрой одобрительной реакции со стороны крупного бизнеса – подсказали: почему же только на дальнем Востоке (Владивостоке)? Можно и в Калининграде, и в Сочи. Можно и ещё в «прочих разных» местах, чего ж на трех «единицах» останавливаться…
Один (государственный) деятель подумал (или «подумал»?), что в российские офшоры потекут деньги иностранных «инвесторов» и что туда же будут складировать свою «безналичность» те «госструктуры», которые сейчас держат ее на острове Афродиты, рожденной из пены морской. Второй деятель (общественный от олигархов) – что туда (транзитом) загонит деньги наш отечественный «крупняк», интересы которого ему положено представлять в РСПП по должности.
Но понимал ли первый (который государственный), зачем вообще в мире придуман офшор, какие у него функции и родимые пятна? Напомнить несложно, довольно четкое определение офшорных зон дает Википедия: «Это территория государства или её часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует особый льготный режим регистрации, лицензирования и налогообложения, как правило, при условии, что их предпринимательская деятельность осуществляется вне пределов этого государства. Для обозначения офшорных зон в разных странах используются также термины «налоговое убежище», «налоговая гавань» или «налоговый рай»( «tax haven»)». Далее в оффшоре это еще и конфиденциальность деятельности, и освобождение от всякого валютного контроля.
Не хотим мы ли сделать все крупные российские «госстуктуры» «нерезидентами» своей собственной страны, освобожденными от налогов и валютного контроля? Но тогда зачем «усложнять процедуру» и придумывать «зоны», проще сказать — этот, этот и этот легально от всяких налогов освобождаются (и закон принять по этому поводу; принять закон любого качества сейчас совсем несложно). Тем более, что и опыт оффшоров, и опыт специальных налоговых освобождений в России был, остаточные явления не устранены до сих пор. Кое-кого, правда, все равно осудили, посадили. И забыли. Точнее, сделали вид, что «забыли». Новое – хорошо забытое старое? Повторенье – мать ученья?
Возможно, у кого-то в порыве креатива сверкнула мысль, что введи Россия налоговую гавань для своих («госструктур») и разреши её (у себя) чужим, то сразу все флаги в гости будут к нам. Офшорных зон в мире несколько десятков. Не видно ни стимулов, ни мотивов, с чего вдруг прагматичная инострань будет выбирать российские «убежища», «гавани» и «раи»? А что касается российских гос(и не гос)компаний, то деньги туда могут потянуться с одной известной целью – оптимизировать (минимизировать) налоговую нагрузку, а потом, уже преобразовавшись в «легальные», они все равно будут искать дыры и щели, чтобы утечь подальше из «страны происхождения капитала». Будущее-то владельцы больших денег (наша элита или «элита», хоть «госструктуры», хоть приближенные к государству «бизнесмены»-олигархи) все равно видят за пределами родного отечества…
Начать дискуссию