Банки

Осознанный выбор call-центра

Кредитные организации в условиях падения маржи все чаще задумываются о повышении операционной эффективности собственной деятельности. Одним из способов достижения этой цели является максимально гибкий подход к управлению call-центром.

Кредитные организации в условиях падения маржи все чаще задумываются о повышении операционной эффективности собственной деятельности. Одним из способов достижения этой цели является максимально гибкий подход к управлению call-центром. Выбор между собственным и внешним контакт-центром зависит от многих факторов, в том числе от размеров банка, модели его бизнеса, стоящих перед ним задач, а также от характеристик внешнего call-центра.

Принимая решение о создании внутреннего call-центра или о передаче части функций во внешний контакт-центр, банки прежде всего исходят из того, какие стратегические задачи они ставят перед собой. «Собственный call-центр - достаточно дорогое подразделение, здесь необходимы серьезные инвестиции в технологическую базу и обучение сотрудников, а также постоянные затраты на зарплату, а в некоторых случаях и на аренду. Внешний call-центр однозначно выгоднее тогда, когда надо решить какую-то разовую задачу, например, провести опрос клиентов, вывести на рынок новый продукт. При этом особенно интересным может быть вариант работы со специализированным внешним call-центром, который располагает собственной клиентской базой», - комментирует заместитель председателя правления СДМ-БАНКа Вячеслав Андрюшкин.

Начальник департамента удаленного клиентского обслуживания и телефонных продаж банка «Открытие» Ольга Цыганкова утверждает, что внешний call-центр удобно и выгодно привлекать, когда нет своих клиентов, которых надо сопровождать и поддерживать информационно. «Например, если компания хочет привлечь клиентов на единоразо-вые акции, она может нанять аутсорсин-говый контакт-центр, который обзвонит базу клиентов и предложит им воспользоваться услугой либо продуктом в рамках рекламной кампании. Для этой задачи создавать свой call-центр нерационально. Также аутсорсинг удобен, когда в организации нет регулярных баз на обзвон, но есть потребность время от времени звонить клиентам на предмет кросс-сейла или для информирования о новых услугах и продуктах», - поясняет специалист.

«Целесообразно использовать call-центр на аутсорсинге для обслуживания массовых рекламных кампаний, а также если есть постоянный поток информации, не требующей доступа к личным данным клиента. В первом случае объем звонков небольшой, соответственно, нет смысла создавать собственный call-центр», -отмечает директор центра обслуживания вызовов Альфа-Банка Нелля Копытина.

Разумеется, немаловажно сочетание «цена/качество», ведь речь идет о консультировании клиентов. По словам Вячеслава Андрюшкина (СДМ-БАНК), для московских банков внешние call-центры могут быть выгоднее собственных в тех случаях, если центры расположены в других регионах, где существенно дешевле персонал.

В рамках такой стратегии Альфа-Банк инвестирует 30 млн долларов в собственный call-центр в Минске, который в дальнейшем будет обслуживать всех российских клиентов финансового учреждения, а также клиентов банковской группы, включая Украину и Казахстан. Такое решение было принято руководством Альфа-Банка с целью снижения финансовых затрат, поскольку в Минске затраты на строительство, оплату труда, обслуживание здания и другие статьи расходов существенно ниже, чем на территории России.

Однако здесь возникает вопрос качества: сотрудники банковских call-центров должны не только обладать грамотной речью, коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, но и уметь разбираться в специфике бизнеса, понимать банковские продукты. Нелля Копытина (Альфа-Банк) добавляет: «Оператор должен консультировать быстро, четко и правильно, поэтому обучение кандидатов перед началом работы с клиентами крайне важно». Объем информации, которую необходимо усвоить, довольно большой, также обязательно изучить специализированное программное обеспечение. Требования к кандидатам довольно строгие - неоконченное/оконченное высшее образование, грамотная речь, клиенто-ориентированность, приветствуются навыки продаж. Обучить этому большое количество людей, да еще и находящихся в другом регионе, невозможно, поэтому данный фактор существенно сдерживает использование таких call-центров.

Похожие процессы - вынесение call-центров в регионы с более дешевой рабочей силой - наблюдаются в США. В период с 2006 по 2010 год страна потеряла 500 тыс рабочих мест в собственных call-центрах. Объем работ был переведен в Филиппины и в Индию. Правда, в 2010 году была замечена противоположная тенденция. Рабочая сила в Индии подорожала, а в США подешевела, соотношение «цена/качество» качнулось в сторону американских сотрудников. И компании, в том числе банки, стали возвращать call-центры на внутренние площадки. В целях экономии операторы контакт-центров часто работают не в офисах, а дома. Это позволяет сократить затраты на 20% по сравнению с формированием call-центра в специализированном офисе и в то же время позволяет держать зарплату операторов на более высоком уровне.

Размер банка также влияет на способ организации работы call-центра. Для небольшого финансового учреждения затраты на создание собственного контакт-центра могут быть чрезмерно обременительными, особенно если модель его бизнеса не предполагает интенсивного развития розничного направления. «В то же время если банк намерен активно работать с физическими лицами и предлагать им широкий спектр продуктов, то организация собственного call-центра, скорее всего, будет более целесообразной», - считает Вячеслав Андрюшкин (СДМ-БАНК).

По мнению Ольги Цыганковой (банк «Открытие»), каждая кредитная организация в обязательном порядке должна иметь свой call-центр. Банки работают с одной из самых важных для человека ценностей - деньгами, поэтому штат своих операторов, понимающих, что происходит внутри компании в части процессов, механизмов, документов, программного обеспечения, обязателен. Никто, кроме сотрудника, живущего духом организации, не сможет адекватно и грамотно поддержать клиента и на 100% качественно сопровождать его счета.

Специалисты банков говорят, что, как показывает опыт, наращивать мощности проще в собственном call-центре. Поставщики услуг на аутсорсинге обозначают сроки по увеличению штата, которые, как правило, фиксированы. С данными условиями сложно спорить, их приходится принимать, ведь воздействовать на правила, заведенные в сторонней компании, никто не может. В собственном call-центре есть несколько возможностей нарастить штат быстрее, чем в аутсор-синговом. Например, использовать переработки для тех операторов, которые хотят дополнительно заработать, поставить рекрутерам жесткие сроки подбора, провести экспресс-обучение. Если речь идет о наращивании мощностей под рекламную кампанию, то можно обучить операторов только одному продукту, а после нее обучить операторов остальному функционалу. Это займет намного меньше времени.

Вячеслав Андрюшкин (СДМ-БАНК) полагает, что с учетом многообразия факторов, связанных с работой call-центра, нельзя дать однозначного ответа, для какого банка какой call-центр выгоднее - внешний или собственный. Вполне приемлемой может быть модель содержания собственного контакт-центра для постоянной поддержки существующей клиентской базы и периодического привлечения call-центра на аутсорсинге для оперативного решения разовых задач.

Действительно, сейчас многие кредитные организации пользуются смешанной схемой работ call-центров. Внутренний работает в штатном режиме, но если возникает необходимость принять оперативно намного большее количество звонков или необходимость обзвонить базу клиентов на заданную тему, то привлекают стороннюю компанию. Это удобно, так как появляется возможность быстро выполнить поставленную задачу, не увеличивая штат собственного call-центра. 

Мнение эксперта

Иван Подопригора, руководитель финансового направления департамента CRM компании НОРБИТ

Представители банков часто обсуждают следующую проблему: стоит ли кредитной организации иметь собственный call-центр или лучше прибегнуть к услугам аутсорсинга? Опираясь на разносторонний опыт наших клиентов, могу сказать, что собственный контакт-центр обходится дороже, чем использование контакт-центра по схеме outsource. Тем не менее его наличие позволяет организовать более эффективную работу с клиентами.

Качество обслуживания пользователя и борьба за его лояльность при текущей ситуации на рынке являются ключевыми задачами, на которых сосредотачивают свои усилия банки. Поэтому чаще всего наши клиенты решают эту проблему с помощью организации собственного контакт-центра.

Существуют определенные методы, позволяющие минимизировать стоимость владения таким средством. Есть несколько вариантов. Первый - организовать контакт-центры в регионах, где стоимость человеческих ресурсов существенно ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Второй - автоматизировать деятельность сотрудников внедрением специализированных средств, одним из которых является мультиканальный контакт-центр компании НОРБИТ. Использование качественных средств автоматизации позволяет минимизировать трудозатраты на обучение сотрудников и повысить качество обслуживания.

Нас спрашивают, какие преимущества и недостатки имеет внешний call-центр, а какие - собственный контакт-центр банка? Какой подход эффективнее, выгоднее, целесообразнее? Практика показывает, что внешний call-центр позволяет организовать обслуживание клиентов быстро и относительно дешево, без необходимости тратить время на подбор и базовое обучение персонала. При таком подходе имеется возможность гибко регулировать нагрузку и достаточно быстро масштабироваться.

В то же время внешним call-центром сложнее управлять, чем собственным, а качество услуг, предоставляемых им, заметно ниже. При его создании возникает много вопросов как организационного характера (например, связанных с предоставлением доступа к системам банка, к информации о клиентах), так и чисто технических, таких как быстрый канал доступа к информации. Поэтому наши клиенты в качестве решения этой задачи выбирают организацию собственных недорогих и эффективных call-центров.

Начать дискуссию

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

5

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?

УСН

Производители лимонада могут применять УСН

В общем случае производители подакцизных товаров не вправе применять УСН. Но есть исключения.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Подготовили для вас большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по налогу на прибыль. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки.

Налог на прибыль в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
ФСБУ НМА

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

При покупке или создании основных средств и нематериальных активов в их стоимость могут быть включены, в том числе, и оценочные обязательства. Расскажем, при каких условиях возникают оценочные обязательства, как определить их сумму и отразить операции с ними в бухучете.

Бухгалтерский учет оценочных обязательств в стоимости основных средств и нематериальных активов

Для бизнеса из новых регионов готовят вычет по кассам

Налог по УСН «доходы» и ПСН-бизнесмены из ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей смогу уменьшить на расходы на ККТ, но не более 28 тыс. рублей.

1

Как налоговая реформа-2025 изменит работу бухгалтера — обсудим на конференции «Клерка»

На V Всероссийской бухгалтерской конференции эксперты расскажут о темах, которые сегодня волнуют всех бухгалтеров без исключений — реформа, затронувшая все налоги, новые правила работы, появление реестра воинского учета, новая отчетность.

До начала октября компаниям и физлицам из США можно платить налоги в РФ

До 9 октября 2024 года для жителей США и американских компаний будет действовать лицензия, которая позволяет им платить налоги, сборы и пошлины в России.

Помогли клиенту отбиться от заявления налоговой о банкротстве

На днях суд встал на нашу сторону в споре с налоговой, где она пыталась обанкротить организацию клиента. Сумма требований больше десятка миллионов рублей.

Как законно снизить налоговую нагрузку на бизнес: ликбез от эксперта по налоговой безопасности

Разберитесь с тем, что ждать от налоговой реформы-2025 и от амнистии по дроблению.

Инвестиции

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Всегда приятно, когда есть что-то позитивное, а чего-то негативного нет. Группа Позитив возвращается на долговой рынок и предлагает инвесторам заработать на 1,9% больше ключевой ставки, которая вскоре может подняться. Ну что, котлетеры и туземунщики, готовы помочь белым хакерам, форензикам и прочим пентестерам бороться со злыми киберпреступниками?

17,9% на кибербезопасности. Свежие облигации: Positive Technologies на размещении

Интересные материалы

Утренний бухгалтер № 5680. С 1 сентября закончится переходный период на машиночитаемые доверенности

До 31 августа еще можно работать по подписи представителя ООО или ИП, если она была оформлена до 1 сентября 2023 года.