Правительство, похоже, всерьез взялось играть на «понижение» ставок по депозитам для населения в российских банках, одновременно пытаясь вытолкнуть граждан на рынок ценных бумаг
В середине апреля в ходе совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова одобрен вариант повышения ставок по системе страхования вкладов населения с 700 тыс. до 1 млн рублей. Решение было принято еще в ноябре 2012 года и мотивировалось тем, что благосостояние населения растет, и в рамках 700 тыс. вкладчикам уже тесновато.
Однако для роста выплат нужны и дополнительные средства. Интрига состояла в том, по какому сценарию их изыскивать. Единой позиции по данному вопросу в правительстве выработать так и не удалось.
Новый глава АСВ Юрий Исаев, вступивший в должность в начале 2013 года, вначале вообще высказался против повышения ставок. Но затем, вероятно понимая бесперспективность «сопротивления» неизбежному, поддержал позицию ФАС: привязать размер отчислений банков в Фонд страхования вкладов не к ставкам банков, а к их — банков — собственной финансовой устойчивости. В расчетах АСВ опиралось на анализ международной практики (подробнее читайте в статье Юрия Исаева «АСВ поднимает планку» на стр. 18).
Позицию АСВ и ФАС разделяют также и в надзорных управлениях президента РФ
Но нашему правительству мировой опыт — не указ, и оно выбрало вариант Минфина, подразумевающий, что размер взносов банков в Фонд АСВ будет зависеть от размера ставок по депозитам конкретного банка. Выше ставка — выше риски — выше отчисления, решили у Шувалова.
Очевидно, что эта схема вынудит банки, завышающие ставки по депозитам, пересмотреть свою политику в сторону меньших ставок. Ведь банк, предлагающий гражданам ставки, превышающие среднее арифметическое максимальных ставок банков, на которые приходится две трети вкладов в стране, на 2%, платит в Фонд на 40% больше, а ставки на 3% выше рынка означают плюс 200% роста отчислений.
Тем самым снижаются и риски moralhazard, говорит замминистра финансов Алексей Моисеев. Обеспокоенность ведомства понятна: так, в декабре 2012 года предложения некоторых банков превысили 13% годовых. Более того, эта практика фактически «пожирает» изнутри и сам банковский бизнес: клиенты ориентированы исключительно на относительно безрисковые депозиты и не смотрят на другие инструменты.
С другой стороны, позиция Минфина явно «на руку» крупнейшим госбанкам, никогда не пытавшимся завлечь граждан сверхпроцентами. А значит, такая схема выбивает у частных банков один из немногих оставшихся «козырей» в конкурентной борьбе с изначально неравными условиями.
Наконец, очевидны и попытки Минфина — пусть и неуклюжие, заставить население выйти на биржу. В частности, об этом свидетельствует дискуссия о возможности обложения налогом депозитов для «богатых» и отсутствии таковых для операций на рынке ценных бумаг. «Предложения АСВ просто не смогли бы работать, — уверяет замминистра финансов Алексей Моисеев. — Банк или в системе, или — вне ее». В Минфине явно считают победу окончательной, ведь правительство торопится провести законопроект через Госдуму еще в ходе весенней сессии. Но, вопреки сложившейся у депутатов практике «брать под козырек», возможны варианты. Так, по словам Юрия Исаева, позицию АСВ и ФАС разделяют также и в «надзорных управлениях президента РФ.
Начать дискуссию