Кредитование

Автокредиты входят в фазу торможения

Рынок автокредитования России вступает в новую стадию развития: продавать такие кредиты стало труднее и дороже. Посткризисное восстановление авторынка, приведшее к рекордным продажам в 2012 году, сменилось отчетливым замедлением роста. Погоду в сегменте автокредитования будут делать крупные универсальные игроки и кэптивные банки автопроизводителей, субсидируемые материнскими корпорациями.

Рынок автокредитования России вступает в новую стадию развития: продавать такие кредиты стало труднее и дороже. Посткризисное восстановление авторынка, приведшее к рекордным продажам в 2012 году, сменилось отчетливым замедлением роста. Погоду в сегменте автокредитования будут делать крупные универсальные игроки и кэптивные банки автопроизводителей, субсидируемые материнскими корпорациями.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2012 г. в России продано 2,935 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, что, пусть символически, но превысило показатели 2011 года (2,918 млн шт.). Уже первый квартал текущего года показывает, что пик продаж пройден, и рынок начал замедление: за период с января по апрель автомобильный рынок показал отрицательную динамику, -2% в сравнении с тем же периодом 2012 года.

Драматических последствий это падение рынку автокредитов не принесет: он всего лишь начнет приходить в сбалансированное состояние, выравнивая ставки и избавляясь от случайных игроков. По итогам прошлого года, как сообщает агентство «Автостат», порядка 42% автомобилей было приобретено в кредит. Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», считает, что, несмотря на снижение продаж автомобилей, портфели автокредитов еще вполне могут вырасти: «Мне кажется, что этот показатель в долгосрочной перспективе может вырасти до 60-70 процентов, как в западных странах. В долгосрочной перспективе наиболее оптимальными темпами роста данного рынка, я считаю 10-15 процентов в год».

В автокредитах нет монополиста

В отличие от других розничных сегментов, ипотеки и потребкредитования, на рынке автокредитов  нет тотального доминирования одного игрока или группы монопродуктовых банков. Хотя на ТОР-10 игроков автокредитования, по данным исследовательской компании Frank Research Group, приходится 69,8% портфеля автокредитов (по данным на I кв. 2013 года), долевое распределение более уравновешено, чем, к примеру, на рынке ипотеки, где более 40% объема приходится на Сбербанк.

Крупнейший госбанк и здесь занимает первую строчку с 12,2% от общего объема (835 млрд руб.), и динамика прироста портфеля отрицательная. А если к доле ВТБ24 в те же 12,2% прибавить портфель Банка Москвы, то на группу ВТБ придется уже 12,4% автокредитов. Но интересно, что даже не квазигосударственные банки являются уверенными лидерами по выдаче продукта. Совокупная доля Росбанка и Русфинанс банка, входящих в группу Societe Generale, и занимающих 3 и 4 место, составляет 19,5%. Другие дочерние банки иностранных финансовых институтов тоже имеют прочные доли рынка, а единственный отечественный банк в десятке лидеров, «Уралсиб», занимает девятое место с 3% от объема.

Разброс процентных ставок тоже не свидетельствует о явлении монополизации рынка. ВТБ24 и Сбербанк выдают кредит покупку автомобиля со ставкой от 13% годовых, минимальная ставка Росбанка на покупку нового автомобиля – 12,9% годовых. Наталия Морозова, начальник управления развития автокредитования ЗАО «Райфффайзенбанк», отмечает, что в среднем по рынку ставки могут ощутимо варьироваться в зависимости от выбранного срока кредита и  уплаченного первоначального взноса за автомобиль. «Но если постараться выделить средние процентные ставки, то на новые автомобили  они составляю 14-15 процентов, на подержанные автомобили 16-18 процентов годовых», - резюмирует г-жа Морозова.

Кто хотел – взял свое

Эти показатели говорят о том, что на развитие рынка мало влияет фактор присутствия госбанков, имеющих более дешевые ресурсы и более развитую сеть. Крупные банки здесь точно так же ощущают изменения макроэкономических показателей, а банки поменьше имеют возможность зайти на рынок с конкурентными ставками. Алексей Токарев, вице-президент ВТБ24, отмечает, что налицо замедление рынка: «Это связано с падением продаж автомобилей в I квартале 2013 года, относительно аналогичного периода 2012 года и частичным изменением поведения покупателей. В целом, доля автомобилей, приобретаемых в кредит, снизилась в среднем на 3-4 процента».

Но, усиливая присутствие в этом сегменте розницы, банк вполне может обычными маркетинговыми средствами добиться роста портфеля даже на падающем рынке автопродаж. Антон Павлов, начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка, отмечает, что по итогам 2012 года в банке зафиксировали снижение объемов выдач автокредитов на 15%,  в сравнении  с 2011 годом. «Данное снижение связано, прежде всего, с обострением конкуренции на рынке автокредитования, - считает г-н Павлов. - В текущем году по итогам четырех месяцев объем выдач автокредитов в Абсолют Банке вырос на 21 процент по сравнению  с  аналогичным  периодом 2013 года. Сегодня  мы  не наблюдаем снижения спроса на программы автокредитования нашего банка».

Начинают продаваться подержанные

Антон Сороко говорит о том, что важным трендом на рынке является постепенное снижение среднего возраста автомобиля в целом. Рынок постепенно идет к насыщению, и это неизбежно скажется на объеме портфелей и тактике игры всех банков. «В долевом отношении увеличивается часть автомобилей, которые покупаются в кредит, за счет того, что подавляющая часть новых машин продается в рассрочку, - поясняет г-н Сороко. - Стоит также отметить увеличивающиеся темпы роста автокредитования в сегменте подержанных машин, что само по себе говорит об увеличении оборота вторичного рынка автомобилей, но не влияет на спрос на первичном рынке. Таким образом, замедление темпов роста автомобильного рынка будет оказывать сдержанно негативное влияние на динамику автокредитования».

Наталия Морозова из ЗАО «Райффайзенбанк» подтверждает наблюдения аналитика, говоря о том, что в банке ожидают планомерный рост выдач кредитов на подержанные автомобили по рынку, в связи с повышающимся спросом со стороны населения. «Хотя сейчас основной объем продаж автокредитов приходится на новые автомобили, объем рынка подержанных автомобилей практически в 2 раза  превысил продажи новых транспортных средств и продемонстрировал рост более чем на 13 процентов по сравнению с 2011 годом».

Банки ищут схемы

Общий экономический фон в текущем году не способствует рекордным показателям сегмента. Антон Павлов из негативных факторов, которые оказывают существенное влияние на динамику автокредитования, отмечает постепенный рост процентных ставок по программам автокредитования: только в начале 2013 года ставки выросли на 0,23%. «На текущий момент средняя ставка по программам автокредитования на новые автомобили составляет 14,99 процента, для сравнения в начале 2012 года средняя ставка была на уровне 13,86 процента. Кроме того, стоит отметить рост цен на особенно популярные автомобили модели гольф-класса», - констатирует представитель Абсолют Банка.

Для того, чтобы сохранить и преумножить долю на рынке автокредитов, банкам уже недостаточно продвигать этот продукт как самостоятельный. Наталия Морозова считает, что фазу инерционного роста сегмент уже прошел: «В предыдущие годы положительную динамику роста автокредитов обеспечивали благоприятная экономическая ситуация и государственные стимулирующие программы: субсидирование автокредитов, программа утилизации и тому подобные». На рынке, ведущем себя как насыщенный, основным инструментом продвижения продукта становятся совместные с производителями или автодилерами программы.

Алексей Токарев из ВТБ24 также прогнозирует рост ставок, что, безусловно, не будет способствовать росту портфеля автокредитов: «Ставки по автокредитам могут вырасти на 0,5 процента. С одной стороны, понятный тренд увеличения стоимости заемных денег, с другой - у розничных банков растут риски». При этом банк в I квартале начал сотрудничество с компанией Дженерал Моторз ДАТ СНГ, в рамках которой предоставляется рассрочка при покупке автомобиля Chevrolet Cruze. Это показательный способ сохранить объем автокредитного портфеля: автомобили марки Chevrolet заняли второе место по объему продаж в России по итогам 2012 года, показав 18% прироста.

Еще один немаловажный фактор, который в перспективе окажет влияние на становление рынка автокредитования, - это участие в нем банков-дочерних предприятий крупных производителей. Два из них, Тойота Банк и БМВ Банк, уже имеют доли в 3,9% и 2,6% соответственно, входя в десятку лидеров сегмента. Антон Сороко убежден, что их доля будет расти, при этом доля универсальных банков – снижаться. «На мой взгляд, целевым значением для кэптивных банков будет часть, занимаемая на рынках развитых стран (около 50 процентов), - считает аналитик «ФИНАМа». - Сейчас же эта доля в России составляет примерно 25 процентов».

Начать дискуссию