Вклады

План без изъяна

В 2012 году российский розничный финансовый рынок захватила тема «персонального финансового планирования». Практика свидетельствует: клиенты, имеющие четкую стратегию, не только гораздо успешнее остальных, но и приносят куда больше прибыли банкам

В 2012 году российский розничный финансовый рынок захватила тема «персонального финансового планирования». Практика свидетельствует: клиенты, имеющие четкую стратегию, не только гораздо успешнее остальных, но и приносят куда больше прибыли банкам

Российские банки один за другим стали предлагать своим клиентам услугу персонального финансового планирования в комплекте с личным финансовым советником, закупать и адаптировать специальные программные решения, перенимать опыт у зарубежных коллег и проводить массовую переподготовку специалистов в соответствии с требованиями нового времени.

Для многих стран говорить с потребителем о его финансовых целях и способах их реализации, а не о преимуществах финансовых услуг банка, давно стало нормой. Подобный формат взаимодействия и клиента оставляет спокойным за свое финансовое будущее, настраивая на активное взаимодействие с различными финансовыми услугами, а чаще — их комплексом, и банку приносит существенные выгоды — объем продаж увеличивается в среднем в 2–3 раза на одного клиента, расходы на привлечение и удержание клиентов снижаются в 5–6 раз. Все довольны.

Формат услуги различен: можно обнаружить сервисы для самообслуживания, как например HSBC (Великобритания) или WellsFargo (США), как часть сервиса НSBC: Intesa, Citi, Barclays, Raiffeisen, и даже как отдельную платную услугу в Schoellerbank AG, подразделение Unicredit (Aвстрия), где финансовый план готовится в среднем 3–6 месяцев и стоит 2 тыс. евро.

В международной практике сначала рассчитываются возможные дефициты средств и только после этого, сколько и каких инструментов клиенту нужно

Как это работает? Как правило, финансовый консультант собирает информацию о финансовых целях клиента, уточняет, какой объем ресурсов тот готов выделять для реализации задуманного, рассчитывает возможность достижения целей. Затем совместными усилиями находится компромиссный вариант между текущими потребностями и необходимостью финансирования будущих целей, подбирается комплекс необходимых финансовых услуг, соответствующих параметрам финансового плана, в том числе — обеспечивающих надежность реализации плана, формируется резервный фонд и определяется объем необходимой страховой защиты.

Исследование «Практика применения персонального финансового планирования в российских банках», проведенное в IV квартале 2012 года Институтом финансового планирования, позволяет понять, что представляет собой услуга персонального финансового планирования в некоторых из отечественных банков и насколько она похожа на то, чем пользуются клиенты вне России.

Сбербанк Premier

Услуга персонального финансового планирования доступна бесплатно всем клиентам Premier с активами от 1 млн рублей для Москвы и 400 тыс. рублей для регионов. Более того, поскольку банк начинает общение с любым потенциальным клиентом в новом формате, прелести планирования можно испытать на себе еще на этапе обдумывания возможности сотрудничества с банком.

В рамках встречи с персональным менеджером мне предложили обсудить финансовые возможности, финансовые цели, а также рассмотреть различные варианты движения к ним на основе линейки финансовых услуг Сбербанка и его партнеров. Определяются наиболее значимые цели и возможности, затем риски профиля и обзор предложенной инвестиционной стратегии. Менеджер поясняет, какие из инструментов могут быть использованы в рамках данного профиля риска, после чего переходит к перераспределению текущих активов и свободных денежных средств, остающихся ежемесячно в распоряжении клиента.

Приятно удивила гибкость инструментов — можно отдельно распределить уже накопленные средства и отдельно планировать распределение будущих ежемесячных свободных средств, в соответствии с индивидуальной склонностью клиента к риску. Финансовое планирование проводилось в специальной компьютерной программе, содержащей все банковские продукты. Нажатием нескольких кнопок можно смоделировать портфель, а потом оформить выбранные инструменты.

Немного смутило то, что необходимость перераспределения средств была неочевидна, то есть я так и не поняла, будет ли мне достаточно того, что я имею и что делаю сама для реализации целей, или мне для их достижения объективно нужны услуги банка. В итоге — у меня сложилось четкое представление

о подходящих мне услугах, но, к сожалению, не появилось понимания того, как я буду двигаться к реализации своих финансовых задач и сколько мне нужно для этого выделять ресурсов.

В конце встречи план распечатывается и передается клиенту, также менеджер предлагает его выслать по электронной почте. К ключевым преимуществам можно отнести отличную презентацию необходимого набора услуг, закрывающую потребности не только в формировании капитала, но и в защите финансовых интересов. К минусам — пока недостаточную проработку решений в контексте финансовых целей клиента. Возможно, данный недостаток будет устранен и тогда план станет подробным и удобным для использования.

В международной же практике сначала рассчитываются возможные дефициты средств — проще говоря, на какую цель сколько денег не хватает, и только после этого, чтобы нивелировать эти дефициты, рассчитывается сколько и каких инструментов клиенту нужно. По итогам могут быть предложены варианты оптимизации всего финансово-хозяйственного комплекса, но важно понимать — для чего это делается.

Исследование An Essential Tool for Informed Consumer Choice, проведенное в 2008 году Гарвардской бизнес-школой, показало, что уровень благосостояния тех, кто планировал финансы на будущее, вдвое выше, чем у тех, кто не занимался планированием.

ВТБ24 Private Banking

Услуга персонального финансового планирования и консультирования доступна VIP-клиентам при покупке пакета сервисов «Прайм». Учитывая статус клиентов, общение в большей степени ориентировано не на достижение финансовых целей — в большинстве случаев активы клиента уже сформированы, — а на формирование индивидуальной программы поддержания стабильности персональной финансовой ситуации и защиты состояния от угроз внешней и внутренней среды.

В рамках консультации большое внимание уделяется вопросам налогового планирования, организации структуры капитала с точки зрения оптимизации затрат на ее содержание и защиту, а также актуальным программам по подготовке состояния к передаче будущим поколениям. Плюсы: абсолютно индивидуальный подход к решению задач клиента, широкий перечень услуг, ориентированный на стиль жизни клиента. К особенностям данного формата персонального финансового плана можно отнести сложность восприятия влияния результатов консультирования на индивидуальную финансовую ситуацию. 

БКС Премьер

Сервис доступен бесплатно для любого желающего начать сотрудничество с компанией. Первым этапом является определение финансовых целей клиента, после чего менеджер выясняет возможности клиента. Далее в формате тестирования определяется индивидуальная склонность к риску, и менеджер начинает обсуждать с вами возможности реализации целей. В нашем случае нам не предоставили информацию о том, насколько, в определенном для нас профиле риска, возможно осуществление целей, но сразу предложили пересмотреть в сторону повышения свое отношение к риску, почему-то опустив варианты с увеличением суммы ежемесячных вложений или перераспределения имеющихся активов, часть из которых вполне могла бы быть перенаправлена на реализацию цели.

Персональное финансовое планирование с опозданием начало использоваться в России

Через 1–2 дня финансовый консультант отправляет финансовый план по электронной почте. В отчете содержится информация о поставленных клиентом задачах и несколько вариантов пакетов услуг, способных привести к их реализации. Разобраться в присланном варианте репорта без помощи менеджера оказалось затруднительно. Удивила и вольная интерпретация предоставленных изначально данных (сумма ежемесячных платежей) и рекомендаций (не соответствующих заявленному профилю риска и возможностям горизонта инвестирования).

К плюсам сервиса планирования можно отнести доступность услуги, к минусам, наверное, все остальное — наглядность персональной финансовой ситуации и возможных способов движения к финансовым целям, формат предложенных решений, путанность в рекомендациях и фокус только на инвестиционной части, без учета иных важных аспектов на пути к финансовому благополучию.

Райффайзен Банк

Услуга персонального финансового планирования бесплатно доступна клиентам Premium Banking при условии размещения 2 млн рублей, либо при покупке пакета услуг Premium — цена 3 тыс. рублей в месяц. В рамках встречи с персональным менеджером вы можете рассказать обо всех своих финансовых желаниях и уточнить персональные возможности, включая тот объем средств, который вы потенциально готовы выделять для реализации финансовых задач. Менеджер компетентно рассказал об особенностях риск-профиля, исходя из наших индивидуальных предпочтений, а также опыта работы с финансовыми услугами. Особое внимание уделяется системе защиты и организации фундамента плана. Многие пакеты финансовых услуг уже сформированы с учетом особенностей стиля жизни клиентов.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В Великобритании на 63 млн жителей приходится 70 тыс. персональных планировщиков, в Италии на 59 млн жителей —5 0 тыс. советников, в Германии 300 тыс. специалистов — на 81 миллион жителей. России далеко до общедоступного финансового плана: на 140 млн жителей их всего 4,5 тыс., включая сотрудников банков.
Первое место среди факторов, оказывающих влияние на лояльность клиента, занимает качество финансового консультирования — 61%, и только потом идут условия по продуктам и комиссии — 55%, доступность и внутреннее убранство офисов — 44% (по данным «World Retail Banking Report 2011», EFMA).
Barclays приводит статистику: средний объем размещенных клиентом средств за год, приходящийся на сотрудника отделения — 39 тыс. евро, а портфель, приходящийся на финансового советника того же банка — 79 тыс. евро
Число клиентов Сбербанка, воспользовавшихся бесплатной услугой персонального финансового планирования, в 2012 году превысило 100 тыс., прогноз на 2013 год — свыше 300 тыс. Услугу оказывают 2400 специалистов Сбербанка во всех регионах России.

Итоговый отчет не перегружен цифрами и предоставляется в формате доверительных рекомендаций от менеджера в соответствии с пожеланиями, определенными в рамках плана. Но и альтернатив вам не покажут, то есть различные способы движения к целям вы не увидите. По результатам заполненной анкеты через несколько дней присылают результаты расчетов и персональные рекомендации, с приглашением на встречу, в ходе которой можно обсудить план ближайших действий и задать все интересующие вопросы.

Немного смутил формат начала общения — попытка выяснить мое отношение к риску и подход к формированию будущего инвестиционного портфеля, а также выяснение моих персональных возможностей. Все это было сделано до того, как мы поговорили о моих целях.

Порадовали компетентность менеджера и простота предоставляемой информации по услугам и аспектам их применения. Портфель инвестиционных инструментов был подобран, исходя не только из профиля риска, но из сроков реализации моих целей, а также персональных особенностей целей (диверсификация валютных рисков, рисков потери трудоспособности — по тем целям, для которых это было важно). Лаконично и профессионально.

К плюсам можно отнести качество консультации и четкие ответы на вопросы, что необходимо предпринимать и почему именно в таком формате для реализации своих целей. К минусам: недочеты в процессе коммуникации (было бы приятнее начать разговор с того, что я хочу, а не с того, что у меня есть), а также — безальтернативность продемонстрированного в рамках плана пути движения к финансовым целям. Ведь для меня, как и для большинства потенциальных потребителей этой услуги, важно оставить право выбора за собой.

В международной же практике со мной сначала поговорили бы о моих финансовых целях — уточняя их и углубляя, мне бы предложили базовый перечень целей, важных для представителей целевой группы, к которой я отношусь. И только после того, как мы обсудили, в каком доме я хочу жить, где будут учиться мои дети, когда должна начаться моя финансовая независимость, мы начали бы изыскивать для этого возможности в недрах моего бюджета.

По данным Global Private Banking and Wealth Management Survey 2011 (PWC) 75% компаний — лидеров индустрии обслуживания состоятельных клиентов, выделяют «клиентоориентированный подход и развитие сервисов» как основной фактор развития на ближайшие несколько лет.

Банк «Открытие»

Услугу персонального финансового планирования предлагают всем клиентам «Открытие Премиум»: как уже действующим, так и потенциальным. Чтобы стать клиентом сегмента «Премиум», необходимо обладать активами от 1 млн рублей. Во время встречи с консультантом мы обсудили несколько важных областей моей финансовой жизни: это и управление текущими денежными потоками, и достижение целей, и защита уже существующих активов.

Работа над финансовым планом началась с обсуждения элементов финансовой защиты, которые могли бы помочь поддерживать привычный уровень жизни и защитить уже сформированные, для чего консультант предложил несколько решений, связанных с формированием резервного фонда и защитой жизни. Далее мы перешли к рассмотрению финансовых целей и возможностей.

Непосредственно в процессе диалога, который проходил с использованием программы, мы смогли увидеть, какие из моих целей могут быть достигнуты и в какие сроки это возможно осуществить, исходя из моей текущей ситуации. После того как мы определили дефициты денежных средств, мы перешли к определению индивидуального инвестиционного профиля и формированию нескольких вариантов инвестиционных портфелей.

Проработка инвестиционной части плана была представлена достаточно глубоко. Предложена возможность учесть в плане использование кредитов для движения к финансовым целям в случае крайней необходимости. В качестве отчета по финансовому плану было предложено несколько документов, описывающих рассмотренные на встрече возможные варианты движения к финансовым целям, с графиками и цифрами, но с минимумом текстовой информации. Финансовый план дает достаточно четкое представление о возможных путях движения к реализации финансовых задач через разные инвестиционные возможности. К минусам можно отнести инвестиционный уклон плана, а также сложность интерпретации его выводов для неподготовленного клиента, не обладающего глубокими познаниями в финансово-инвестиционной сфере.

Помимо банков

Данную услугу можно получить у независимых финансовых советников (реестр сертифицированных специалистов на сайте www.infinplan.ru), или составить самостоятельно, воспользовавшись специальными программами — например, www.finplan.pro.

Персональное финансовое планирование с опозданием начало использоваться в России. Скажем, для британцев работа с финансовым советником более 100 лет является нормой, для США и Канады — более 40 лет, даже для Чехии и Польши — это норма уже более 10 лет. Но темпы распространения финансового планирования в России и интерес к данной услуге со стороны клиентов впечатляют и вселяют надежду на то, что в самом недалеком будущем банкиры через финансовый план помогут клиентам реализовывать вдвое больше финансовых целей. А розничный банкинг станет более стабильным и эффективным: как минимум отпадет необходимость завоевывать лояльность клиента китайским зонтиком и колбасой в подарок за открытие вклада.

Начать дискуссию

Минцифры запретит массовые спам-звонки

Абоненты стараются не отвечать на входящие звонки, чтобы не сталкиваться с рекламными обзвонами и спамом. Власти будут с этим бороться и запретят массовые звонки, инициированные роботами.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2
Кадры

На рынке труда пенсионеры и студенты стали ценными кадрами

На фоне дефицита кадров компании заинтересовались в найме студентов и пенсионеров. Теперь им предлагают работу в 2 раза чаще.

Лучшие спикеры, новый каждый день

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Стритфуд — динамично развивающийся сегмент рынка общепита, популярный как у начинающих предпринимателей, так и у опытных рестораторов. Однако и здесь есть свои подводные камни. Разберем 7 главных ошибок, которые допускают владельцы стритфуда, и расскажем, какие из них можно избежать с помощью системы автоматизации кафе Fusion POS.

7 типичных ошибок, которые допускают в стритфуд

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

С 1 мая все физлица могут бесплатно переводить между своими счетами до 30 миллионов рублей в месяц через СБП. В Модульбанке повышенный лимит переводов для селлеров доступен уже сейчас с Маркет Картой.

Незавершенное строительство позволяет претендовать на выкуп земли много ниже кадастровой стоимости

В Адыгее сотрудники полиции пресекли попытку приобретения земельных участков мошенническим путем путем незавершенного строительства.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

До текущего года Росстат штрафами только пугал, а теперь наказывает. Как отбиться от штрафа, есть ли шанс?

КУБ дня. Про штрафы за статотчетность

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами

Согласно закону 54-ФЗ, в большинстве случаев при приеме платежей от физических лиц бизнесу — будь то предприниматель или юридическое лицо — нужна онлайн-касса. По-другому, каждый платеж нужно фискализировать. Расскажем, как сделать это с наименьшими затратами.

Как принимать оплату через СБП и работать по 54-ФЗ с наименьшими затратами
Бесплатно с НДФЛ

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

Изменят расчет НДФЛ по процентам от вкладов. Минимальный срок владения для продажи квартир будут считать по-новому для перепланировки и покупки за маткапитал.

Поправки в НК–2024: что изменится в НДФЛ

На одну госпошлину стало меньше

С 23 апреля транспортные средства, переданные фронту, освободили от уплаты госпошлины при постановке на учет.

ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Телеграм уже давно не просто мессенджер — это полноценная арена для маркетологов, которые каждый день соревнуются за внимание аудитории. Платформа активно развивается, предлагая все новые и новые рекламные инструменты. Но с ростом возможностей возникает и потребность в автоматизации. Здесь на сцену выходит Telega.in, превращая сложные процессы в дело пяти минут.

Берешь и запускаешь: как Telega.in меняет правила игры в размещении рекламы в Телеграм для бизнеса

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Интересные материалы

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов