После кризиса лизинг вошел в число самых быстро растущих сегментов экономики. В посткризисные годы наблюдался ежегодный почти двукратный рост объемов операций. Для любой лизинговой компании главная задача — обеспечение максимальных гарантий возврата имущества. Наиболее эффективным механизмом в этом случае является страхование, играющее роль финансового инструмента управления рисками
По сложившейся практике лизинговое имущество страхуется от целой группы рисков:
1. От хищения или уничтожения имущества, когда оно выбывает из владения лизингополучателя;
2. От повреждения, когда необходим его ремонт, после чего лизингополучатель продолжает эксплуатацию;
3. Страхование гражданской ответственности (в частности, при лизинге транспортных средств);
4. Комплексные программы, включающие страхование «от всех рисков», в том числе рисков неполучения ожидаемого дохода в процессе эксплуатации.
Страхованием обеспечивается, как правило, дорогостоящее оборудование. Отдельно можно также выделить легковой, грузовой транспорт, строительную технику, железнодорожный подвижной состав. Доля страхования лизингового транспорта доходит до 100%, в настоящее время незастрахованные риски — редчайшее явление. По оценкам страховщиков, объем рынка страхования лизинговых операций составляет 10–12 млрд рублей страховых премий в год.
Как свидетельствуют результаты опроса лидеров рынка лизингового страхования, в этом сегменте доминируют объемы крупного (пригосударственного) бизнеса, который уверен в своем будущем (вагоны, авиация). Инвестиции в виде лизинга в данные сегменты малорискованны и интересны крупным игрокам. Источником финансирования служат почти исключительно государственные банки. Страховщики отмечают, что по сравнению с прошлыми годами падает спрос на лизинг тяжелого транспорта и оборудования всех видов. В этом сегменте, где раньше сильные позиции были у независимых российских и иностранных компаний, идет перераспределение объемов в пользу кэптивных компаний. Некоторый рост показывают сегменты легкового транспорта в связи с формированием отложенного спроса с 2009 года. Для независимых страховщиков объем доступного рынка снижается уже на протяжении 3–4 лет. Идет процесс вытеснения их в высокорисковый и низкодоходный сегмент транспорта и мелкого и среднего оборудования.
Концентрация рынка как фактор риска
В 2012 году наблюдается отчетливая тенденция роста уровня конкуренции на рынке финансового и оперативного рынка, крупные лизинговые компании, такие как «Европлан»,«Каркаде», «АЛД-Автоматив», «Арвал», продолжают набирать обороты и активно развиваться в регионах, констатируют страховщики. Как рассказала начальник отдела страхования лизингового транспорта управления прямых продаж «Ингосстрах» Анастасия Сарыгина, активную деятельность в сегменте ритейла сейчас ведут также компании при госбанках, такие как «ВЭБ Лизинг», «ВТБ Лизинг», «Сбербанк Лизинг». По данным руководителя управления по работе с лизинговыми компаниями «АльфаСтрахование» Татьяны Лещинской, на эти три компании с государственным участием приходится около 43% от всего объема нового бизнеса.
Нарастание конкуренции среди лизинговых компаний в борьбе за клиентов приведет к снижению ставок и увеличению объемов просроченной задолженности
Директор по работе с ключевыми банками и лизинговыми компаниями блока партнерского страхования компании «Росгосстрах» Кирилл Когтев высказал мнение, что нарастание конкуренции среди лизинговых компаний в борьбе за клиентов приведет к снижению ставок и увеличению объемов просроченной задолженности.
Рынок лизинга крайне чувствителен к неблагоприятным изменениям в экономической, политической и инвестиционной ситуации, как в России, так и за рубежом, поскольку продукты лизинга являются долгосрочными (4–5 лет) вложениями для банков/инвесторов с низкой маржинальностью 2–5%. Просчитать стоимость рисков адекватно на таком горизонте планирования невозможно. Вместе с тем в лизинг приобретаются в основном предметы производства, и рецессия и стагнация спроса автоматически снижают спрос на обновление основных средств.
Кредиторов становится все меньше, и западные деньги постепенно замещаются российскими ресурсами, привел данные директор центра страхования лизинговых операций СК «Альянс»Александр Кананадзе. Поэтому, продолжил он, основными кредиторами лизинговых компаний являются крупнейшие российские банки. Одновременно банки рассматривают лизинговые компании как конкурентов непосредственно банковскому кредитованию и кэптивному лизингу, поэтому развитие независимых и иностранных лизинговых компаний сильно затормозилось. «Для нас, как для страховщиков, концентрация основных объемов лизинга в 5–6 кэптивных лизинговых компаниях снижает конкурентность и, как следствие, изменяет качество и стоимость услуги для конечного клиента», — сказал он. Кроме того Александр Кананадзе прогнозирует, что в случае сохранения действующих норм правового регулирования рынок лизинга будет продолжать расти за счет госкомпаний и крупных заказов. Структура портфеля лизинговых компаний будет смещаться в сегмент железнодорожного транспорта, авиации, тяжелой и специальной техники. Медленно будет расти доля страхования легковой техники, зданий и сооружений. Сегмент страхования оборудования будет расти только за счет модернизации крупных промышленных госпредприятий.
В подобном сценарии концентрация страхования в кэптиве будет возрастать, качество страхового покрытия не будет прогрессировать. Конкуренция развернется за рыночный сегмент малого и среднего бизнеса, где реально востребованы соотношение цена/качество и профессионализм страховщиков в части продажи и урегулирования убытков.
Тренд на замедление роста
Прежний кризис 2008 года подталкивает лизингодателей к наиболее тщательной оценке финансового состояния клиента, однако в нынешней ситуации сильнейшая конкуренция не позволяет лизинговым компаниям ужесточить свои требования, скорее наоборот, заставляет их занижать планку — уменьшать размер аванса, более лояльно относиться к оценке финансового состояния лизингополучателя. Предыдущий кризис сформировал так называемый «отложенный спрос», который, в целом, был реализован в течение 2010–2011 годов и вряд ли скажется в 2012 году, полагают эксперты страхового рынка.
По прогнозу специалистов, в 2012 году рынок лизинга ждет прирост на 10-20%. Раньше основным игрокам на рынке лизинга удавалось увеличивать свой портфель более быстрыми темпами за счет посткризисного периода.
Директор дирекции имущественного страхования СК «МАКС»Александр Агапов высказал предположение, что, с оглядкой на прогнозы по развитию кризисных явлений в 2012–2013 годах, маловероятен рост рынка лизингового страхования более чем 10–15% в год. Однако, по его мнению, возможны колебания, связанные, например, с реализацией анонсированных планов по замене авиапарков крупных перевозчиков, программами модернизации энергетического комплекса. При этом произойдет перераспределение страховых портфелей.
Рынок лизинга достаточно сильно подвержен влиянию кризисных факторов ввиду того, что для развития ему необходимо постоянное долгосрочное финансирование
С коллегой согласен и заместитель генерального директора страховой компании «ГЕФЕСТ»Константин Барковский. По его оценке, в 2012 году темп роста рынка несколько снизится, прирост планируется на уровне 15%. Сдержанность темпов роста предполагается в связи с тем, что в 2012 году не было и не ожидается единичных масштабных сделок, которые бы принципиально изменили ситуацию. Страховой рынок будет расти пропорционально рынку лизинговых операций, в свою очередь, предпосылками для развития рынка страхования имущества, приобретаемого в лизинг, по-прежнему будут оставаться развитие промышленности и активизация банковского кредитования.
Управляющий директор по работе с банками и лизинговыми компаниями Страховой Группы «СОГАЗ» Антон Барышек отметил, что уже сейчас заметно замедление темпов роста. Так, по итогам первого полугодия рынок вырос на 34% против 80% по итогам 2011 года. Связано это, пояснил специалист, прежде всего с тем, что у многих лизинговых компаний возникают проблемы с финансированием, так как банки значительно повысили ставки по привлеченным ресурсам, а также не очень активно кредитуют лизинговый сектор в ожидании кризиса.
«Рынок лизинга достаточно сильно подвержен влиянию кризисных факторов ввиду того, что для развития ему необходимо постоянное долгосрочное финансирование, плюс, во время кризиса начинает сильно расти просроченная задолженность, что, в свою очередь, приводит к невозможности обслуживать лизинговыми компаниями имеющиеся кредиты», — добавил он. Антон Барышек напомнил, что именно из-за этого в результате кризиса 2008 года с рынка ушло существенное количество мелких и средних лизинговых компаний. Если говорить в целом об отрасли, то в результате кризиса 2008 года рынок упал почти на 60%, причем основное падение пришлось на 2009 год, когда последствия кризиса проявились наиболее значительно.
Глава дирекции по страхованию лизинговой деятельности Страховой компании «Согласие» Александр Дворецкий полагает, что в числе драйверов роста рынка на ближайшую перспективу будет государственная поддержка лизинга — крупные государственные проекты, такие как «Олимпиада-2014». Кроме того, благоприятно на развитие операций может повлиять возможное снижение таможенных пошлин на импортное оборудование и транспортные средства, связанное с вступлением России в ВТО.
Отрицательным фактором для рынка может оказаться неизбежная либерализация критериев риск-менеджмента — снижение требований лизинговых компаний к отбору клиентов, что приведет к неадекватному росту рисков по лизинговому портфелю. Возможное снижение маржи лизинговых компаний в стремлении удержаться на рынке приведет к сокращению числа игроков—участников рынка лизинга, сделал предположение Александр Дворецкий.
В остальном, соглашаются эксперты, в ближайшее время рост рынка будет носить органический характер. Долгосрочный прогноз развития рынка лизинговых услуг — достаточно сложная задача, но в целом позитивные тенденции здесь напрямую зависят от экономического роста и законодательной поддержки.
Начать дискуссию