Кредитование

Снова на колесах

Российские власти вспомнили о госпрограмме льготного автокредитования, решив подстегнуть падающий спрос на покупку машин в кредит. При благоприятном стечении условий участники рынка ожидают роста темпов кредитования на 5—10%. Ставка по субсидированным кредитам может снизиться до 10% годовых. Об участии в программе уже заявили три иностранные «дочки»: Райффайзенбанк, «Нордеа», «ЮниКредит».

Российские власти вспомнили о госпрограмме льготного автокредитования, решив подстегнуть падающий спрос на покупку машин в кредит. При благоприятном стечении условий участники рынка ожидают роста темпов кредитования на 5—10%. Ставка по субсидированным кредитам может снизиться до 10% годовых. Об участии в программе уже заявили три иностранные «дочки»: Райффайзенбанк, «Нордеа», «ЮниКредит».

Согласно информации на сайте Министерства промышленности и торговли, нынешняя программа позволит заемщикам брать автокредит под ставку банка минус 2/3 ставки рефинансирования (сейчас 5,5%). Таким образом, средняя стоимость автокредита по рынку снизится примерно до 10%, говорит аналитик компании «Солид» Артур Ахметов. Однако программа имеет ограничения. Льгота предназначена только для новых автомобилей стоимостью не более 750 тыс. рублей, весом не более 3,5 тонны. Сам же кредитный договор по сроку не должен превышать трех лет, а минимальный первоначальный взнос составляет 15% от стоимости авто. По предварительной информации, под действие новой программы подпадут не только автомобили отечественной сборки, но и иномарки, сообщает директор департамента розничного бизнеса Нордеа Банка Вячеслав Лясевич.

Подобная программа уже запускалась в 2009—2012 годах в качестве посткризисной меры, но ее заморозили, так как государству показалось, что состояние российского автопрома пришло в норму, рассказывает Ахметов. «Но, видно, сектор все еще требует поддержки», — считает он.

Темпы роста продаж автомобилей падают уже несколько месяцев подряд, говорит Лясевич. При этом больше всего страдает именно сегмент доступных по цене автомобилей, подчеркивает он. Возможность же получить заем на авто на льготных условиях, безусловно, сможет поддержать стагнирующий спрос и увеличит темпы автокредитования. Ведь сейчас практически каждый второй автомобиль приобретается в кредит, приводит статистику Лясевич.

Первая программа государственного субсидирования процентных ставок оказала положительное влияние на автомобильный рынок в целом и на рынок автокредитования, вспоминает начальник управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталия Морозова. По ее словам, наибольшее влияние льготы оказали на кредитование отечественных автомобилей, на долю которых в 2011 году, например, пришлось до 50% от всех продаж. Повлияла субсидия также и на динамику роста кредитных портфелей банков, хотя и первоначально для участия в программе от банков требовалось четкое соответствие довольно жестким стандартам, вплоть до принадлежности к банкам с государственным участием, говорит директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус. «В возобновляемой же программе подход изначально лояльный, что не может не радовать», — говорит он.

Сейчас автокредитование во многих банках не является локомотивом для получения совокупной прибыли, а существует, скорее, для полноты продуктовой линейки. «Низкая доходность и маржа, составляющая 3—4%, снижают привлекательность рынка автокредитования для универсальных банков, — описывает ситуацию Белоус. — Так, стоимость фондирования в среднем составляет 10—11%, а процентная ставка по автокредиту колеблется в районе 14—15%, плюс — надо учитывать риски. Понятно, что универсальные кредитные организации проигрывают в конкурентной борьбе на поле автокредитов таким кэптивным банкам, как БМВ Банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, Тойота Банк». Но, по его словам, волноваться будут те банки, автомобили концернов которых попадают в ценовой сегмент до 750 тыс. рублей — Renault Credit, Hyundai Finance, Ford Credit.

По ожиданиям Артура Ахметова, субсидии увеличат темпы роста кредитования на 5—10% в следующем году.

Есть правда, еще одна проблема, влияющая на темпы роста рынка, и она не зависит от субсидирования ставок, — это отсутствие единой базы залогового движимого имущества. «Без нее (базы) многие банки не могут активно развивать этот сегмент, так как опасаются распространенной мошеннической схемы, когда недобросовестный заемщик реализует купленный в кредит автомобиль на вторичном рынке и скрывается», — считает директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков.

Начать дискуссию