Банки

Спам для своих

Банки продолжат рассылать рекламу продуктов и услуг на мобильники, несмотря на готовящийся законодательный запрет СМС-спама. Доказать, что предложение по вкладу или кредиту — спам, а не персональное предложение, будет сложно. Но госорганы, по данным портала Банки.ру, проследят за тем, чтобы клиент подписывал согласие на получение от банка любой информации отдельно от других условий договора.

Банки продолжат рассылать рекламу продуктов и услуг на мобильники, несмотря на готовящийся законодательный запрет СМС-спама. Доказать, что предложение по вкладу или кредиту — спам, а не персональное предложение, будет сложно. Но госорганы, по данным портала Банки.ру, проследят за тем, чтобы клиент подписывал согласие на получение от банка любой информации отдельно от других условий договора.

Число потребителей, недовольных «мелким шрифтом» в кредитных договорах, сравнимо с количеством тех, кто негодует по поводу рекламных предложений, рассылаемых банками путем СМС. Люди активно жалуются в различные инстанции на «мобильную» настойчивость банков.

Навязчивой СМС-рекламой, как известно, грешат не только кредитные, но и многие другие организации, поэтому Минкомсвязи разработало законопроект о запрете СМС-спама. Соответствующие поправки в закон «О связи», как заявил на днях советник главы Минкомсвязи Денис Свердлов, правительство может внести в Госдуму на этой неделе.

Из текста законопроекта (есть в распоряжении портала Банки.ру) следует, что любой оператор сотовой связи вправе по жалобе клиента заблокировать нежелательную рассылку. Речь идет как о блокировке рассылки, осуществляемой в массовом порядке, если она имеет признаки спама (спамом предлагается считать рассылку, осуществляемую без предварительного согласия абонента на ее получение), так и о прекращении передачи сообщений на конкретный абонентский номер по жалобе его владельца.

Правда, механизм реализации такого закона (если он будет принят) еще не прописан. В том числе то, как будет доказываться незаконность рассылки, причисление ее к спаму. Также неясно, что будет считаться надлежащим согласием физлица на получение рекламной информации путем СМС и как это должно фиксироваться в договорах.

Такие нестыковки пока что вовсю используют банки. СМС-рассылкой предложений по продуктам и услугам не брезгует большинство кредитных организаций, развивающих розницу. Потребители, судя по отзывам в «Народном рейтинге» на портале Банки.ру, жалуются на то, что не давали банку согласия на СМС-рассылку им рекламных предложений. Но из ответов представителей кредитных организаций следует, что такие согласия во многих случаях были-таки подписаны, поскольку являлись частью договора с банком. То есть даже не были прописаны в договоре отдельным пунктом, рядом с котором клиенту предлагалось поставить галочку.

«Хочу выразить свое сожаление, что инициатива банка доставила вам неудобства, ведь, делая эту рассылку, мы в первую очередь хотим сообщить нашим клиентам наиболее актуальную информацию об услугах нашего банка», — ответил представитель служба заботы о клиентах Сбербанка Андрей Рассохо на просьбу участника «Народного рейтинга» Nerro прекратить СМС-рассылку.

При этом Андрей Рассохо указал следующее: «Ваше заявление на выдачу банковской карты было вами подписано, что подтверждает ваше ознакомление с «Условиями использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», которые в совокупности с другими документами являются договором о выпуске и обслуживании банковских карт».

Действительно, согласно пункту 9.2.1. этих условий, которые есть на официальном сайте Сбербанка, «держатель уполномочивает банк в том числе предоставлять держателю «информационные и рекламные сообщения об услугах банка путем организации почтовых рассылок, рассылок СМС-сообщений, рассылок по электронной почте в адрес держателя, а также посредством телефонной связи».

Сбербанк, как передала его пресс-служба, 23 августа, когда готовилась данная статья, «воздержался от комментариев по данной теме».

Целый ряд жалоб поступил в «Народный рейтинг» на Русславбанк, который рассылает предложения о своих продуктах путем СМС тем, кто хоть раз воспользовался услугами принадлежащей этому банку системы денежных переводов Contact.

«Если не хотите получать практически ежедневный СМС-спам от системы денежных переводов Contact — постарайтесь никогда не пользоваться ее услугами или не давать свой реальный номер мобильного телефона, —возмущается пользователь mmzr. — Никакие звонки в их колл-центр не помогают избавиться от спама: мальчики и девочки на другом конце провода спрашивают ваш номер мобильного телефона, вежливо отвечают, что больше никакого спама от них не будет, и буквально на следующий день снова назойливое сообщение от них».

«В случае АКБ «Русславбанк» согласие является частью договора об оказании услуг, если речь идет о банковских продуктах «Contact Банк», или заявления на осуществление денежного перевода — в случае платежной системы Contact, — сообщили порталу Банки.ру представители пресс-службы Русславбанка. — В тексте четко указывается, что клиент выражает согласие на получение информации об услугах банка».

Русславбанк, по словам его представителей, информирует своих клиентов посредством СМС-рассылок о статусе денежного перевода, акциях и новых услугах системы Contact, текущих кредитных и депозитных предложениях.

Кроме того, судя по отзывам участников «Народного рейтинга», спам от имени какой-либо кредитной организации приходит не только ее клиентам, но и людям, у которых никогда не было с ней отношений. Люди (как клиенты, так и «посторонние») жалуются на то, что не давали согласия на рекламу.

В клиентской базе Русславбанка, отмечают в его пресс-службе, миллионы клиентов, с которыми поддерживается постоянная связь. «Банк рассылает информацию только своим клиентам. При этом клиент пользуется сервисами переводов и платежей в офисах партнеров платежной системы Contact (это свыше 10 тыс. только в России). Партнер является, по сути, лицом платежной системы, поэтому клиент не всегда ассоциирует полученные им услуги с Contact», — сказали в пресс-службе.

ВТБ 24 также не брезгует рассылкой предложений с помощью СМС. При этом вице-президент, директор департамента CRM ВТБ 24 Дмитрий Кузякин считает запрет на СМС-спам абсолютно справедливым и обоснованным.

«Несмотря на кажущуюся простоту и не первоочередную важность данного вопроса, хочу заметить, что здесь речь идет о защите граждан от несанкционированного доступа в личное информационное пространство, — заявил Кузякин. — Любое информационное сообщение оказывает влияние на состояние человека или его поведение. В конце концов, это банальное раздражение как от очередного спама. Граждане должны иметь возможность управлять этим потоком и иметь защиту от нежелательных сообщений».

В ВТБ 24, продолжает Кузякин, на сервисные сообщения есть подписка. «Сам факт подписки дает нам право коммуницировать с клиентом, пока он этот сервис сам не выключит, — рассказывает он. — Согласием считается прямое разрешение клиента, которое он оставляет при заключении договора».

По данным Кузякина, СМС — только один из каналов связи с клиентом. Этот канал всегда используется совместно с другими, например с банкоматным каналом, интернет-банком или e-mail. «Тип и форма предоставляемой информации сильно зависят от типа целевой кампании, сегмента и цели коммуникации, — объясняет вице-президент ВТБ 24. — Информация в СМС может быть любая: это и предложения новых, персонализированных продуктов, и так называемые продуктовые advise-предложения, нотификации или просто поздравление с днем рождения. Мы не используем СМС-канал в одиночку».

ВТБ 24, как сообщил Дмитрий Кузякин, старается работать со всей активной клиентской базой (это примерно 9 млн человек), кроме отказников. Вице-президент ВТБ 24 заверил, что в любой момент клиент может свое согласие отозвать, написав обращение в свободной форме в любом из отделений ВТБ 24. «Наш стоп-лист пополняется ежедневно. После того как клиент попал в стоп-лист, по нему останавливается весь текущий коммуникационный план. То есть работать с этим клиентом мы перестаем по всем каналам: банкомат, e-mail, веб-интерфейс «Телебанка», СМС, исходящий обзвон», — уведомил Кузякин.

По его опыту, просто получив СМС, клиенты очень редко принимают решение. «Вообще, СМС-уведомления не самый дешевый канал и, прямо скажем, малоэффективный», — считает вице-президент ВТБ 24. По его мнению, СМС-рассылки целесообразны только в качестве дополнения к другим каналам коммуникации с клиентом и только после того, как банк решит, что потребителя это не будет раздражать.

Об эффективности для банка такой рекламы собеседники портала Банки.ру судят по-разному.

«По данным наших исследований, большинство клиентов положительно относятся к акциям и специальным предложениям, поэтому затраты в нашем случае оправданны и окупаются, — утверждают представители пресс-службы Русславбанка. — Доля обращений за услугами существенно различается в зависимости от акции и продукта и может колебаться в диапазоне от нескольких процентов до десятков процентов».

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин полагает, что за счет высоких процентных ставок затраты банка на масштабную рекламную рассылку СМС-сообщений может покрыть даже один потребитель, который на это «купился».

«Массовые СМС-рассылки крайне неэффективны. Они лучший способ отвернуть собственного клиента от себя. Люди просто перестанут пускать банк в свое информационное пространство», — предупредил Дмитрий Кузякин.

Он обратил внимание на то, что простым принятием закона, каким бы хорошим и правильным он ни был, текущую ситуацию не разрешить. «Нужны инструменты, позволяющие регулировать эту область деятельности, а ее нет, — отмечает вице-президент ВТБ 24. — Очень похоже на борьбу с пиратством в нашей стране. Закон есть и пиратские сайты есть — все довольны».

В отношении банков кое-что уже делается. Как сообщили порталу Банки.ру источники, близкие к Центробанку и Федеральной антимонопольной службе, сейчас ведется работа над тем, чтобы обязать банки выделять в договорах пункт о рассылках сообщений отдельной строкой (или составлять приложение к договору) и получать на это специальное согласие клиента. Такое дополнение в законодательство, в том числе в закон «О рекламе», может быть внесено правительством в Госдуму грядущей осенью.

Начать дискуссию

Заявление на открытие компании должно быть подписано одним из трех способов

Подпись заявителя на заявлении при госрегистрации юрлица при его создании должна быть засвидетельствована.

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Интересные материалы

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами