Должники перестают воспринимать коллекторов всерьез. Проштрафившиеся заемщики все чаще обещают выплатить долг, но лишь для того, чтобы на время утихомирить взыскателей и исчезнуть из их поля зрения. Так считают сами коллекторы, жалуясь на ухудшение качества просрочки, передаваемой им банками, и на значительное удорожание процедуры сбора долгов.
В портфелях просрочки, передаваемых банками внешним коллекторам по агентской схеме, растет доля кредитов, которые никогда не обслуживались заемщиками (first payment default, FPD). Одновременно с этим должники все реже обещают коллекторам выплатить долги. Такая информация содержится в аналитическом обзоре (есть в распоряжении портала Банки.ру), подготовленном коллекторским агентством «Национальная служба взыскания» (НСВ).
Согласно указанному материалу, за восемь месяцев текущего года в целом ухудшилось качество задолженности, передаваемой баками внешним коллекторам, и это отрицательно сказывается на эффективности работы агентств.
В обзоре НСВ отмечается, что в январе — августе 2013 года процедура взыскания значительно подорожала по сравнению с прошлым годом. Притом сроки размещения банками портфелей просрочки в долговых агентствах резко снизилось, что, по мнению экспертов НСВ, не позволяет оперативно варьировать операционные стратегии и увеличивать эффективность взыскания.
«Свежих» портфелей, то есть долгов, переданных в работу коллекторам впервые, становится меньше (доля таких портфелей январе — августе 2013 года снизилась с прошлого года на 4 процентных пункта). Банки все чаще размещают портфели, побывавшие в «обороте» коллекторов два раза и более, а обрабатывать такой «материал» взыскателям намного сложнее и менее выгодно.
По данным НСВ, тенденция к снижению сроков первичного размещения портфелей наблюдается с 2010 года. Однако наиболее резкое снижение сроков размещения, почти в 1,5 раза, было зафиксировано в 2012-м. Процесс значительного снижения продолжился и в нынешнем году. «Средний срок размещения долгового портфеля в январе — августе 2013 года составил 114 дней, снизившись по сравнению с предшествующим годом на 55 дней», — констатируют эксперты НСВ.
По всем указанным причинам коллекторским компаниям приходится увеличивать собственные издержки для поддержания требуемой эффективности, указано в материалах НСВ.
«У нас тоже есть такие наблюдения, — комментирует гендиректор коллекторского агентства Lindorff в России Алексей Чеботарев. — Более того, участились ситуации, когда мы, коллекторы, договариваемся (в большинстве случаев по телефону) с должником о том, что он погасит долг, согласовываем график платежей. Но когда наступает оговоренное время погашения просрочки, должник не вносит платеж. Мы пытаемся с этим человеком связаться повторно, и нам это не удается. То есть снижается так называемая повторная контактность. Так бывало и раньше, но в последнее время количество таких случаев существенно возросло».
На взгляд Чеботарева, этот фактор связан с тем, что люди становятся образованнее и понимают, что реальной власти у коллекторов в России сейчас нет, что можно не платить, во всяком случае до момента вынесения соответствующего судебного решения. «Роль играет также Роспотребнадзор, который негативно относится к взыскателям и своими заявлениями всячески настраивает против них должников», — продолжает гендиректор Lindorff в России.
Он выделяет и другие причины. Например, наличие у должника нескольких кредитов. «В результате этого человек просто не способен выполнять свои финансовые обязательства. Рост числа кредитов на одного заемщика серьезно ухудшает ситуацию с выплатами», — считает Чеботарев.
Те же факты фиксирует гендиректор коллекторского агентства «Столичное АВД» Дмитрий Мохначев. «Качество передаваемой нам банками задолженности ухудшается. В том числе стало меньше обещаний погасить долг, увеличивается количество случаев, когда заемщик обещает погасить задолженность, но по факту этого не делает, — рассказывает Мохначев. — Такой расклад, и я здесь согласен с НСВ, действительно приводит к ощутимому удорожанию процедур по взысканию».
Основная причина сложившейся ситуации, и Мохначев здесь солидарен с Чеботаревым, — закредитованность населения. «Мы вошли в фазу, когда получить новый кредит для погашения предыдущего уже не удается, так как банки ужесточают требования к заемщикам. То есть людям не хватает финансовых возможностей, чтобы обслуживать свою задолженность», — пояснил гендиректор «Столичного АВД».
Как негативный фактор высокий уровень долговой нагрузки на одного заемщика в России отмечают и эксперты НСВ. По их оценкам, объем кредитной нагрузки по коротким и достаточно дорогим потребительским кредитам достиг в России среднеевропейского уровня, что служит настораживающим фактором и одновременно сигнализирует банковской системе о границах роста потребительских розничных портфелей. В НСВ наблюдают высокий уровень зависимости заемщика от роста уровня зарплаты. Это, в условиях низкой производительности труда в нашей стране, является фактором риска. «Темпы роста кредитной задолженности населения на фоне экономической стагнации не смогут обеспечиваться адекватным ростом средней заработной платы в экономике», — подчеркивается в обзоре НСВ.
Что касается выходов из сложившейся ситуации, то в настоящий момент каждое коллекторское агентство заботится в первую очередь о себе. Например, о том, чтобы банки не забирали портфели просрочки из одного агентства с целью передать его на обработку в другое.
Так, по опыту старшего вице-президента НСВ Сергея Шпетера, такой подход банков к аутсорсинговой работе с долгами объективно имеет ряд серьезных недостатков и требует коррекции. «Суть коррекции состоит в том, чтобы при смене долгового агентства у прежнего партнера оставался в работе тот пул должников, с которыми был установлен контакт и началась работа по погашению долга, — выражает свою позицию Шпетер. — При существующей модели повторного размещения портфеля в другом агентстве начавшийся процесс взыскания прерывается, должник часто теряет мотивацию к погашению либо вовсе не идет на контакт».
В итоге, указывает старший вице-президент НСВ, партнеры по взысканию несут ничем не оправданные потери. «Банки недополучают свои деньги, коллекторы не компенсируют свои растущие издержки», — заключает Шпетер.
А Дмитрий Мохначев для своего агентства видит и другое решение — в увеличении доли приобретаемых портфелей и постепенном снижении объема аутсорсинга в бизнесе. «Покупая долги, то есть взяв их на свой баланс, мы получаем большую возможность реструктурировать и дисконтировать задолженность, — мотивирует Мохначев. — При аутсорсинге же каждое такое действие мы обязаны согласовывать с заказчиком — с банком, которому принадлежит портфель плохих долгов. По моим прогнозам, число предложений со стороны банков по продаже портфелей просрочки в ближайшее время будет активно расти».
Комментарии
1Цитата:
" люди становятся образованнее и понимают, что реальной власти у коллекторов в России сейчас нет, что можно не платить, во всяком случае до момента вынесения соответствующего судебного решения. «Роль играет также Роспотребнадзор, который негативно относится к взыскателям и своими заявлениями всячески настраивает против них должников», "
При этом поведение взыскателей рассчитано на то, что их оппоненты сплошь безграмотные люди, которых угрозами можно принудить платить. И ладно бы речь шла о своих долгах, которых нет. Сейчас заемщиков просят оставлять банку телефоны их знакомых, друзей, родственников, чтоб было потом кому нервы трепать))
Просто смешно, когда сотрудник коллекторского агентства или отдела взыскания банка звонит, представляясь следователем, который ведет дело в отношении троюродной тети моей жены, в связи с чем я должен немедленно погасить за нее все ее кредиты, чтобы избежать судебного преследования.