Банки

Правительственные изменения в Налоговый кодекс

Правительством РФ недавно был представлен в Государственную Думу пакет налоговых законопроектов. В нем, в частности, предусматривается отмена налогового контроля за крупными покупками граждан, увеличение имущественного налогового вычета для физических лиц при приобретении жилья с 0,6 до 1 млн руб., снижение ставки НДС с 20 до 18%, а также отмена акциза на природный газ и повышение экспортной пошлины на него. Вторую часть НК РФ предлагается дополнить главами «Налог на имущество организаций» и «Налог на наследование и дарение».

И.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»

Правительством РФ недавно был представлен в Государственную Думу пакет налоговых законопроектов. В нем, в частности, предусматривается отмена налогового контроля за крупными покупками граждан, увеличение имущественного налогового вычета для физических лиц при приобретении жилья с 0,6 до 1 млн руб., снижение ставки НДС с 20 до 18%, а также отмена акциза на природный газ и повышение экспортной пошлины на него. Вторую часть НК РФ предлагается дополнить главами «Налог на имущество организаций» и «Налог на наследование и дарение».

Налоговый контроль за расходами физических лиц

Правительством РФ внесен в Госдуму проект федерального закона «О признании утратившими силу положений законодательных актов в части налогового контроля за расходами физических лиц». Его принятие не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета. Ведь речь идет об устранении дублирования функций государственными органами.

Статьями 861, 862 и 863 НК РФ предусмотрен налоговый контроль за расходами физических лица. Налоговые органы контролируют расходы на приобретение:
— недвижимого имущества, за исключением многолетних насаждений;
— механических транспортных средств, не относящихся к недвижимому имуществу;
— акций открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных ценных бумаг, а также сберегательных сертификатов;
— культурных ценностей;
— золота в слитках.

Налоговый контроль осуществляется посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, производящих регистрацию имущества и сделок с ним, а также прав на это имущество. В НК РФ определены обязанности организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица, указаны органы, которые обязаны предоставлять информацию в установленные сроки, а также порядок проведения налогового контроля.

Этот механизм налогового контроля за расходами физических лиц фактически не действует по ряду причин. Например, физические лица часто совершают сделки купли-продажи недвижимого имущества, жилья. При регистрации таких сделок используется, как правило, инвентаризационная стоимость имущества, определяемая государственными органами по учету недвижимого имущества, либо стоимость имущества, указанная в договоре по соглашению сторон, которая не может быть ниже ее инвентаризационной стоимости. На практике в договорах купли-продажи жилья указывается инвентаризационная стоимость, которая в большинстве случаев оказывается заниженной по сравнению с его реальной рыночной стоимостью. В результате получаемая налоговыми органами информация не отражает реальные расходы физических лиц. Проведение контрольных мероприятий приводит к дополнительным затратам бюджета.

Правительство РФ предлагает упразднить налоговый контроль за расходами физического лица по всем сделкам, то есть отменить статьи 861, 862 и 863 НК РФ. Это должно стимулировать жилищное строительство и развитие ипотечного кредитования.

Но налоговые органы не лишаются возможности получать информацию о совершении сделок с недвижимостью и транспортными средствами. В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ ее по-прежнему будут представлять налоговикам осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств органы. Она будет поступать к ним в течение 10 дней после регистрации имущества.

Действующим Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предусмотрен механизм обязательного контроля за операциями с денежными средствами и имуществом юридических и физических лиц. Поэтому отмена трех статей НК РФ не снизит эффективность контроля за расходами физического лица. Она лишь устранит дублирование функций государственных органов.

Имущественный налоговый вычет

Правительство РФ внесло в Госдуму проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 220 Налогового кодекса Российской Федерации».

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 220 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им «на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры».

Общий размер имущественного налогового вычета согласно той же статье НК РФ «не может превышать 600 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры».

Законопроектом предусматривается увеличение имущественного налогового вычета до 1 млн. рублей. Предполагается, что это привлечет дополнительные финансовые ресурсы в строительный комплекс и смежные отрасли, что будет способствовать активизации рынка жилья.

По итогам 2002 года имущественные налоговые вычеты в части расходов по приобретению жилых домов и квартир заявили 13,4% от общего числа подавших декларации налогоплательщиков. Их сумма составила 29 млрд рублей, а возвратить налогоплательщикам из бюджета предполагается 3,8 млрд рублей налога на доходы физических лиц.
Предлагаемые законопроектом изменения вступят в силу с 1 января 2004 года. Поэтому возврат средств налога на доходы физических лиц по итогам 2003 года ожидается на прежнем уровне. За 2004 год эта сумма изменится. Предполагается, что она составит 6,3 млрд рублей. Дополнительные потери бюджетов субъектов Российской Федерации в 2005 году могут составить 2,5 млрд рублей.

Увеличение размера имущественного налогового вычета позволит снизить налоговую нагрузку на граждан, осуществляющих новое строительство либо приобретающих готовое жилье. Строительный комплекс и смежные с ним отрасли получат дополнительные финансовые ресурсы. Активизация рынка жилья вызовет рост налоговых поступлений.

Ставка НДС

Проектом федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации» в целях снижения налогового бремени и совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость (далее — НДС) предусматривается с 1 января 2004 г. снизить размер ставки НДС с 20% до 18%, а также изменить действующий порядок применения нулевой ставки по перевозкам экспортируемых и импортируемых товаров.

В настоящее время согласно ст. 164 НК РФ налогом на добавленную стоимость по ставке 0% облагаются работы и услуги по транспортировке, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, выпуска для свободного обращения и транзита.

Согласно действующему порядку оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации и ввозимых на нее, таможенный режим, под который помещаются товары, указывается в таможенной декларации. Поэтому в соответствии со ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% организации обязаны представить в налоговые органы таможенную декларацию (ее копию), в которой указывается таможенный режим перемещения товаров.

Однако, у организаций, оказывающих услуги по транспортировке товаров, соответствующие декларации (их копии) имеются не всегда. Ведь на основании ст. 16 Таможенного кодекса РФ таможенные органы не имеют права передавать грузовую таможенную декларацию (или ее копию) третьим лицам, в том числе перевозчикам.

Правительство РФ предлагает исключить из обязательного перечня документов подтверждающих нулевую ставку НДС таможенную декларацию и сохранить в нем другие товаросопроводительные документы. Исключение предусматривается при перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, когда для подтверждения нулевой ставки налогоплательщиками должна представляться грузовая таможенная декларация вместо товаросопроводительных документов.

Предложение Правительства РФ распространяется на услуги по транспортировке товаров во всех таможенных режимах, а не только при экспорте и импорте. Поэтому законопроектом предусмотрено установить ставку НДС в размере 0% в отношении услуг по международным перевозкам, определение которых предлагается включить в ст. 164 НК РФ.

Действующий в настоящее время порядок подтверждения права на применение ставки НДС в размере 0% при перевозке товаров в режиме транзита сохраняется.

Работы и услуги по сопровождению, погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с нее, предлагается облагать НДС по ставке в размере 18%.

Как полагают разработчики законопроекта, принятие федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к сокращению доходной базы федерального бюджета в 2004 году на сумму около 100 млрд руб. Эта сумма увеличит финансовые ресурсы налогоплательщиков.

В связи со снижением ставки НДС с 20% до 18% не предполагается снижение цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке. Поэтому возможно некоторое увеличение прибыли организаций. Ожидается, что дополнительная прибыль будет направлена на инвестиционные цели. Однако большая часть дополнительных финансовых ресурсов по-видимому будет направлена на повышение уровня оплаты труда работников. Предполагается повышение доли заработной платы в добавленной стоимости на 0,6% при снижении доли НДС в ВВП на 1%.

Снижение ставки НДС приведет к перераспределению налоговых платежей в пользу территориальных бюджетов в связи с увеличением налога на прибыль организаций (три четверти которого поступит в региональные и местные бюджеты) и налога на доходы физических лиц.

Многие депутаты убеждены, что НДС необходимо снизить как минимум до 16%. но сохранить в 2004 году налог с продаж, поступающий в региональные бюджеты. Поэтому, вероятно, что обсуждение размера ставки НДС в Госдуме будет длительным.

Акциз на газ

Правительство РФ внесло в Госудму проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 262 и 263 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Он предусматривает отмену акциза на природный газ с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых для природного газа. В результате потери бюджетных поступлений в связи с отменой акциза на природный газ превысят сумму налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемую по предусмотренной в законопроекте ставке налога на добычу полезных ископаемых 193 руб. за 1000 куб. м газа. Поэтому в целях компенсации предполагается увеличение ставки экспортной пошлины на природный газ с 5% до 20%.

Как отмечают разработчики законопроекта, экономический смысл взимания акциза на газ в настоящее время утрачен. Акциз уплачивают в основном производители газа по единой ставке. Это фактически приравнивает его к налогу на добычу полезных ископаемых, хотя объектом налогообложения формально признается не добытый газ, а его реализация. Ставка акциза на газ установлена не в виде конкретной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определенного количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа. Она не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Это фактически позволяет считать акциз специфическим оборотным налогом.
Одним из основных направлений развития налоговой реформы в 2003 — 2005 годах является отмена оборотных налогов, упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов с одновременным обеспечением принципа определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков.

Установление специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа, определяемого в соответствии со ст. 337 НК РФ, и одновременная отмена акциза на природный газ будут способствовать упрощению налогообложения и обеспечат предсказуемость поступлений в бюджет налога при добыче природного газа. Законопроектом также предусматривается установление взамен действующей сегодня адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата новой специфической ставки.

Внесенные Правительством РФ в Государственную Думу в апреле 2001 года поправки в ст. 20 и 40 НК РФ в части порядка определения рыночных цен для целей налогообложения не приняты. Поэтому при введении с 1 января 2005 г. адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти вновь возникает проблема применения вертикально-интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен для целей исчисления данного налога. Это в свою очередь приведет к резкому сокращению поступлений в бюджет. Поэтому законопроектом предусматривается продление срока действия специфической ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений до конца 2011 года. Кроме того, увеличивается базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений с 340 руб. до 357 руб. за 1 тонну с учетом суммы потерь бюджета по нефтедобывающей отрасли в условиях снижения ставки НДС по товарам, производимым на территории России.

В связи с отменой акциза на природный газ вносятся изменения в отдельные статьи НК РФ в части исключения норм, касающихся акцизов на минеральное сырье.

Специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче природного газа в размере 193 руб. за 1000 куб. м газа рассчитана исходя из прогнозируемых на 2004 год поступлений в консолидированный бюджет. Этот расчет проведен исходя из действующих в настоящее время налогов (акциз, налог на добычу полезных ископаемых, таможенная пошлина) с учетом отмены льготы по уплате акциза при использовании природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа и при реализации (передаче) сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки и переработки на территории России.

Специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата в размере 617 руб. за 1 тонну рассчитана исходя из цены газового конденсата, учтенной при определении поступлений в бюджет от налога на добычу полезных ископаемых для газового конденсата, и действующей в настоящее время адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых в размере 16,5%. При этом поступления в бюджет сохраняются на прежнем уровне.
Базовая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений в размере 357 руб. за 1 тонну рассчитана с учетом прогнозируемых на 2004 год поступлений по налогу, а также суммы потерь бюджета по нефтедобывающей отрасли в условиях снижения ставки НДС по товарам, производимым на территории России, в размере 11 млрд рублей.

Законопроекты прокомментировал С.И. Штогрин

Комментируя работу парламентариев над правительственными законопроектами, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам С.И. Штогрин сказал, что считает ущербной сложившуюся в последние годы в Белом Доме традицию вносить серьезные изменения в НК РФ как бы в увязке с проектом федерального бюджета. Правительство РФ понимает, что предлагаемый им пакет законопроектов должен быть обязательно принят. Ведь без этого невозможно составить бюджет на 2004 год. Потому по мнению С.И. Штогрина Правительство РФ в зхаконопроекты «напихивают в всякие разности». Серьезные законопроекты должны были бы рассматриваться в отдельности и без спешки.
Замена акциза у газовиков на налог на добычу полезных ископаемых и повышение экспортной пошлины на газ — это отдельная большая тема. Но Правительство РФ протаскивает ее через Госдуму «под шумок». Оно также включило в пакет законопроект о налоге на имущество организаций, требующий более глубокого изучения.

В беседе с корреспондентом БДЦ-пресс С.И. Штогрин коснулся также законопроекта о снижении размеров базовых ставок единого социального налога и изменении шкалы регрессии. Он был внесен в Госдуму группой ее депутатов и одобрен в первом чтении 6 июня 2003 года. Новый законопроект предполагает снижение ставки единого социального налога ЕСН до 22-23%.
По мнению С.И. Штогрина, документ имеет неплохие перспективы. Ведь депутаты Госдумы достигли договоренности с Правительством РФ о введении этих корректив в НК РФ с 2005 года. Поэтому у разработчиков нового законопроекта достаточно времени для доработки документа ко второму чтению.

Начать дискуссию