Банки приобщаются к электронным торгам товарами, работами и услугами. Судя по исследованию, проведенному компанией B2B-Center специально для портала Банки.ру, пока речь идет о «пробе пера» в разных сферах: от купли-продажи банкоматов и канцтоваров до закупки услуги «тайный покупатель». Наиболее активны Связной Банк, МТС-Банк и «Русский Стандарт».
По данным B2B-Center, банки в России — одни из самых молодых участников электронных площадок по торговле товарами, работами и услугами. Так, в системе B2B-Center кредитные организации первые закупки начали проводить только в этом году. Однако общий объем этих торгов небольшой — всего около миллиарда рублей за 2013 год.
Самый активный заказчик из кредитных организаций, как сообщают эксперты B2B-Center, — МТС-Банк, который в общей сложности провел 56 торговых процедур. Банк заказывал оргтехнику, ремонт помещений, клининг, рекламную продукцию.
По объему торгов лидирует Связной Банк, который наторговал на 499,5 млн рублей, осуществив 46 процедур. Среди основных закупок «Связного» — IT-системы и программы. «Связной» сделал и самую крупную среди заказчиков-банков закупку: осуществил торговую процедуру объемом 220 млн рублей на поставку систем хранения данных для промышленного виртуального облака.
При этом большинство представителей банков неохотно говорят о своем участии в электронных торгах на независимых площадках и своем потенциальном интересе к этому. Сама идея объединенной площадки, возможно, неплоха, отмечают банкиры на условиях анонимности. Однако в текущем исполнении она не стала эффективным инструментом. Практически единственный вариант ее использования — реализация залогового имущества, но контрагентам проще договориться напрямую, не платя комиссионные организатору торгов.
Многие банкиры, опрошенные порталом Банки.ру, сейчас воспринимают такие торговые порталы, в том числе и ведущие в этом направлении в России, например, B2B-Center и «Фабрикант.ру», как «барахолки для бизнеса», особо не рассчитывают приобрести через них что-то ценное и продают в основном б/у продукцию.
Пресс-секретарь Связного Банка Антон Гольцман, кстати, не считает, что это плохо. «Открытые площадки нам интересны, прежде всего, «расширением кругозора», — пояснил Гольцман. — Даже самые опытные банковские менеджеры, знающие свое дело очень хорошо, вряд ли смогут назвать все компании, которые могут оказать необходимые им работы. Особенно это касается рынков с высокой конкуренцией — IT-оборудования, полиграфии, клининга и так далее. Открытые электронные торги позволяют привлекать поставщиков с привлекательными условиями, о которых мы бы никогда не узнали, не используя этот инструмент».
Главным образом, по сведениям B2B-Center, банки закупают товары и услуги для операционной деятельности, в частности канцтовары, услуги оборудования колл-центров, услуги клининга, ремонтные работы, внедрение IT-систем, поставку рекламной продукции и компьютерного оборудования, форменную одежду для сотрудников.
К примеру, Связной Банк больше всего закупает IT-софт, МТС-Банк — ремонт, клининг и рекламу, «Русский Стандарт» — компьютерное оборудование. Все три кредитные организации продают главным образом оборудование: б/у банкоматы, комплектующие к компьютерам. По информации B2B-Center, чаще всего банки закупают компьютеры и оргтехнику (44,7% всех банковских закупок), на втором месте — строительные услуги, реконструкция и ремонт — (42,3%).
Наиболее оригинальную закупку сделал Связной Банк. В январе этого года он провел торги на услугу «тайный покупатель», намереваясь таким образом оценить качество обслуживания клиентов — и физических, и юридических лиц. Договор был заключен на год. По нему проверки должны были проводиться ежемесячно. Цена услуги — чуть более миллиона рублей.
По словам Антона Гольцмана, наиболее эффективным получается поиск компаний, которые обслуживают IT-инфраструктуру или поставляют необходимую мебель и другое оборудование для хозяйственных нужд банка. «Также мы довольны тем, как проходят торги по полиграфическим услугам. Так как у Связного Банка есть большая потребность в POS-материалах, мы, естественно, стремимся сократить наши издержки на их производство», — уточнил Гольцман.
Правда, оригинальная для электронной площадки закупка услуги «тайный покупатель», по словам Гольцмана, оказалась нерезультативной. «Нас не устроили предложения поставщиков, и по этому проекту мы не стали работать ни с одной из компаний, предложивших через площадку электронных торгов свои услуги», — рассказал пресс-секретарь Связного Банка.
Говоря о перспективах участия банков в электронных торгах, в B2B-Center упирают на возможность организаций сэкономить деньги и время — за счет быстрого поиска подходящего товара и партнера, шанса сбить цену благодаря открытой конкуренции. Так, электронные площадки используют показатель «эффективность торгов», демонстрирующий разницу между первоначальной ценой, указанной предприятием, и той, за которую в результате был приобретен товар.
Больше всего, отмечают в B2B-Center, за этот год на электронных торгах сэкономил банк «Русский Стандарт». Эффективность торгов у него составила 20,4% при среднем показателе по сделкам банков — участников электронной площадки в 12,68%.
«Мы бы не стали лидером по объемам торгов на данной площадке (B2B-Center. — Прим. ред.), если бы подобные закупки нам были неинтересны. Ценовая и неценовая конкуренция между поставщиками позволяет нам получать оптимальное соотношение цены и качества по нашим закупкам. И это нас вполне устраивает. Теперь при возникновении потребности в каких-либо товарах или услугах мы в большинстве случаев предпочитаем использовать электронные торги», — говорит Гольцман. При этом он подчеркивает, что у Связного Банка нет конкретных планов по участию в электронных торгах, в том числе и на следующий год.
Начать дискуссию