Несмотря на то, что современные банкоматы имеют довольно разнообразные функции, многие россияне, особенно старшего поколения, используют их услуги лишь несколько раз в месяц – для снятия аванса и "додачи" заработной платы. Некоторые из-за страха столкнуться с мошенниками не подходят к банкоматам, а снимают деньги в кассах банков.
Тем не менее, люди, один раз оценившие работу дистанционных устройств, знают, что они очень удобны и поэтому используют их функции более часто и эффективно. С помощью банкоматов сегодня можно переводить средства в другие города, оплачивать кредиты и коммунальные услуги, проверять баланс, менять ПИН-код банковской карты и пр.
"В функции банкоматных устройств сегодня включают как можно больше всевозможных платежей. Это и оплата штрафов ГИБДД, и пополнение баланса мобильного телефона, оплата городского телефона, услуг интернет провайдеров, всевозможные платы за услуги ЖКХ – свет, газ, погашение кредитов, перевод с карты на карту, в том числе и карты других банков, оплата кабельного и спутникового телевидения. Некоторые банки сотрудничают с такими интернет – сервисами, как QIWI, Яндекс.Деньги, WebMoney, и др.", - отмечает начальник департамента платежного бизнеса Банка "Открытие" Олег Куришев.
Таким образом, банкоматы сегодня предлагают множество функций, которые могут избавить клиента от траты времени в выматывающих очередях, общения с не всегда приветливыми сотрудниками банков и заполнения различных квитанций.
Для того, чтобы узнать, какие именно функции банкоматных устройств пользуются наибольшей популярностью у населения, специалисты CreditCardsOnline.ru провели опрос. Итоги показали, что самой востребованной услугой банкомата является снятие наличных средств - 36% респондентов пользуются устройством исключительно с этой целью. Однако банки отмечают, что темпы роста по количеству и объему снятия наличных через банкоматы в последние годы постепенно замедляются. По данным, озвученным порталу CreditCardsOnline.ru представителем Банка Хоум Кредит, в 2012 году прирост составил 21% по количеству и 33% по объему, а в 2013 году – 10% и 20% соответственно. Это говорит о том, что россияне постепенно отучаются от обналичивания денег в банкоматах.
35% участников опроса предпочитают с помощью банкоматов проверять баланс своих карт. При этом клиент может не просто узнать остаток, но и заказать выписку последних операций. Некоторые банки взимают комиссию за данную услугу, в соответствии с тарифами. В среднем цена за получение выписки составляет 15 рублей.
12% опрошенных пополняют баланс своих карт. Такой опцией располагают банкоматы Cash-in (прием наличных), которые, к сожалению, пока имеются не у каждого банка. Однако радует тот факт, что количество банкоматов Cash-in в России ежегодно растет. По данным РБК рейтинг на 1 января 2012 года, в сети банка ВТБ24 насчитывалось 1633 банкомата Cash-in, на 1 января 2013 года – эта цифра составила 2 053 (изменение на 420 шт.). За Росбанком в 2012 году числилось 672 устройства, в 2013 – 740 (изменение 68 шт.).
9% участников опроса используют банкоматы для оплаты различных услуг: коммунальные платежи, телевизионные и телекоммуникационные услуги, услуги мобильной связи, налоги и др. При этом банки продолжают работать над расширением списков компаний-партнеров, чтобы сделать услуги своих банкоматов еще удобнее.
8% респондентов предпочитают переводить деньги. Услуга довольно удобная, так как для перевода средств с помощью банкомата отправителю достаточно знать номер карты получателя. Деньги зачисляются на счет получателя, как правило, в течение дня.
Результаты опроса, проведенного экспертами CreditcardsOnline.ru в прошлом году, выглядели следующим образом: 43% проголосовали за "проверку баланса", 31% - "снятие наличных", 10% - "перевод", 9% - "оплата услуг", 4% - "пополнение баланса".
Начать дискуссию