В российских банках соблюдению дресс-кода придают больше значения, чем в иностранных кредитных организациях. Необходимость соблюдения дресс-кода в банках не подлежит сомнению: форма банковских служащих подчеркивает серьезность финансового учреждения, положительно сказывается на его репутации. А ведь не так давно, всего каких-нибудь 15-20 лет назад, сотрудникам банка разрешалось одеваться по принципу «кто во что горазд». Но конкуренция диктует свои правила, в том числе и когда речь идет о внешнем виде банкиров, особенно тех из них, кто по долгу службы вынужден постоянно общаться с конечными потребителями банковских услуг - клиентами, приходящими в офисы.
Родиной дресс-кода (от англ. dress -одежда, code - правило) является Англия, что неудивительно: на Туманном Альбионе издавна большое значение придавалось тому, как человек одевается. По его внешнему облику определялись его происхождение, социальный статус в обществе, род занятий и т.д. При этом английский дресс-код отличался строгостью и не поощрял отступлений от традиций.
В источниках нередко возникает путаница при дифференциации делового и классического стилей дресс-кода. Классический стиль не допускает вольностей в одежде, дозволяя лишь элегантность, скромность и неброскость. Деловой стиль - это сочетание классики и некоторых спортивных элементов, функциональности.
В целом дресс-кодом принято считать форму одежды, которая необходима при посещении некоторых мероприятий, организаций, но зачастую правила дресс-кода обозначают и нормы ношения одежды в офисе.
Общественная практика предписала банковскому дресс-коду быть транслятором именно делового стиля одежды: консерватизм сферы деятельности диктует строгие правила сотрудникам финансово-кредитных организаций. Впрочем, профессиональные стилисты настаивают на том, что именно банковского дресс-кода не существует. По их мнению, есть просто корпоративный стиль одежды, принятый в той или иной организации, и банки, которые являются обычными коммерческими структурами, здесь не исключение. Тем не менее едва ли найдется еще одна сфера деятельности, профессионалам которой требовалось бы так же тщательно следить за своим деловым гардеробом.
Ничего цветного и кричащего!
Существует мнение, что дресс-код входит в моду: после деловых встреч, проходящих на территории иностранных государств, российские руководители все чаще стремятся ввести в своей компании более строгую культуру ношения одежды. Сегодня ее положения нередко прописываются в трудовых контрактах, уставах компаний и правилах внутреннего распорядка. В этой связи представляется интересным сравнить дресс-код иностранных и российских банков на предмет соответствия установленным на Западе стандартам. Речь идет о главенстве строгого делового стиля, специализированном пошиве корпоративной одежды с использованием преимущественно натуральных тканей, наличии помещений для переодевания сотрудников, выдаче подъемных средств на приобретение деловой одежды молодым специалистам.
И. о. директора департамента по управлению персоналом ДжиИ Мани Банка Вероника Бубенок рассказала об обязательных элементах дресс-кода сотрудников: «Это деловой костюм или его элементы: брюки, юбка, платье, рубашка, блуза, галстук приемлемой цветовой гаммы, классических линий и предпочтительно из натуральных тканей. Для специалистов в отделениях и точках продаж более строгий вариант - белый верх, черный низ». Также специалист отметила, что офисы ДжиИ Мани Банка оснащены комнатами для переодевания сотрудников.
Руководство ЮниКредит Банка предъявляет довольно скромные требования к внешнему виду своих специалистов, рассказывает директор департамента по работе с персоналом Андрей Шибанов. «Банк не старается провести унификацию внешнего вида сотрудников. В нашей организации недопустимы грязная неглаженая одежда, нечищеная обувь. Также не следует демонстрировать предметы роскоши», - конкретизирует специалист. Между тем деловой стиль, как строгий, так и повседневный, предполагает более детальный подход к формированию гардероба банковского служащего. Так, при строгом корпоративном стиле у женщин недопустимы ремни и пояса, блузки любых цветов, кроме кремового и белого. Мужские туфли должны быть на плоской подошве, пиджак должен быть однобортным.
Большую основательность в решении вопросов, связанных с дресс-кодом, демонстрирует Нордеа Банк. «Сотрудники фронт-офиса, работающие с клиентами, обязаны соответствовать в деловой одежде следующим стандартам: темная юбка или брюки, белая блузка или рубашка, корпоративный шейный платок или галстук. Банк выдает разовую компенсацию на приобретение деловой одежды новым сотрудникам фронт-офиса», - говорит начальник управления развития персонала Нордеа Банка Татьяна Старокадомская.
В ХКФ Банке действует кодекс делового поведения, он подробно описывает основы дресс-кода, принятого в организации. «На внутреннем портале банка существует раздел, посвященный правилам формирования делового гардероба, там же можно ознакомиться с наглядной презентацией. Для сотрудников, работающих с клиентами, мы создали отдельный документ с очень подробным описанием желательного внешнего вида», - рассказывает руководитель направления развития корпоративной культуры ХКФ Банка Елена Мельникова. «Специалистам фронт-офисов банка предписано носить белые фирменные рубашки с логотипом на воротнике в сочетании с темными брюками или темными юбками на усмотрение сотрудника. Для служащих, которые работают в микроофисах торговых центров, в осенний и зимний период предусмотрены фирменные теплые жилеты с логотипом банка», - отмечает эксперт.
Опрос представителей дочерних структур иностранных финансово-кредитных организаций показал, что западные традиции, предписывающие банковским работникам придерживаться делового стиля, в целом соблюдаются. Правда, поскольку Россия традиционно относится к числу стран, не слишком приверженных этикету, то наблюдается тенденция к упрощению и демократизации одежды служащих финансово-кредитных организаций.
В российском БИНБАНКе дресс-код фронт-персонала строго регламентирован. Об этом рассказал старший вице-президент банка Дмитрий Митбрейт: «Для данных сотрудников деловой стиль подразумевает соблюдение принципа «белый верх, темный низ», одежда должна быть без рисунка и полосок, обувь должна быть закрытой, на невысоком каблуке». В данном случае следует отметить, что даже строгий классический стиль допускает ношение одежды в мелкий рисунок, не выделяющийся на основном цвете изделия. Речь идет обычно о полоске, клетке, реже о рисунке «елочка» или «гусиная лапка». В этой связи можно заметить, что БИНБАНК подошел к соблюдению делового стиля сотрудниками фронт-офисов более чем серьезно.
Восточный экспресс банк проводит четкую границу между дресс-кодом и правилами ношения униформы, что можно наблюдать отнюдь не в каждом банке. Первый предписывается для соблюдения сотрудникам бэк-офиса, в данном случае допустимы деловые платья, блузки, брючные костюмы, рубашки. Специалисты подразделений розничного обслуживания носят униформу, полностью сшитую на заказ в ателье, она состоит из юбки определенной длины темного цвета, белой блузки с воротничком и длинным рукавом, а также синего жилета и красного шарфа. «Производство одежды осуществляется в ателье по индивидуальным параметрам работника, с использованием утвержденного фасона и цвета ткани. Юбка и жилет шьются из костюмной ткани пикачу, шарф и платок - из шифона. После прохождения сотрудником испытательного срока комплект форменной одежды шьется за счет банка», - заявляют в пресс-службе Восточного экспресс банка.
Более мягкий подход к соблюдению дресс-кода можно наблюдать в МДМ Банке. «У нас не введена определенная форменная корпоративная одежда, в отличие от других организаций, поэтому гардероб составляется работниками самостоятельно. При этом обязательные элементы одежды с корпоративной символикой - галстуки и шейные платки - были изготовлены и внедрены централизованно», - рассказал вице-президент по организационному развитию МДМ Банка Владислав Викулов.
Как привить любовь к дресс-коду?
В Восточном экспресс банке, в отличие от большинства финансово-кредитных организаций, не действует правило «casual friday» - «облегченная пятница». «Требования к деловому внешнему виду действительны для всех дней рабочей недели. В этом заключается особенность работы в банковской сфере. Соблюдение процедур и выдержанность - основа ведения бизнеса», - считают в банке.
В Связь-Банке правило «casual friday» также не действует, говорит директор департамента персонала Елена Литвинова. «Банк обеспечивает работников фронт-офиса аксессуарами централизованно и бесплатно. Ткани, используемые для этих целей, - это экологичные синтетические материалы, которым было отдано предпочтение, так как за ними легче ухаживать и поддерживать их достойный вид», - сообщает специалист. Между тем не секрет, что для пошива деловой одежды более предпочтительны натуральные ткани: хлопок, шерсть, трикотаж, шелк, атлас.
Весьма ответственно подходят к соблюдению дресс-кода и в Промсвязьбанке. «Чтобы информирование сотрудников проходило в позитивном формате, был разработан специальный сайт. Здесь можно не только прочитать о дресс-коде, но и в игровой форме «одеть» сотрудника. Если выбраны неправильные элементы одежды, программа объясняет, что именно и почему было сделано неверно. Также на нашем внутреннем портале на регулярной основе работает рубрика «гид по дресс-коду». Этим мы повысили информированность сотрудников и дали возможность каждому рассказать о себе коллегам, получить обратную связь», -рассказывает директор департамента управления персоналом Промсвязьбанка Ольга Трофимова.
Директор департамента по работе с персоналом Абсолют Банка Татьяна Григоренко отмечает: «В банке официально приняты три основных корпоративных стиля: униформа, предназначенная для сотрудников операционных, кассовых подразделений, менеджеров-консультантов, деловой стиль для специалистов иных клиентских подразделений, условно-деловой стиль для остальных служащих банка, на которых не возложены обязанности по соблюдению делового стиля и униформы». Подобное четкое структурирование правил дресс-кода призвано исключить из делового гардероба сотрудников такие вещи, как прозрачные блузы, узкие юбки, джинсы, футболки с рисунком и галстуки кричащих расцветок. В Абсолют Банке действуют разнообразные методы стимулирования и поощрения работников, например возможность написания эссе на тему: «Дресс-код? Я за!». Особенно прилежным в соблюдении дресс-кода сотрудникам предлагаются шопинг и консультации экспертов в области делового стиля и имиджа.
Старший вице-президент, директор департамента по работе с персоналом банка «Ренессанс Кредит» Елена Логинова рассказала о стремлении руководства кредитной организации соответствовать некоторым модным тенденциям: «Правила дресс-кода для отделений появились в нашем банке пять лет назад, после ребрендинга. Мы периодически их пересматриваем. Например, совсем недавно было принято решение изменить форму корпоративных галстуков у мужчин. Они стали более узкими, что отражает текущие тенденции современной моды».
В корпоративных правилах МТС Банка, предписывающих соблюдать дресс-код, прописан помимо прочего запрет на ношение черного или цветного белья под белой блузкой для женщин, запрещен растительный принт, а также комбинирование более трех цветов в деловом костюме. «Сотрудники фронт-линии, нарушившие предписания, не допускаются на рабочее место», - отметила заместитель директора департамента по работе с персоналом ОАО «МТС Банк» Наталья Матвеева.
Одни из самых строгих правил корпоративного дресс-кода, отражающих каноны строго делового стиля, наблюдаются в ВТБ24. «Специалистам фронт-линии предписаны белая рубашка или блузка, черный или темно-синий низ, закрытая деловая обувь, корпоративный галстук для мужчин, шейный платок для женщин. Для головного офиса, а также бэк-офиса дресс-код формируется из деловых костюмов или комплектов, а также сопутствующей одежды», - поясняет начальник отдела внутренних коммуникаций банка ВТБ24 Наталия Майдукова.
Сравнение правил дресс-кода российских и иностранных банков привело к неожиданному выводу: отечественные банки, как преемники западных традиций, зачастую соблюдают правила дресс-кода даже более ревностно, чем их иностранные «коллеги».
Комментарии
1