По данным свежего опроса ВЦИОМ, почти две трети россиян не формируют никаких сбережений уже в течение пяти лет. При этом доля населения, которая сберегает средства, остается стабильной: распределение доходов среди населения с годами практически не меняется. Богатые не становятся беднее, а бедные — богаче.
Согласно обнародованным 23 января данным ежегодного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля россиян, имеющих сбережения, остается практически неизменной на протяжении последних пяти лет и составляет всего 34%. Нет никаких сбережений у 62% граждан. Как отмечается в исследовании, не склонны делать сбережения молодежь в возрасте 18—24 лет (66% респондентов) и люди с низким уровнем дохода (79%). В свою очередь более половины опрошенных — 57% — не планируют откладывать деньги в ближайшем будущем. Опрос также показал, что сбережениями среднестатистический россиянин считает сумму в 243 тыс. 216 рублей. Так что, возможно, у тех, кто заявил об отсутствии сбережений, какие-то накопления все же есть.
Опрос проводился 30 ноября — 1 декабря 2013 года среди 1 600 респондентов в 130 населенных пунктах 42 регионов России по стандартной выборке. Статистическая погрешность составляет 3,4%.
При оценке сбережений населения важно учитывать не только долю граждан, формирующих накопления, но и темпы роста объемов сбережений и их отношение к ВВП, говорит заместитель руководителя аналитического департамента инвестиционной компании «Совлинк» Ольга Беленькая. Если смотреть на динамику объемов вкладов населения, то с 2009 года наблюдается довольно высокий среднегодовой темп роста в размере 23%. На днях заместитель председателя Банка России Михаил Сухов заявил, что прирост вкладов в 2013 году составит 19%. Что касается отношения сбережений физлиц к ВВП, то этот показатель также говорит о положительной динамике. Так, отмечает Ольга Беленькая, он изменился с 19,3% в 2009 году до 22,9% в 2012-м. А по итогам 2013 года, по оценкам аналитика, составит 24,9%.
То, что доля населения, которая сберегает средства, остается стабильной, означает, что распределение доходов среди населения с годами меняется слабо, считает главный экономист ИК «УРАЛСИБ Кэпитал» Алексей Девятов. «Маленький процент сберегающих — 34% — говорит о том, что распределение доходов у нас, мягко говоря, не совсем равномерное», — подчеркивает Девятов. По его словам, в ближайшем будущем доля населения, которая сберегает некоторую часть своих доходов, увеличит объемы сбережений на фоне нестабильности национальной экономики. Такое поведение свойственно людям, когда перспективы неясны, добавляет экономист.
По мнению Беленькой, в предстоящем году темпы роста вкладов населения будут замедляться. Повлияет на это как замедление роста доходов населения, так и ухудшение информационного фона в результате активизации отзыва лицензий у банков в последние месяцы, которое уже в ноябре — декабре отразилась на сберегательной активности населения, говорит аналитик.
Ведущий эксперт Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов полагает, что увеличение числа граждан, имеющих сбережения, зависит от роста благосостояния широких слоев населения, а рост их доходов должен опережать рост потребления. «В последние два года наблюдалась обратная ситуация: рост доходов населения отстает от роста потребительских расходов, а разница покрывается за счет кредитов», — подчеркивает он.
С другой стороны, если 34% опрошенных делают сбережения, то это вполне неплохой показатель, считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. Однако экономист не уверен, что опрос адекватно отражает ситуацию со сбережениями в 2009—2013 годах. Едва ли при опросе термин «сбережения» предварительно разъясняли в деталях, из-за чего интервьюируемые могли, отвечая на вопрос о сбережениях, подразумевать средства, отложенные для уплаты долга по кредиту. «Также часть респондентов могли уклониться от утвердительного ответа на прямой вопрос о наличии сбережений. Ведь не каждый захочет говорить малознакомому человеку на улице, есть у него сбережения или нет», — замечает Надоршин.
По словам Алексея Девятова из ИК «УРАЛСИБ Кэпитал», большинство людей предпочитают сберегать свои средства в кредитных организациях, хотя сейчас идет волна отзывов лицензий. «В основном удар приходится на мелкие банки, которые не могут больше исполнять свои обязательства, и банки, занимающиеся незаконными операциями. Но даже если проблемы затронут некоторые крупные банки, то ЦБ, вероятнее всего, не допустит полномасштабного банковского кризиса», — предполагает он.
Банки привлекают и тем, что ставки наконец хотя бы чуть-чуть выше инфляции, добавляет руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников. К тому же, говорит он, многократно доказана эффективность системы страхования вкладов. «Из иных способов сбережения средств перспективны накопительное страхование жизни и инвестиции в финансовые инструменты. Но высокий порог входа на рынок, около миллиона рублей, закрывает туда дорогу обычному человеку», — поясняет Масленников.
Во многих исследованиях отмечается, что в основном склонны делать сбережения люди с высокими доходами, говорит Ольга Беленькая. «Кроме того, традиционно люди старшего поколения также предпочитают копить деньги, в то время как молодежь склонна либо жить в долг, либо тратить большую часть своих доходов. Такая же модель поведения наблюдается и на Западе», — указывает аналитик.
«Люди, которые не формируют сбережения, зачастую едва сводят концы с концами, — утверждает директор института «Центр развития» НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова. — Население России в меньшей степени задумывается о долгосрочном планировании своих доходов и расходов. Причины тому — нестабильная экономика и высокий уровень инфляции. Люди предпочитают потратить деньги сразу».
Так или иначе, по расчетам Никиты Масленникова, минимальный критический запас на черный день для представителя среднего класса, у которого доход от шести минимальных размеров оплаты труда и выше, должен составлять объем доходов за 4—6 месяцев — примерно 130—190 тыс. рублей.
Начать дискуссию