Интернет-банкинг

Сбербанк: Зеленая дюжина

В декабре 2013 года Сбербанк запустил двенадцатое обновление своего интернет-банка. В нем, наконец, появилась система управления личными финансами, которую готовили несколько лет. Таким образом, «Сбербанк Онлайн» вошел в число самых функциональных российских систем интернет-банкинга.

В декабре 2013 года Сбербанк запустил двенадцатое обновление своего интернет-банка. В нем, наконец, появилась система управления личными финансами, которую готовили несколько лет. Таким образом, «Сбербанк Онлайн» вошел в число самых функциональных российских систем интернет-банкинга.

«Сбербанк Онлайн» — решение, разработанное на базе продукта InterBank Retail компании R-Style Softlab. Система развивалась с 2008 года. Можно сказать, что прошлый год стал для нее годом зрелости — прежде всего потому, что 30 мая 2013 года банк рапортовал о завершении перевода «Сбербанк Онлайн» на единую платформу — это был масштабный проект, длившийся 2,5 года. В декабре 2013 года, вместе с 12-й версией системы, Сбербанк представил и разработанную им самим систему управления персональными финансами (PFM). По состоянию на июнь 2013 года в «Сбербанк Онлайн» насчитывалось 7 млн активных клиентов, в один момент времени в пики им пользовались 20 млн человек, а объем финансовых транзакций в сутки достиг 1 млн.

Первое, что встречает пользователя «Сбербанк Онлайн», вооружившегося полученной в банкомате распечаткой логина и пароля, — огромный баннер, занимающий верхнюю часть страницы и рекламирующий новые возможности системы. Безусловно, клиенту полезно о них знать, но хотелось бы иметь возможность убрать мелькающие картинки, когда он с ними ознакомился.

Функционально новая версия интернет-банка довольно насыщена. Верхнее меню и страницы для выполнения основных функций вполне стандартны: «Главная», «Платежи и переводы», «Вклады и счета», «Карты», «Кредиты». Причем каждый из блоков полнофункционален — можно подать заявку на карту или кредит или открыть вклад. Необычен пункт меню «Прочее» — через него можно управлять металлическими счетами, страховками и сберегательными сертификатами. Сверху страницы привычно видны название системы, телефонные номер контакт-центра и ссылка на профиль клиента. На главной странице расположены имеющиеся у клиента продукты. В правом столбце на каждой странице находится «Личное меню». Именно через него клиент может посмотреть историю всех операций и, о чудо, погрузиться в управление личными финансами.

СПРАВКА Б.О Интегральный рейтинг «Б.О» строится на основе назначения баллов за наличие функций по принципу «одна функция — один балл». При этом список функций разбит на разделы, по каждому из которых также выставляется отдельный суммирующий балл с целью определения акцентов, на которые делается упор в интернет-банке. В дальнейшем, возможно, методика будет эволюционировать, учитывая другие параметры.

Система PFM также построена по вполне стандартной (то есть похожей на PFM-системы Промсвязьбанка и Альфа-Банка) модели — вначале клиент видит круговую диаграмму со своими тратами, разбитыми по категориям, а затем может перейти к более детальному контролю категорий и управлению целями. В целом, автоматически категории определяются хорошо, а в дополнение клиент может вручную назначать свои. Система предлагает довольно удобный вводный курс, в ходе которого пользователь переходит между контекстными подсказками. В дальнейшем можно отредактировать месячные лимиты трат по категориям (по умолчанию лимитом считается средний оборот по категории).

У клиента даже есть возможность некоторой настройки сайта. Можно исключать пункты меню, менять последовательность продуктов на главной странице (по факту, правда, это сделать не получилось). Через вкладку «Безопасность» клиент может выбрать, какие продукты и платежные шаблоны он хочет видеть в разных каналах (в банкоматах, в мобильном банке). Манит кнопка «Выбрать стиль», но оказывается, что выбрать можно всего из одного (существующего) варианта. Вкладка «Быстрая оплата», выпадающая слева, не настраивается, а для Москвы странно видеть в ней, например, TELE2. В целом дизайн неплох и довольно удобен, если не принимать во внимание, что эффект объемных элементов экрана уже не в моде, да и курсив выглядит странно.

Конечно, свою специфику придает высокая нагрузка. Даже при тестировании время от времени выдавались сообщения о временной недоступности каких-либо функций — например, графической выписки или «информации по сберегательным сертификатам из АБС». Отправить платеж по произвольным реквизитам также не удалось.

В интегральном рейтинге «Б.О» «Сбербанк Онлайн» набрал 83 балла.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Олеся Куколева, Ведущий юзабилити-специалист UsabilityLab

«Сбербанк Онлайн» отвечает сложившимся стандартам с точки зрения функциональности и «шаблона» интерфейса: новая версия предлагает шаблоны операций, автоплатежи, приобретение новых банковских продуктов.

Помимо этого сервис пополнился разными «модными штучками»: опцией для учета личных финансов, возможностью отправить SMS-сообщение вместе с денежным переводом в адрес частного лица, виджетом «Быстрые платежи» на главной странице.
Изменения происходят постоянно, касаясь и существенных мелочей. К примеру, если раньше сообщения об ошибках при заполнении реквизитов платежа располагались вверху экрана и выпадали из фокуса внимания пользователя, то теперь неверно заполненные поля четко выделены и снабжены комментарием, а ссылка на справочник для подстановки БИК и корсчета при переводах заметна и работает. Юзабилити-проблем у пользователей сервиса становится все меньше.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Алексей Скобелев, генеральный директор Markswebb Rank & Report

«Сбербанк Онлайн» имеет хороший уровень функциональности и неплохой уровень удобства по сравнению с другими российскими системами интернет-банкинга. Но о нем нельзя говорить, как об обычном интернет-банке.

Сбербанк имеет самую большую долю эксклюзивной аудитории — пользователей без доступа к другим системам интернет-банкинга, которые часто даже не умеют пользоваться Интернетом. Такие люди наиболее уязвимы к неудобству интерфейса, поэтому он должен предлагать специальные возможности: гид по возможностям системы, общение на простом языке, помощь и подсказки, гибкие автоматические настройки в зависимости от профиля пользователя. «Сбербанк Онлайн» имеет один из самых подробных справочных разделов по возможностям системы, но на этом поддержка неопытных пользователей заканчивается. В части упрощения оплаты сделать предстоит еще очень многое.

Начать дискуссию