В 2013—2014 годах было отозвано свыше 60 банковских лицензий. Буквально каждую неделю регулятор отзывает пару-тройку лицензий у банков-«неудачников» либо за неисполнение обязательств, либо за отмывочные операции. Таким образом, на рынке появилась масса свободных клиентов. Портал Банки.ру убедился, что банки практически не пытаются привлечь таких клиентов.
Согласно суровой статистике ЦБ, лишь четверть банков с отозванными лицензиями ушли с рынка по доброй воле: в процессе слияний и поглощений. Остальные лишились права заниматься банковской деятельностью за несоблюдение законодательства, незаконные операции, нехватку ликвидности для соблюдения обязательств перед вкладчиками и т. д. По оценкам директора по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Станислава Волкова, в связи с этой «чисткой» рынок получил примерно 1,8 тыс. корпоративных «недоосвоенных» клиентов, 170 тыс. вкладчиков-физлиц, 40 тыс. заемщиков. Причем на Инвестбанк и Мастер-Банк в сумме приходится порядка половины «освободившихся».
Как говорится, нет худа без добра. Банки получили шанс заполучить новых, зачастую весьма перспективных клиентов.
Частные лица
С вкладчиками все понятно. Это особый предмет интереса для кредитных организаций, стремящихся нарастить клиентскую базу в розничном сегменте. Как правило, вкладчики умирающих банков просто перекладывают свои средства на депозиты в банках-агентах, особенно если это кредитные организации с хорошей репутацией.
В тендере на возврат вкладов из Мастер-Банка выиграли Сбербанк и ВТБ 24. Причем они по-братски поделили вкладчиков не по объему вкладов, а по фамилии. В Сбербанк попали вкладчики с фамилиями, начинающимися на буквы А — Л, в ВТБ 24 — оставшиеся. Вклады из Инвестбанка предлагалось забрать из Сбербанка, Промсвязьбанка, НОМОС-Банка и Россельхозбанка. Все это крупнейшие кредитные организации, многие вкладчики оставили в этих банках свои депозиты. По словам директора департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка Александра Базанова, безусловно, ряд клиентов банков-банкротов обращают внимание на линейку вкладов банка-агента. В этом случае они выбирают для себя депозитный продукт и размещают сбережения.
Интересно, что небольшой кусочек клиентского пирога успел «отпилить» Альфа-Банк. Речь идет о банкоматах Мастер-Банка. Недавно Альфа-Банк подключил первые два из принадлежащих Мастер-Банку банкоматов к работе. Банкоматами могут воспользоваться клиенты банков — партнеров Альфа-Банка на действующих условиях. К маю в финансовой организации обещают запустить все отключенные АТМ. Выгода для банка от этого налицо — это и комиссионные платежи, и расширение клиентской базы, и повышенные удобства для уже существующих клиентов. «Наладив работу банкоматов Мастер-Банка, мы значительно расширим сеть обслуживания наших клиентов», — говорит руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-Банка Алексей Коровин.
Что касается кредитных программ, каких-то особых предложений или специальных акций для заемщиков банков-банкротов на рынке нет. Они продолжают гасить свои займы на прежних условиях, только в офисах другого банка или разных кредитных организаций.
Корпоративные клиенты
От ушедших с рынка банков осталось довольно много клиентов из сегмента малого и среднего бизнеса, которые, в общем, никому не нужны. Но предложения были. Например, в СБ Банке в конце прошлой осени запустили специальную акцию «Малому бизнесу — комфортный банк». Суть акции в том, что любой новый клиент банка мог, во-первых, открыть в СБ Банке расчетный счет без комиссии за открытие, а во-вторых, получить бесплатное обслуживание в течение двух месяцев по самому дорогому тарифному пакету «Эффективный», в котором стоимость одного платежа через интернет-банк в другие банки составляет всего 17 рублей. Также клиент получал возможность в тестовом режиме оценить работу программы банка для компаний сегмента МСБ: интернет-банк, самоинкассация, бухгалтерия онлайн с сервисом «Мое дело» и т. д. «Основные преимущества данного предложения в том, что оно позволяет экономить время клиента — не гипотетически, а реально, — рассказывает управляющий директор по развитию бизнеса СБ Банка Игорь Комягин. — Многие традиционные банковские функции, которые обычно «съедают» время, забирает на себя интернет-банк и другие онлайн-сервисы». Для торговых предприятий банк разработал еще и спецпредложения по эквайрингу. Акция длилась до 1 февраля 2014 года и, по словам Комягина, оказалась весьма востребованной. «В период с 1 декабря по 31 января более 20% клиентов, открывших расчетный счет в СБ Банке, — это клиенты, пришедшие к нам по данной акции», — говорит он.
Альфа-Банк разработал специальное предложение — программу поддержки для корпоративных клиентов Мастер-Банка. Она включает бесплатное открытие счета, онлайн-бронирование реквизитов на сайте (бронирование расчетного счета без предъявления документов и посещений банка) и сертификат на юридическую консультацию. Компания или предприниматель просто заполняет анкету на сайте банка, за ним резервируется счет, по электронной почте компания/предприниматель получает номер забронированного счета и ссылку на перечень необходимых документов. Для активации счета клиент просто приходит в выбранное при заполнении заявки отделение банка с полным пакетом документов.
ВТБ 24 совместно с ЦБ РФ и МСП Банком запустили программу льготного кредитования малого бизнеса в Калининградской области по факту банкротства Инвестбанка. Воспользоваться программой могут субъекты среднего и малого бизнеса Калининградской области, денежные средства которых были заблокированы на расчетных и депозитных счетах в Инвестбанке. Объем возможного финансирования (по ставке 7% годовых) ограничивается суммой заблокированных денежных средств заемщика на счетах в АКБ «Инвестбанк» по состоянию на 13 декабря 2013 года. По словам старшего вице-президента ВТБ 24 Надии Черкасовой, решение о выдаче кредита будет приниматься в течение семи рабочих дней с момента получения необходимых документов для кредитования от заемщика. «Программа обеспечит пострадавшим предприятиям возможность получить ресурсы на пополнение оборотных средств, выплату зарплаты персоналу, погашение налоговых платежей и другие цели», — комментирует заместитель председателя правления МСП Банка Олеся Теплоухова.
В целом нельзя сказать, чтобы на рынке наблюдалось обилие программ для клиентов банков-банкротов, будь то частные лица или компании. Жаль, что коммерческие банки много жалуются на лобби государственных игроков, но сами не предпринимают активных действий. Ведь активная позиция госбанков в этом вопросе только добавляет им веса на рынке.
Начать дискуссию