Среди обилия банковских карточных продуктов довольно часто встречаются карты, держатели которых могут принять участие в различных благотворительных проектах. Как правило, это кобренды банков с благотворительными фондами. Зачем они банкам и что кроме морального удовлетворения такие карты дают клиентам, выяснял портал Банки.ру.
Благотворительных кобрендов на рынке не так много, но ряд активных розничных банков разработали такой продукт для своих клиентов. Любое предложение банков должно быть, в первую очередь, выгодно им, а уже затем — клиентам. Причем выгода должна быть реальна и материальна. В случае с данным социальным продуктом не все так однозначно. На первый и даже на второй взгляд, благотворительные кобренды — исключительно имиджевый и социальный проект.
Условия благотворительных карточных продуктов схожи. Их держатели не тратят дополнительных средств на благие цели. Они просто расплачиваются по карте, и за все трансакции банк-эмитент вносит обозначенный процент в поддержку того или иного фонда.
Например, у Банка Москвы есть карта Visa «Дар святыне», при совершении покупок по которой на сумму 2 тыс. рублей банк перечисляет в одноименный фонд 30 рублей. Как говорится на сайте банка, это «равно стоимости одного кирпича, закладываемого в стены возводимых храмов». То есть, по логике банка, клиент как бы ощущает себя строителем церквей. Кроме того, все межбанковские комиссии по операциям по карте банка (от 0,5% до 2,1% от стоимости покупок) также будут перечислены в фонд «Дар святыне». Карта может быть кредитная и дебетовая, она обойдется держателю в 900 рублей в год (кредитная карта — 0 рублей в первый год обслуживания, 900 рублей — во второй, дебетовая — платная с первого года, здесь и далее — за карту уровня Classic/Standard). Этот продукт появился в линейке банка в конце прошлого года, в настоящий момент выпущено уже 450 таких карт.
У банка «Уралсиб» есть карточный продукт MasterCard «Достойная помощь детям». По нему банк перечисляет 0,5% от суммы каждой покупки в фонд «Виктория», который занимается помощью детям-сиротам из многодетных семей, кризисным семьям, подготовкой родителей к усыновлению детей, организацией детских деревень. Карта может быть как кредитная, так и дебетовая. При этом выпуск и годовое обслуживание дебетовой карты обойдется в 900 рублей, кредитки — в 300.
«У нас есть карта «Добрые дела» с изображением персонажей сказки «Ежик в тумане», — рассказывает директор департамента карточных продуктов банка «Открытие» Мария Филимоненко. — Cash-back в размере 0,3—0,5% по карте перечисляется в фонд «Вера» (знаменитый фонд помощи пациентам российских хосписов. — Прим. ред.) на помощь неизлечимо больным людям». Карта кредитная, стоимость годового обслуживания — 850 рублей.
В Сбербанке работает довольно известная программа с фондом «Подари жизнь», который занимается помощью детям и взрослым с онкологическими заболеваниями. С каждой карты Visa «Подари жизнь» банк перечисляет в фонд «Подари жизнь» за счет своих доходов пожертвование в размере 50% платы за первый год обслуживания карты и 0,3% от сумм покупок клиентов. Карточка может быть дебетовая и кредитная, стоимость карты в год для ее держателя составит 900 рублей (в некоторых случаях кредитка может обойтись и бесплатно, когда банк формирует для клиента индивидуальное предложение с предодобренным лимитом). Сбербанк запустил этот продукт в декабре 2008 года. По данным на начало 2014 года, портфель карт Visa «Подари жизнь» Сбербанка превысил 170 тыс. штук. При этом банк уже перечислил в фонд «Подари жизнь» более 350 млн рублей.
Необычная, но довольно заметная программа есть в Альфа-Банке — это кобренд с фондом WWF (Всемирный фонд дикой природы), она была запущена задолго до программы Сбербанка — в 2005 году. Правда, данных по количеству держателей такой карты банк не раскрывает. В рамках программы с WWF по картам Visa Classic банк перечисляет 0,39% от каждой покупки на восстановление заповедников и защиту исчезающих животных в этот фонд. Клиент может перечислить разовый взнос со своего счета Всемирному фонду дикой природы, а также заполнить длительное поручение на автоматический ежемесячный перевод определенной суммы со своего счета в пользу WWF. Как только сумма взносов клиента превысит 900 рублей в год, ему почтой высылаются удостоверение сторонника WWF России и значок «Панда». Кроме того, клиент получает специальную газету для сторонников движения «Панда». Когда сумма взносов достигнет 10 тыс. рублей, клиент становится «Хранителем Земли». Каждый «хранитель» получает значок «Серебряная панда», именной сертификат, возможность участия в мероприятиях WWF, включая поездки в заповедники и национальные парки России. Годовая комиссия за обслуживание карты составляет всего 99 рублей.
«Для банка этот проект имеет социальную значимость, — рассказывает директор по продуктам и вторичным продажам Альфа-Банка Станислав Исмагилов. — А клиенты, заинтересованные в больших перечислениях в WWF, стремятся буквально каждую покупку оплатить по своей кобрендовой карте и помочь Земле, исчезающим видам животных».
Таким образом, в большинстве случаев держатель карты не участвует в благотворительности банка собственными средствами. Банки платят исключительно сами, по некоторым фондам также предполагается своего рода плата за социальный бренд. Например, «минимальная гарантированная сумма» по кобренду с WWF — 25 тыс. евро в год. Эта сумма перечисляется фонду, если за год сумма объема продаж по оговоренному проценту была ниже гарантированной суммы. Конечно, вряд ли банк будет делать что-то себе в убыток. Можно предположить, что эти расходы компенсируются количеством проданных карт, а также улучшением социального имиджа банка. Но такие показатели очень трудно измерить, а все оценки — субъективны и примерны.
Что касается клиентов, социальные кобренды не отличаются какими-то особенно выгодными условиями для их держателей. Как правило, благотворительные карты идут как один из карточных продуктов на выбор, а ценовые условия для всей карточной линейки в банке одинаковые. Выбирают такие карты социально настроенные и активные люди. Их пока в России не так много, о чем говорит не очень большой ассортимент предложений на рынке. Но новые предложения появляются, что не может не радовать. Раз растет предложение, значит, растет и спрос на такие важные банковские продукты с социальным акцентом.
Начать дискуссию