Резкое обострение отношений России с Евросоюзом и США, первые санкции против российских банков заставили отечественные кредитные организации активнее смотреть на Восток. Новым главным союзником России многие эксперты называют Китай. Портал Банки.ру решил выяснить, как устроена банковская система Поднебесной и сможет ли Китай заменить нашим банкам западные рынки.
Денег нет, банки есть
История банковской системы Китая берет свое начало с далекого 960 года. Даже раньше, чем в стране начали хождение бумажные деньги — в 1024 году. Первые финансовые институты Поднебесной уже тогда осуществляли основные (в нынешнем понимании) банковские операции, как то прием денежных средств на депозиты, кредитование, валютно-обменные и даже денежные переводы на дальние расстояния.
Эти первые банки Китая были сосредоточены на коммерческой составляющей деятельности, которая строилась в основном на базе близких дружеских или родственных связей.
Государство и банки: дружба навеки
В настоящее время банковская система Китая включает в себя три основных типа банков. Первый, верхний уровень иерархической пирамиды системы представлен Народным банком Китая (НБК), который с 1983 года выполняет функции центрального банка. Основной его задачей является реализация макроэкономической политики государства, ведь сам банк контролируется политическими властями страны. Контролировать финансовую систему Китая и управлять ею НБК помогает Комитет по контролю за банковской деятельностью. Центробанк все наиболее значимые решения в области денежно-кредитной политики принимает только с одобрения Госсовета.
Второй уровень банковской системы Китая представлен так называемыми политическими банками, среди которых Банк развития Китая, Сельскохозяйственный банк развития Китая и Экспортно-импортный банк. Основанные в 1994 году, данные кредитные организации занимаются стимулированием экономического развития и торговли, а также инвестиционными проектами. Банк Китая, Строительный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая составляют так называемую большую четверку госбанков. Их можно сравнить с российскими институтами развития, такими как Внешэкономбанк или Россельхозбанк.
Третий уровень — это коммерческие банки, которыми, однако, также владеет государство. В их число входят Банк коммуникаций, China CITIC Bank, China Everbright Bank, Hua Xia Bank, банк Minsheng, Гуандунский банк развития, Банк развития Шэньчжэня, Торговый банк Китая, Шанхайский банк развития Пудуна и Промышленный банк. Данные кредитные организации, как правило, здоровее с точки зрения качества активов и рентабельности по сравнению с «большой четверкой», имеют значительно более низкие показатели неработающих ссуд.
Последний, четвертый, уровень банковской системы представлен так называемыми городскими коммерческими банками, которые основывались на протяжении последних нескольких лет на базе региональных кредитных кооперативов. Первым среди таких банков стал Коммерческий банк Шэньчжэня, созданный в 1995 году. В 1998-м Народный банк Китая объявил, что все региональные кредитные кооперативы должны изменить свое название на «городской коммерческий банк». В период с 1995 по 1998 год возникли и по сей день существуют 69 таких банков. В 2005-м городских коммерческих банков во всем Китае насчитывалось уже 112, а к 2009 году их число достигло 140. Большинство таких банков имеют сильные связи с местными органами самоуправления и частично или полностью тоже находятся в государственной собственности.
Часть банков нижних трех уровней занимаются также инвестиционной деятельностью.
Специфика китайского банковского рынка — в наличии жесткого регулирования со стороны государства. Весь валютный контроль и банковский надзор ведет Народный банк Китая. Отдельно следит за валютными операциями банков Государственная администрация валютного контроля. Она также выполняет часть задач государства по формированию валютных резервов страны.
Чу, китайский «пузырь»!
Несмотря на контроль за деятельностью китайских кредитных организаций со стороны государства, банковский сектор во многом продолжает оставаться в тени. За последние пять лет совокупный размер активов банков Китая превысил, по некоторым оценкам западных экспертов, 15 трлн долларов. В связи с этим бывший аналитик международного рейтингового агентства Fitch Шарлин Чу по итогам проведенного исследования банков Китая выразила опасение по поводу надвигающегося коллапса банковской системы страны. Причиной аналитик назвала «пузырь» в банковском кредитовании. По мнению Шарлин Чу, Китай рискнул пойти на беспрецедентный эксперимент, позволив банкам осуществлять массированную кредитную экспансию, которая во много раз масштабнее той, что имела место среди американских банков до кризиса 2008 года. «Нет шансов, что мы не столкнемся с огромными проблемами в Китае», — говорилось в исследовании аналитика Fitch.
Кроме того, практически все банки Китая до недавнего времени были достаточно закрыты с точки зрения прозрачности их финансовой деятельности. Однако в силу замедления темпов роста экономики страны, а также в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию, Госсовет Китая начал процесс реформирования банковской отрасли страны, направленный на повышение прозрачности и доступности финансовой деятельности кредитных организаций. В настоящее время эта инициатива может затронуть лишь крупнейшие банки КНР, размер активов которых превышает 200 млрд долларов. Также в мировых СМИ появляются сообщения о том, что в Китае впервые планируется разрешить полностью частные банки.
Приключения русских в Китае
Однако строгость китайских финансовых порядков не остановила один из крупнейших российских банков — ВТБ от открытия в Шанхае собственного филиала в 2008 году. В одном из ранних интервью управляющий этим филиалом Александр Милюков сообщил, что основными задачами филиала ВТБ в Китае являются обслуживание российско-китайского товарооборота, внешнеторговых операций российских компаний, развивающих свой бизнес в Китае, а также китайских компаний, работающих на российском рынке. Параллельно филиал ВТБ вел работу по получению необходимых для Китая разрешений на осуществление банковской деятельности иностранным финансовым учреждением.
Согласно условиям китайского ЦБ, иностранный банк, соответствующий критериям регулятора, может открыть филиал в КНР. Однако сразу начать работу с юанями ему не разрешат. Необходимо работать в стране не менее трех лет, два года последовательно показывать прибыль, и только затем можно подать заявление на получение такой лицензии. ВТБ удалось добиться цели лишь в 2013 году, чему немало способствовало решение центральных банков России и Китая в 2010 году начать прямую торговлю национальными валютами на ММВБ и Китайской бирже. В том же 2010 году ВТБ стал маркетмейкером на Китайской валютной бирже по валютной паре рубль/юань.
«Полностью заменить западный рынок Китай не сможет»
Портал Банки.ру спросил у экспертов, готовы ли российские банки активно работать с китайскими коллегами, способен ли Китай заменить РФ западные финансовые рынки и стать посредником при проведении операций России с западными контрагентами в случае новых санкций.
Андрей Кунютко, директор по работе с финансовыми институтами Альфа-Банка:
— История сотрудничества Альфа-Банка с банками Китая (как так называемого материкового Китая, так и Гонконга), а также дочерними организациями в России насчитывает не один год. В том числе открыты и соответствующие корреспондентские счета: наши клиенты уже три года могут рассчитываться со своими контрагентами из Китая непосредственно в юанях. Пока обороты в юанях не сопоставимы с оборотами в долларах и евро, и в первую очередь по причине того, что китайские поставщики не спешат переходить с расчетов в долларах на юани, как минимум в торговле с Россией. В текущем году эта тенденция может измениться благодаря планомерно проводимой политике китайского регулятора и общей ситуации на рынке.
Что касается внешних заимствований для российских банков, то в ближайшей и даже в среднесрочной перспективе Китай не сможет полностью заменить западный рынок. Однако в случае наличия соответствующей политической воли, как это характерно для КНР, направленной на поддержание и развитие бизнеса с Россией, роль Китая может начать расти очень быстро. Если говорить о посредничестве, то это малоперспективное направление. В случае благоприятной политической конъюнктуры посредники российским и западным банкам не требуются, все связи давно налажены. А в случае такого радикального негативного сценария, как, например, санкции в отношении России, никакие посредники не помогут.
Ведение бизнеса в каждом регионе планеты имеет свои особенности, но каких-то специфических рисков сотрудничества именно с банками Китая не видим.
Александр Левковский, первый заместитель председателя правления СМП Банка:
— Мы достаточно активно работаем с китайскими банками, ведем напрямую с ними расчеты. Более того, нашим клиентам — юридическим лицам готовы предоставлять торговое финансирование в валюте этой страны.
Конечно, полностью заменить России западный рынок Китай не может по целому ряду очевидных причин, однако частичное замещение вполне возможно, и такая практика уже имеется. И с этой точки зрения возможность взаимодействия с китайскими банками вполне перспективна. Особенно с учетом того, что товарооборот между нашими странами составляет около 90 миллиардов долларов.
Что касается китайских банков как посредников, обычно все-таки выгоднее заключать договоры о привлечении фондирования напрямую.
Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система»:
— Теоретические это возможно — Китай может заменить российским банкам западный рынок заимствований. Однако на практике это сложно будет реализовать. Сколько лет говорили о налаживании отношений с Китаем, а сколько сейчас работает в России китайских банков? Их количество невелико, а размер несущественен. Китайские банки обслуживают в основном интересы китайской экономики и китайских компаний. И в этой связи они обслуживают интересы российских контрагентов, а так чтобы работать с российскими компаниями именно как с клиентами полностью на коммерческих основаниях — таких примеров мало.
К сожалению, работа с китайскими банками долгое время была обусловлена политическими соглашениями, а не рыночными потребностями. Кроме того, финансовая отрасль Китая сейчас переживает не самые лучшие времена. Проблемы китайского финансового сектора, может, не выглядят сейчас такими острыми, как наши, но там в начале года были возможны несколько банкротств. Поэтому я не думаю, что сейчас китайские банки могут заменить европейские и американские банки в роли кредитора российских финансовых институтов. Наконец, работать с азиатскими компаниями и банками не так просто, поскольку тут возможны не только и не столько рыночные условия и обоснования. В азиатских банках сращенность бизнеса и административного ресурса довольно существенна. С американскими и европейскими банками проще иметь дело, так как в большинстве случаев понятны и прозрачны механизмы сделок и отношения имеют чисто деловой характер.
Начать дискуссию