Банки

Техника банкротства

Многие российские банки незадолго до отзыва у них лицензий начинали объяснять задержки при проведении текущих операций техническими сбоями. Портал Банки.ру выяснял, в каких ситуациях операционисты принимаются рассказывать клиентам про «зависший сервер» и как отличить технические проблемы банка от финансовых.

Многие российские банки незадолго до отзыва у них лицензий начинали объяснять задержки при проведении текущих операций техническими сбоями. Портал Банки.ру выяснял, в каких ситуациях операционисты принимаются рассказывать клиентам про «зависший сервер» и как отличить технические проблемы банка от финансовых.

Одно дело, когда не работает, скажем, развлекательный сайт. И совсем другая история, когда люди теряют возможность распоряжаться своими деньгами. Это доставляет проблемы клиентам и наносит существенный удар по репутации банка. Увы, есть случаи, когда никакие вложения в инфраструктуру и техническую поддержку не спасают от прерывания бизнес-процессов. А иной раз остановка по причине техсбоя оказывается лучшим вариантом работы для банка — если любая другая альтернатива грозит паникой вкладчиков.

С технической точки зрения современный банк мало отличается от какого-либо IT-сервиса: основная работа происходит в центрах обработки данных (ЦОД). А любое «железо» не вечно — выходят из строя серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование. Впрочем, это достаточно редкий случай: в IT-оборудовании высокого класса все важные компоненты дублируются, а переключение со сломанного устройства на резервное происходит автоматически и без прерывания работы. Редкий аппаратный сбой вызывает кратковременное прерывание работы одного из сервисов банка, а долговременный может случиться разве что по причине стихийного бедствия.

Программные сбои способны вызвать значительно больше трудностей. Заместитель директора департамента банковских и информационных технологий ВТБ 24 Денис Грузовский рассказал порталу Банки.ру о том, какого рода инциденты с происходят в банках: «Временами случаются программные ошибки различных банковских систем. Наиболее ощутимыми для клиентов становятся проблемы в системах фронтального обслуживания — например, в системе пластиковых карт. Это может вызвать прерывание обслуживания клиентов на каком-то определенном участке. Общий сбой, вызывающий полное прекращение обработки трансакций, тоже возможен — в случае остановки главной книги или интеграционных компонент. Но это крайне маловероятная ситуация. Архитектурно все банковские системы «развязаны» друг от друга, чтобы исключить их взаимное влияние на работоспособность».

Автоматизированная банковская система (АБС) — сложный комплекс, состоящий из десяти и более подсистем, отвечающих за разные направления бизнеса кредитной организации. АБС никогда не ставится «из коробки»,то есть в том виде, в каком ее выпустила компания-разработчик: систему дорабатывают под специфику конкретного банка, по его заказу разрабатываются новые подсистемы, причем разработчики у разных компонент АБС могут быть разными. Нередко банки сами разрабатывают свои АБС или их подсистемы, формируя собственные коллективы разработчиков, тестировщиков, службу поддержки. Получившийся в итоге продукт может работать весьма нестабильно. А пока специалисты выловят все допущенные ошибки разработки и внедрения, пройдут годы, и банк потребует новых возможностей, соответствующих времени.

Помимо инцидентов, вызванных незапланированными сбоями, перерывы в работе банковских систем могут быть обусловлены процедурами обслуживания, на пример обновлением программ. По словам Гузовского, это вполне штатная ситуация: «Нередко возникает необходимость обновления банковских систем — в современном мире условия меняются весьма быстро. Это не должно вызывать остановки бизнес-процессов, но риск есть. Подобные операции производятся в нерабочее время, но если речь о крупном банке, присутствующем во многих часовых поясах, — это время порой крайне ограничено. Скажем, Калининград заканчивает работу в 23:00 по Москве, а Дальний Восток начинает ее в 2:00 мск. IT-служба может и не уложиться в технологическое окно. Поэтому сейчас все чаще применяют системы, способные обновляться без остановки».

Само по себе прерывание обслуживания не так страшно, если оно длится недолго. Вместо сломанного аппарата подключается резервный, программная система восстанавливается из резервной копии или активируется дублирующая система, работающая параллельно основной.

Как рассказал Денис Гузовский, в банках практически всегда применяется резервирование систем, но от прерывания бизнес-процессов это не спасает, а лишь сокращает время восстановления обслуживания. «Ввиду сложности банковских систем, переход на резервную систему с вышедшей из строя занимает ощутимое время — 10—15 минут. Центробанк не регламентирует время восстановления обслуживания при технических инцидентах. Однако каждый или почти каждый банк имеет собственные нормативы. В основном на восстановление работоспособности после крупных сбоев отводится порядка часа», — пояснил Гузовский.

«Наш банк имеет собственные регламенты на предоставление основных услуг. По нашим нормативам, выполнение большинства операций не должно занимать больше нескольких минут при любых условиях», — сообщил порталу Банки.ру руководитель пресс-службы украинского ПриватБанка Олег Серга.

Итак, в нормальном случае сбои технического характера могут вызвать остановку бизнес-процесса максимум на час, и то речь идет лишь об одной из подсистем. Однако в практике отечественных банков нередки ситуации, когда обслуживание клиентов не производится несколько дней, а сотрудники кредитной организации ссылаются на технические сложности. По мнению Гузовского, это не соответствует истине: «Долговременное прерывание бизнес-процессов, на несколько дней — событие совершенно невероятное, я о таких прецедентах не слышал. Серьезные сбои в центральных компонентах могут вызвать прекращение обслуживания, скажем, на сутки (такие случаи бывали), но не более».

Как ни удивительно, в последнее время долговременные перебои в работе банков случаются весьма часто. Вспомним наиболее заметные случаи, которые в итоге привели к отзыву лицензий у банков, ссылавшихся поначалу на технические проблемы.

28 августа 2013 года отделения Европейского Индустриального Банка закрылись по причине сбоя программного обеспечения. Именно так было написано в объявлениях, повешенных на дверях офисов ЕИБ. Как сообщалось на сайте банка, 5 августа он приступил к завершающей стадии внедрения новой автоматизированной банковской системы. По итогам первых двух недель работы новой АБС были выявлены ошибки, приведшие к некорректным начислениям процентов по вкладам физических лиц. Кредитная организация приостановила работу на неделю, до 6 сентября, и известила об этом Банк России.

В начале сентября прошлого года у банка «Пушкино» возникли технические сложности с проведением клиентских платежей. Чуть позже начались проблемы и с офисами: их периодически начали закрывать «по техническим причинам» либо они работали в консультационном режиме.

24 октября клиенты тульского банка «Первый Экспресс» обнаружили, что не могут воспользоваться его услугами. Председатель правления банка Константин Томенчук сообщил, что причиной этого является технический сбой в АБС. Правда, уже 25 октября Томенчук покинул свой пост. В тот же день банк сообщил об устранении сбоя, но обслуживание не было возобновлено в связи со «сверкой баз данных».

25 октября ОАО «Межрегиональный Волго-Камский банк реконструкции и развития» прекратило проведение операций со счетами юридических лиц. Появившиеся слухи о скором отзыве лицензии у «Волго-Камского» были опровергнуты сотрудниками кредитной организации: «У нас произошли небольшие внутренние проблемы, поэтому на данный момент не проходят налоговые платежи. Сейчас восстанавливаем счета клиентов. Все будет исправлено в ближайшие дни. Банк работает в штатном режиме». Тем не менее нормальная работа не возобновилась, более того, в начале ноября появились проблемы и с обслуживанием физических лиц.

29 ноября прошлого года Смоленский Банк приостановил обслуживание счетов клиентов из-за технического сбоя в АБС. По заявлению представителей банка, отказ системы был связан с повышенной нагрузкой, вызванной негативным информационным фоном после отзыва лицензии у Мастер-Банка. Возобновление работы офисов было обещано на 2 декабря, но в назначенный срок этого не произошло.

26 декабря приостановили работу дополнительные офисы Новокузнецкого Муниципального Банка. Представители МНБ сообщили причину: мол, по техническим причинам, из-за сломавшегося сервера. В банке заверили, что работа по восстановлению ведется, однако это «дело не одного дня». Главный офис банка продолжил работу, но получить деньги можно было только по книжке вкладчика.

13 марта 2014 года Русский Земельный Банк разместил на своем сайте сообщение, что в этот день обслуживание клиентов осуществляться не будет «в связи с перебоями в электропитании в праздничные дни». Восстановление после перебоев затянулось и в этом случае — офис банка не открылся и в понедельник, 17 марта.

14 марта закрылись московские и подмосковные офисы С Банка. Клиентам в финучреждении сообщали о «технических причинах» — правда, каких именно, не уточняли. В понедельник, 17 марта, офисы также не открылись, все по тем же «техническим причинам».

В итоге все эти банки так и не смогли возобновить работу, у всех ЦБ отозвал лицензии. Причем среди указанных регулятором причин отзыва ни одной технической, естественно, не значится.

Вывод очевиден: долговременные сбои технического характера банки используют в качестве прикрытия при наступлении проблем с ликвидностью или в ожидании отзыва лицензии. И все же само по себе сообщение о техсбое в банке не стоит воспринимать как повод для паники. Настоящие технические сбои в банках случаются — к примеру, 17 декабря прошлого года внезапно перестали работать банкоматы Альфа-Банка.Но сервис был восстановлен уже к середине того же дня.

Начать дискуссию

Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Интересные материалы

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция