Если банк незаконно увеличил процентную ставку по кредиту или страховщик мало выплатил по страховке, не обязательно идти в суд и долго ждать его решения. Россияне скоро могут получить право обратиться за помощью к омбудсмену и в досудебном порядке решить спорные вопросы. Решение должно быть более быстрым и справедливым. Такой законопроект поддерживает глава правительства Дмитрий Медведев.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает, что создание в стране института финансового омбудсмена позволит россиянам продуктивно решать спорные вопросы с банками и страховщиками.
«Для чего это все нужно? Мы видим, как работает, вернее, не работает, наша судебная система, поэтому нужно искать альтернативы»
«Есть предложение создать такой институт (финансового омбудсмена), который сможет помогать гражданам в отношениях с кредитными и страховыми организациями, включая и решение такого болезненного, по сути, вопроса, как претензии по ОСАГО. Надеюсь, что в целом скажется позитивным образом на финансовом рынке», – сказал Медведев.
Кредитные и страховые организации чаще всего участвуют в спорах с клиентами, отмечает кабинет министров. Правительство рассмотрит законопроекты о создании института финансового омбудсмена в понедельник, 28 апреля. Кредитные и страховые организации должны стать членами новой службы спустя восемь месяцев после официального опубликования документа.
Законопроект Минфина устанавливает, что омбудсмен будет рассматривать банковские споры, сумма которых не превышает 500 тыс. рублей, и страховые споры, сумма которых не превышает 100 тыс. рублей.
Эксперты считают, что лимиты вполне достаточные. По банковским спорам сначала рассматривали лимит в 50 тыс. рублей. «Понятно, что это маленькая сумма», – говорит директор банковского института ВШЭ Василий Солодков. Лимит в 500 тыс. рублей – это уже серьезная сумма: в среднем на депозитах хранится меньше, большинство кредитов укладывается в эту сумму. Все споры на более чем 500 тыс. рублей решают уже только через суд.
Основная доля споров между страховщиками и их клиентами тоже укладывается в установленный лимит в 100 тыс. рублей, говорит президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. По данным СОГАЗа, сейчас средняя выплата по ОСАГО достигает 30–40 тыс. рублей (что меньше лимита). Таким образом, омбудсмен может взять на себя львиную долю спорных моментов.
К финансовому омбудсмену можно обратиться, например, если банк незаконно начисляет или меняет проценты по кредиту, требует досрочно вернуть кредит или незаконно взимает комиссию (в том числе скрытую комиссию). «Вариантов много. Точно так же заемщик может сказать, что ничего не брал, ничего не знает», – добавляет Солодков.
Согласно статистике жалоб ЦБ на страховщиков, подавляющее большинство споров связаны с автострахованием, в структуре этих жалоб большинство – это недовольство сроками выплат и их размером, говорит Юргенс. «Если все спорные убытки по ОСАГО будут со временем проходить и урегулироваться через омбудсмена, это снимет львиную часть нагрузки на суды. В досудебном порядке омбудсменом может урегулироваться более 90% споров», – говорит первый заместитель председателя правления СОГАЗа Николай Галушин.
«Главный плюс для потребителей – это быстрота принятия решения. Судебная волокита иногда затягивается на продолжительное время, так как суды перегружены делами», – добавляет Юргенс. «Для страховщиков плюс в том, что сейчас компании столкнулись с организованным бизнесом автоюристов, которые выкупают требования клиентов, а потом «раскручивают» страховщика на деньги через суд. Финансовый омбудсмен может стать решением этой проблемы», – отмечает президент ВСС.
Омбудсмен рассматривает такие жалобы на страховщиков или банки и разъясняет клиенту его права и обязанности, рекомендуя оптимальное решение проблемы. Сейчас роль общественного примирителя на финансовом рынке выполняет экс-депутат Павел Медведев, работающий при Ассоциации российских банков.
«Для чего это все нужно? Мы видим, как работает, вернее, не работает, наша судебная система, поэтому нужно искать альтернативы. И одной из таких альтернатив является наличие финансового омбудсмена, который в досудебном порядке на основании законов пытается что-то решить, – говорит Василий Солодков. – Сейчас клиенты банка менее защищены, потому что есть ряд вопросов, за которые не отвечает ни ЦБ, ни другой орган, вообще никто. А суды, как правило, либо не понимают, о чем идет речь, либо решают дело в произвольном порядке».
В мировой практике уже давно существует такой институт, как независимый орган рассмотрения споров. «Если брать текущего финансового омбудсмена Павла Медведева, то это высокоинтеллектуальный человек, уважающий закон, в отличие от нашего правосудия. И он, думаю, как раз будет в состоянии решать вопросы в соответствии с действующим законодательством», – уверен банковский эксперт. Институт страхового омбудсмена также должен быть профессиональным и непредвзятым, согласен Галушин. Кроме того, нужен переходный период для воплощения этого института в практику. «Он должен показать свою эффективность как для страхователей, так и для страховщиков», – считает Галушин.
В ЦБ уверены, что создание специальной службы при институте финансового омбудсмена не только позволит снизить нагрузку на суды, но и повысить качество принимаемых решений.
В России за основу взята английская модель, где учредителем системы не являются непосредственно страховщики. Согласно последней версии текста законопроекта, институт финансового омбудсмена в России будет создан в виде некоммерческого партнерства при Банке России, финансироваться он будет за счет Центробанка и участников финансовых рынков. Стоимость создания центрального офиса Службы финансовых уполномоченных ЦБ оценил в 26,5 млн рублей.
Как рассказывает Юргенс, в Екатеринбурге уже запущен пилотный проект по созданию страхового бюро финансового омбудсмена как общественного органа, которое будет разбираться со спорами, возникающими между страховыми организациями и их клиентами – физическими лицами. Такое же бюро заработает также в Свердловской области. «В рамках пилотного проекта Банк России будет рекомендовать страховщикам урегулировать споры по поступившим на них в ЦБ жалобам через страхового омбудсмена. Если компании удастся урегулировать спор по жалобе при помощи уполномоченного, то Банк России не станет применять к ней предусмотренные КоАП санкции ввиду малозначительности нарушения», – рассказывает президент ВСС.
Галушин надеется, что механизм досудебного урегулирования убытков найдет свое отражение в готовящихся поправках к закону об ОСАГО.
Начать дискуссию