Банки

Комиссия по доходам

Замедление темпов роста в банковском секторе на фоне общих проблем экономики страны и ужесточение борьбы банков за клиентов приводят к появлению новых комиссий. Портал Банки.ру разбирался в том, какие платежи и по каким причинам придумывают кредитные организации.

Замедление темпов роста в банковском секторе на фоне общих проблем экономики страны и ужесточение борьбы банков за клиентов приводят к появлению новых комиссий. Портал Банки.ру разбирался в том, какие платежи и по каким причинам придумывают кредитные организации.

Было время, когда банки хвастались отменой комиссий и отсутствием платежей за сопровождение тех или иных договоров. С одной стороны, их обязали отказаться от комиссионных платежей суды: с точки зрения реальной стоимости кредита это было признано честным. С другой стороны, кредитные организации сами решились на отмену агентских вознаграждений, потому что отсутствие комиссий стало важным неценовым параметром в борьбе за клиента. Но пришли тяжелые времена. И на рынке, где все сложнее зарабатывать прибыль, банки, похоже, ищут любые пути получения дополнительных доходов. Поэтому они снова держат комиссии на прицеле.

В банковских комиссиях нет ничего удивительного. Это одна из доходных статей кредитных организаций. Однако в последнее время внимание банков к комиссиям явно выросло. Понятно, что они не выпускают пресс-релизов о введении новых платежей и неохотно отвечают на вопросы о комиссиях, но тенденция «имеет место быть».

Комиссии за проведение платежей ЖКХ были введены давно. Законодателем моды тут стал Сбербанк, позволивший оплачивать счета за квартиру без комиссий лишь через банкоматы или онлайн. Но теперь это касается не только обязательных бюджетных платежей. Наиболее распространены сегодня комиссии за погашение кредита через кассу, за снятие наличных средств в банкоматах сторонних организаций и услугу СМС-информирования, страхование жизни и здоровья заемщика. Если говорить о кредите, в среднем комиссии достигают 1,5—3% от суммы займа.

Не так давно появились комиссии за погашение кредитов через кассу банка. В частности, в Московском Кредитном Банке комиссия за услуги кассира при погашении составляет 150 рублей, в то время как через банкомат или интернет-банк это можно было сделать бесплатно. Объяснялось введение платежа тем, что клиентов хотят приучить к технологичным продуктам и услугами. Однако этим дело не закончилось. Недавно мне как клиенту МКБ пришла СМС о том, что вводится новая комиссия за СМС-оповещения. СМС-отчеты были подключены автоматически при оформлении кредита, а вот теперь, чтобы отключить услугу, надо совершить массу разных действий. Комиссия составляет 50 рублей в месяц. В Сбербанке по кредитной карте подобную услугу по умолчанию отключили около полугода назад, опять же приведя в качестве аргумента введение комиссии. Только в «Сбере» надо СМС-оповещение теперь переподключить, также совершив массу действий. По дебетовой карте СМС-отчеты не отключили, комиссия за них в Сбербанке составляет 30 рублей в месяц.

Своя история комиссий у ТКС. Недавно ТКС Банк объявил, что за погашение кредитов в QIWI-аппаратах теперь взимается комиссия в размере 1,6% от суммы перевода (и не менее 50 рублей). Без комиссии ТКС теперь можно погасить кредиты в салонах связи «Евросеть», «Связной», «МТС» и «Элекснет». Но из-за потери QIWI список бесплатных точек внесения платежей по ТКС Банку существенно сократился.

При этом сами банкиры в один голос говорят, что комиссии — побочное дело. По словам экспертов, комиссионный доход — одна из составляющих прибыли банка, и довольно существенная. Однако большинство игроков рынка не стремится зарабатывать исключительно за счет роста тарифов, банки стараются предложить новые комиссионные продукты и услуги, которые будут интересны клиентам и выгодны самим кредитным организациям с точки зрения комиссионного дохода. Ну есть они, ничего нового не вводится, и, вообще, комиссии — вовсе не главное в работе банков.

«Мы периодически проводим оценку эффективности установленных тарифов. Безусловно, тарифы и условия продуктов совершенствуются и корректируются с учетом интересов как наших клиентов, так и банка, — рассказывает начальник отдела пластиковых карт и сервисов дистанционного банковского обслуживания Абсолют Банка Алексей Петров. — При этом учитывается еще и рыночная ситуация в совокупности». По его словам, комиссий за погашение кредитов через кассы Абсолют Банк не взимает.

«Мы стараемся придерживаться оптимального размера комиссий на продукты и услуги для физических лиц. Чтобы, с одной стороны, клиенты не испытывали ощутимой дополнительной финансовой нагрузки при проведении операций и, с другой — был соблюден интерес банка, — поясняет директор департамента розничного бизнеса СБ Банка Герман Белоус. — Адекватный баланс в этом вопросе для нас приоритетен». В СБ Банке в последнее время существенных изменений в тарифных планах не было. Тем не менее эксперт оговорился, что в ближайшей перспективе некоторые корректировки возможны, в том числе и в плане комиссий.

При этом Герман Белоус довольно жестко отозвался о комиссиях за погашение кредитов через кассу. По его словам, во-первых, банк стремится делать условия по кредитам максимально прозрачными и понятными для клиентов, то есть закладывать доход банка в процентную ставку, а не в дополнительные комиссии. «Во-вторых, мы не хотим насильно, посредством малоадекватных тарифов, побуждать клиентов переходить на дистанционное обслуживание — это не наш метод и стиль», — подытоживает он.

В ХКФ-Банке также нет комиссий за оплату кредита через кассу. «Мы не увеличивали в последнее время комиссии за дополнительные услуги, — говорит начальник отдела потребительского кредитования банка Анна Гапеенко. — Мы считаем, что стимулировать клиентов использовать дистанционные сервисы нужно повышением качества данных услуг, их удобства и функциональности».

Несмотря на уверения банков в том, что комиссии — это дело вторичное, судя по отчетности банковского сектора в целом, комиссионный доход становится все более значимым в структуре прибыли кредитных организаций. Ввиду различных изменений в законодательстве, приведших, в частности, к ограничению ставок по потребительским кредитам, доля доходов по процентным операциям постепенно снижается, и для банков комиссионный бизнес выходит на первый план. Все больше кредитных организаций уделяют ему повышенное внимание, в связи с чем резко возросла конкуренция в сфере комиссионных услуг и произошел скачок в развитии технологий. Понятно, что эта тенденция продолжится и в обозримом будущем.

Начать дискуссию