Банки

Счастье не в размерах

Российские банки активно развивают ДБО, которое стало универсальным средством осуществления банковских операций. Есть кредитные организации, которые работают вовсе без расчетно-кассовых отделений. Их коллеги по цеху, придерживающиеся классического подхода к банковскому бизнесу, идут несколько иным путем: они все чаще открывают офисы легкого формата. Причем делают это крупные игроки финансового рынка, которые не испытывают недостатка в клиентах. Что побуждает их к этому?

Российские банки активно развивают ДБО, которое стало универсальным средством осуществления банковских операций. Есть кредитные организации, которые работают вовсе без расчетно-кассовых отделений. Их коллеги по цеху, придерживающиеся классического подхода к банковскому бизнесу, идут несколько иным путем: они все чаще открывают офисы легкого формата. Причем делают это крупные игроки финансового рынка, которые не испытывают недостатка в клиентах. Что побуждает их к этому? Оправдывает ли себя с экономической точки зрения «легкая» сеть?

Как вы яхту назовете…

Говоря о банковских офисах легкого формата, как правило, употребляют два термина – «мини-офис» и «микроофис». Семантически приставки «мини» и «микро» схожи – обе имеют одно общее значение «очень маленький». Однако мнения банковских специалистов расходятся: одни склонны видеть разницу между мини- и микроофисами, другие отождествляют данные понятия.

Так, кандидат экономических наук Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» Вадим Шипунов в своей статье «Стандартизация бизнеса региональной сети коммерческого банка» выделяет следующие форматы банковских офисов продаж: филиалы первого и второго уровней, дополнительные офисы первого и второго уровней, мини-офис и микроофис.

Ведущий специалист по работе с клиентами группы компаний ВТЕ, специализирующейся на обеспечении сервисной поддержки и поставки устройств самообслуживания и банковского оборудования, Лидия Сигайцева отмечает: «Понятий «мини-офис» и «микроофис» мы не разделяем, для этого еще не разработаны соответствующие критерии. Возможно, в ряде случаев под микроофисами подразумеваются мини-офисы с клиентской зоной снаружи, когда подразделение напоминает рекламную стойку, а банковские сотрудники – промоутеров. В любом случае мини-офис – это более широкое понятие, микроофис можно отнести к одной из его разновидностей».

«Действительно, понятие «мини-офис» достаточно размыто, у каждого банка свое представление о том, какую точку продаж следует относить к данной категории», – делится экспертным мнением заместитель председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов. – У нас в составе классической сети отделений есть офисы легкого формата. Среди них мы выделяем мини-офисы. Они расположены преимущественно в торговых и бизнес-центрах, а обслуживание клиентов в них осуществляется двумя-тремя специалистами. Но все-таки это классические отделения, работают они в соответствии с общими правилами. Если говорить о микроформате, то в нашей дистрибутивной сети есть так называемые универсальные POS».

По словам эксперта, универсальный POS банка «Ренессанс Кредит» представляет собой брендированную стойку, оборудованную компьютерной техникой и рекламными материалами. Обслуживание клиентов при этом осуществляет один кредитный специалист. Мини-офис Банка Москвы – это павильон площадью от 3 до 5 м2, в котором работают два менеджера-консультанта и один кассовый работник. Размеры мини-офисов ХКФ Банка варьируются от 6 до 30 м2 в зависимости от места расположения. Подразделения обслуживаются двумя-четырьмя сотрудниками. В Альфа-Банке офисы «легкой» сети называют микроофисами, оформляют их в виде стойки, которую обслуживают два специалиста. Аналогичное отделение Уральского банка реконструкции и развития представляет собой островную банковскую стойку или небольшой бутик до 25 м2, в котором работают одновременно два сотрудника. Работу офиса «легкой» сети Промсвязьбанка обеспечивают сразу семь человек.

Таким образом, с материально-технической точки зрения стандартный офис легкого формата представляет собой помещение или отдельную стойку площадью от 3 до 30 м2, которую обслуживают два-три человека. С правовой точки зрения мини-офис следует отнести к внутреннему структурному подразделению банка. На сегодняшний день последнее может быть представлено дополнительным операционным или кредитно-кассовым офисом, а также операционной кассой вне кассового узла.

«Мини» – не значит мало

Открытие дополнительного офиса требует больших материальных затрат, в среднем от 4,5 до 6 млн рублей, включая расходы на ремонт, мебель, оргтехнику и закупку банкоматов. Запуск мини-офиса обходится в более скромную сумму. При этом есть расхожее убеждение, что в таких офисах предоставление клиентам всей продуктовой линейки невозможно по определению. Банкиры с этим не согласны: по их словам, ничто не препятствует физическим лицам обращаться в мини-офисы за самыми разными банковскими услугами.

Говоря об универсальных POS банка «Ренессанс Кредит», Олег Скворцов отмечает: «Кроме традиционного целевого кредита на товар, доступны и другие продукты банка: кредиты наличными, кредитные карты и некоторые виды комиссионных продуктов банка».

По словам директора департамента розничных продаж в сети Банка Москвы Мигеля Маркарянца, мини-офисы представляют всю продуктовую линейку банка для физических лиц, в них можно оформить кредит или разместить вклад.

Рассказывая о функционале офисов легкого формата Росгосстрах Банка, директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Вилен Ли делает акцент на инновационной технологии: «Электронный кассир» устанавливается на рабочем месте специалиста по работе с клиентами, который получает право работать с наличными деньгами и начинает дополнительно выполнять функции кассира. Он является простым в использовании, компактным, мобильным, высокотехнологичным устройством по работе с наличными, позволяющим полностью заменить дорогостоящий, громоздкий, стационарный кассовый узел». По словам эксперта, «Электронный кассир» обслуживает не только физических, но и юридических лиц, может хранить большой объем средств, определять подлинность банкнот, пересчитывать и сортировать купюры, принимать и выдавать их удобным для клиента номиналом. «Таким образом, клиенты Росгосстрах Банка могут воспользоваться кредитными продуктами (нецелевые потребительские, в том числе экспресс-кредиты, автокредиты и др.), услугами расчетно-кассового обслуживания, разместить денежные средства во вклады, оформить пластиковую карту, осуществить денежные переводы и платежи», – отмечает Вилен Ли.

В мини-офисах Промсвязьбанка, как и в Росгосстрах Банке, расчетно-кассовые операции производятся с помощью «Электронного кассира». «В новых офисах внедрена данная технология. Она позволяет существенно увеличить скорость и улучшить качество обслуживания клиентов. Например, при совершении операций по снятию со счета или внесению на счет наличных денежных средств клиенту достаточно обратиться к операционисту, без посещения кассы», – рассказывает директор департамента розничных продаж Промсвязьбанка Марина Спиридонова. По словам эксперта, розничным клиентам «легких» офисов банка также доступны услуги страхования, линейка вкладов и потребительских кредитов, выпуск и обслуживание всех типов банковских карт, открытие накопительных счетов, подключение к интернет-банку PSB-Retail.

«В офисах нашей «легкой» сети мы предлагаем беззалоговое кредитование физических лиц, а также заключаем договоры банковского вклада», – констатирует руководитель дирекции активных продаж Уральского банка реконструкции и развития Алексей Шихалев.

Таким образом, усредненный мини-офис банка осуществляет прием вкладов от населения, выдачу кредитов наличными на определенную сумму, потребительских кредитов, кредитных карт и предоставляет услуги страхования. Гораздо реже в банковских мини-офисах проводят кассовые операции. Перечисленные функции позволяют отнести офис легкого формата к разновидности операционного офиса, либо выделить его в отдельный вид структурного банковского подразделения.

Внешность имеет значение?

Мини-офис выигрышен всем: небольшой площадью (по сравнению с сотнями квадратных метров полноформатного отделения), двумя-тремя сотрудниками (против привычных семи-десяти). Кроме того, легкий формат дает массу возможностей для экспериментов в области дизайна, но используют ли их банки?

Рассуждая о применении нестандартных ходов при оформлении мини-офисов, Олег Скворцов (Ренессанс Кредит) отмечает: «Некоторые кредитные организации действительно разрабатывают достаточно интересные дизайнерские решения для своих микроофисов. Мы пока используем классический формат, при этом добавляем различные элементы с целью повышения узнаваемости нашего бренда».

Большую готовность к нововведениям продемонстрировал Банк Москвы. «Как показывает наш опыт, дизайн офиса напрямую не влияет на эффективность его работы. Тем не менее последние два года наши мини-отделения преобразились в соответствии с новым бранч-буком. Мы готовы к любым нестандартным решениям, которые будут востребованы нашими клиентами и позволят нам увеличить прибыль», – выражает позицию банка Мигель Маркарянц.

«На данный момент у нас оптимальное дизайнерское и функциональное решение «легких» офисов», – комментирует Алексей Шихалев (УБРиР).

В целом готовность банков к апробации нестандартных идей можно оценить как слабую. Между тем умы дизайнеров давно увлечены малыми формами. В 2013 году московский парк искусств «МУЗЕОН» принял у себя XV международный архитектурный фестиваль «ГОРОДА», в ходе которого участникам из разных регионов России было предложено спроектировать и построить микродома площадью от 5 до 15 м2. При этом было важно придерживаться всех характеристик большой архитектуры – энергоэффективности, комфортности, экологичности. В частности, конкурсантами из Уфы был представлен деревянный микродом «Яйцо в кубе», который, в зависимости от обстоятельств, мог превращаться в рабочий кабинет, спальню или гостиную.

Впрочем, если при строительстве микродомов возможны эксперименты (использование витражей, бетонных колец, фанеры, сотового поликарбоната, древесно-полимерного композита), то в случае с банковскими мини-офисами необходимо соблюдать не только антураж административно-деловой деятельности, но и элементарные требования к безопасности помещения. Для этого требуются прочные материалы, которые обладают защитой от ударов, взломов, выстрелов из огнестрельного оружия.

«Для строительства мини-офисов используются, как правило, пластик, пенопласт, металлические и неметаллические сплавы», – рассказывает Лидия Сигайцева (ГК ВТЕ). Также для изготовления офисов легкого формата применяются специальное пуленепробиваемое стекло, стеклянные перегородки, прочные детали крепления.

Решая вопрос дизайнерского оформления офисов легкой сети, кредитные организации в большей степени отдают предпочтение практичности. Возможно, в скором будущем дизайнеры смогут предложить банкирам нечто креативное и надежное одновременно, что повлечет за собой изменение общей тенденции.

«Легкая» сеть vs. ДБО: тренд против тренда

В последние годы банки начали широко применять дистанционные каналы обслуживания клиентов, которые во многом заменили собой офлайновые банковские отделения. Тем не менее кредитные организации находят множество плюсов и в расширении сети «легких» офисов.

«Действительно, банки активно развивают дистанционное банковское обслуживание. «Ренессанс Кредит» не исключение. Мы используем альтернативные отделениям каналы продаж, но при этом открываем и микроофисы, потому что процесс выдачи кредита в конечном счете предполагает идентификацию документов клиента, а также прямой контакт с заемщиком», – поясняет Олег Скворцов (Ренессанс Кредит).

Мигель Маркарянц (Банк Москвы) также указывает на разницу в функционале ДБО и мини-офисов: «Банк Москвы, как универсальный банк, предлагающий полный перечень услуг для физических и юридических лиц, также активно развивает ДБО. Сеть мини-отделений используется для оказания услуг, которые невозможно осуществить через ДБО. В основном это кредит наличными и кредитные карты. Данные отделения стабильно приносят прибыль банку».

«На мой взгляд, полностью сместить фокус c традиционных офисов и сделать ставку только на удаленных каналах не получится, – озвучивает прогноз Марина Спиридонова (Промсвязьбанк). – Несмотря на бурное развитие технологий и всевозможных банковских сервисов, со стороны клиентов по-прежнему востребованы традиционные каналы обслуживания. К сожалению (или к счастью), непосредственное общение глаза в глаза очень важно для клиентов. Особенно это касается выбора банка для оформления ипотеки или для размещения большой суммы в качестве вклада. Здесь в первую очередь клиент хочет получить консультацию, задать все интересующие его вопросы. Он должен убедиться в том, что выбрал качественного и надежного партнера на долгие годы».

Большинство экспертов отмечают высокую эффективность работы мини-офисов. «Мы фактически в режиме реального времени отслеживаем результаты каждой подобной точки. Почти все себя оправдывают. Если видим, что какие-то из них становятся менее эффективными – закрываем их либо переносим на другое место. Сделать это оперативно позволяет мобильность технического оснащения точки продаж», – делится опытом Олег Скворцов (Ренессанс Кредит).

С коллегой соглашается Алексей Шихалев (УБРиР): «На сегодняшний день выбранная стратегия полностью себя оправдала, «легкая» сеть выступает наиболее рентабельным бизнесом банка, что является предпосылкой к дальнейшему развитию УБРиР в формате микроофисов».

Молодое, но уже очень популярное явление «легкой» сети офисов в настоящее время стало одним из самых востребованных среди потребителей банковских услуг. Отсутствие детальной регламентации деятельности мини-офисов дает их владельцам возможность проявить новаторство и нетривиальный подход для привлечения большого количества лояльных клиентов.

По данным исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» для Банка России, в ближайшее время россияне рассчитывают на увеличение своих доходов, планируют тратить больше. Понятно, что эти надежды могут реализоваться или реализоваться только отчасти, и многое будет зависеть от развития общеэкономической ситуации в стране. Тем не менее такая готовность – хороший сигнал для банков к дальнейшему развитию офисов легкого формата.

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году