Инициативное исследование Magram Market Research, проведенное в июле 2014 года, результат интернет-опроса населения 44 городов РФ можно рассматривать как тенденцию. Погрешность измерений составляет 2%.
Европейская традиция «жить в долг» стремительными темпами укореняется в сознании россиян. Каждый третий житель нашей страны планирует взять небольшой кредит на личные цели в ближайшие 12 месяцев.
Спрос на эту финансовую услугу смещен в регионы и небольшие города, что может стать дополнительной точкой роста для микрофинансовых организаций, которые помогают получить заем быстро и просто. Кроме того, в силу гибкости по отношению к клиенту, микрофинансовые организации предлагают заемщикам самим определить удобный график погашения задолженности. Несмотря на это, основными пользователями подобных услуг по-прежнему остаются жители крупных и столичных городов. Однако даже они за деньгами в первую очередь обратятся «к друзьям, родственникам, знакомым» (48%) и «в банк» (47%) (См. Таблицу).
Подобная тенденция характерна для пользователей всех возрастов, причем как для мужчин, так и для женщин. Микрофинансовые организации не являются первым местом, куда заемщик обратился бы в случае необходимости, только 1% респондентов указали на это . В основном это люди в возрасте от 25 до 44 лет, проживающие в Москве. Этот факт свидетельствует о традиционности российского мышления и недоверии населения к новым финансовым структурам.
Более половины россиян знают, что такое микрофинансовые организации (60%), при этом 5% опрошенных пользовались их услугами. При этом большинство (79%) заявляет о том, что не обратится в МФО ни при каких обстоятельствах. Интересно, что 18% москвичей, и это самый высокий показатель в группе, «ничего не слышали» о подобных финансовых организациях. Несмотря на это, москвичи имеют положительный опыт кредитования в МФО. В то время как 21% россиян утверждают, что у них «возникли непредвиденные сложности с выплатой кредита», примерно столько же заемщиков микрофинансовых организаций проявляют высокую лояльность и оценивают свой опыт кредитования в МФО как «очень хороший и посоветуют их услуги знакомым».
Тревожным фактом для индустрии является то, что каждый второй пользователь МФО выплатил кредит, но больше не намерен обращаться в эту организацию. Если учесть, что наиболее надежными каналами коммуникации в отношении деятельности микрофинансовых организаций, по мнению россиян, продолжают оставаться «друзья и знакомые» (50%), то стоит обратить особое внимание на работу с текущими клиентами, чтобы они становились агентами позитивного влияния, а не наоборот. «Сайты о финансовых организациях, кредитах» (49%) и «официальные сайты микрофинансовых организаций» (45%) занимают вторую и третью строчку соответственно в рейтинге надежных источников информации.
Таблица 1. Линейные распределения ответов на вопросы, %
Планируете ли Вы воспользоваться услугами кредитования на личные цели (например, на бытовую технику, электронику, отпуск и другие некрупные займы) в ближайшие 12 месяцев? | |
Да |
30 |
Нет |
44 |
Затрудняюсь ответить |
26 |
Куда Вы обратитесь за деньгами в первую очередь? |
|
К друзьям, родственникам, знакомым |
48 |
В банк |
47 |
В микрофинансовую организацию (например, «Домашние деньги», «Финотдел», «Деньги сразу» и т.д.) |
1 |
В кредитный кооператив (объединение людей или компаний для финансовой поддержки друг друга, «кассы взаимопомощи») |
1 |
В ломбард или комиссионный магазин |
1 |
Знаете ли Вы, что такое микрофинансовые организации — МФО (например, «Домашние деньги», «Финотдел», «Деньги сразу» и т.д.)? |
|
Да, знаю и пользовался их услугами |
5 |
Да, знаю, но не пользовался |
55 |
Что-то слышал, но только в общих чертах |
27 |
Нет, не знаю |
13 |
Как Вы оцениваете свой опыт кредитования в МФО? |
|
Очень хорошо, я бы посоветовал это своим знакомым и сам бы при необходимости вновь обратился в МФО |
20 |
В целом хорошо, я выплатил кредит, но больше туда не обращусь |
50 |
Плохо, возникли непредвиденные сложности с выплатой кредита не по моей вине |
21 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
Начать дискуссию