Росфинмониторинг подготовил поправки в закон, позволяющие банковским ассоциациям вести списки неблагонадежных клиентов – юридических лиц. Вероятнее всего, такой список появится на базе Ассоциации российских банков. Портал Банки.ру выяснял, поможет ли такой список уменьшить объемы сомнительных банковских операций.
Росфинмониторинг подготовил проект поправок в федеральный закон «О банках и банковской деятельности», согласно которым банковские союзы и ассоциации наделяются правом создавать информационные базы банковских клиентов, которым было отказано в операции, так как ее целью могло быть отмывание доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
В отношении того, кто будет вести данную базу, у Росфинмониторинга определенной позиции нет, говорят в пресс-службе ведомства. Судя по комментариям двух главных банковских ассоциаций страны – «России» и АРБ, за работу с большей охотой возьмется последняя. «Внедрение такой базы – это наша совместная с Росфинмониторингом инициатива, и мы как ассоциация должны сделать такую базу, потому что банкам она необходима», – сказал Банки.ру глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его словам, для АРБ это, конечно, определенная нагрузка, поскольку надо будет решить, как стандартизировать передачу информации банками, как избежать рисков попадания в базу благонадежных компаний.
«Когда появится база, точно прогнозировать сложно, счет может идти на месяцы. Хочу подчеркнуть: база будет доступна только банкам», – отмечает Тосунян.
По данным Росфинмониторинга, в 2013 году по сомнительным основаниям за пределы Российской Федерации выведено порядка 2,56 трлн рублей, а в 2011 и 2012 годах – порядка 3,1 трлн. До 90% объема сомнительного потока сформировано операциями, произведенными в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Как сообщили порталу Банки.ру в пресс-службе МВД, услуга по обналичиванию денежных средств – одна из наиболее востребованных. Значительную часть денежных средств, обналиченных и выведенных за рубеж, составляют средства, направляемые на оплату импорта по серым схемам, выведенные из-под налогообложения, а также деньги, полученные в виде «откатов» в сфере госзаказа и похищенные напрямую из бюджетов различных уровней.
По-прежнему главной бедой остаются фирмы-однодневки, подчеркивают в пресс-службе МВД. В большинстве случаев они оформляются как консалтинговые, бухгалтерские, юридические, а также строительные конторы. Схемы деятельности возможны самые разнообразные, в зависимости от стоящих перед преступниками задач. Наиболее распространены операции с ценными бумагами, импорт различной продукции, проведение маркетинговых и тому подобных исследований, закупка товаров на внутреннем рынке, проведение ремонтных и строительных работ, в первую очередь на условиях подряда и субподряда.
Сейчас службы безопасности банков обмениваются информацией о неблагонадежных клиентах-юрлицах, как правило, только в рамках одной банковской группы, поясняет заместитель председателя правления Банка Расчетов и Сбережений Сергей Шамин.
По словам вице-президента ассоциации «Россия» Алины Ветровой, с точки зрения банков – членов ассоциации, было бы абсолютно неверным возложить задачу ведения таких баз данных на какую-либо другую организацию, кроме надзорной – Банка России или Росфинмониторинга. «Это не является задачей банковских ассоциаций. Кроме того, они не имеют полного доступа к информации, предоставляемой всеми участниками рынка. И, следовательно, не смогут обеспечить полноту и достоверность базы данных, оперативность ее изменения. Не смогут нести ответственность за имеющуюся в ней информацию», – считает Ветрова. По ее мнению, ведение такого списка вряд ли будет затратным.
Как говорит Алина Ветрова, наличие возможности пользоваться такой базой данных позволило бы кредитным организациям избежать претензий и проверок надзорных органов, которые предъявляются на основании уже создавшейся соответствующей репутации лиц, участвующих в отмывании денег, о чем банкам может быть абсолютно не известно. С другой стороны, такой список отрицательно повлиял бы на возможность этих юридических лиц пользоваться услугами банков, а следовательно, существенным образом уменьшил бы объемы проводимых операций.
Важно, чтобы банки, получив доступ к подобным спискам, ориентировались на эти данные, но помнили, что само по себе нахождение в этом перечне не является определяющим основанием для отказа от обслуживания такой фирмы, говорят в пресс-службе Росфинмониторинга: «Кредитные организации должны изучить этого клиента, его деятельность. Список в данном случае играет роль только риск-ориентировки. А последнее решение остается за кредитной организацией».
«Думаю, что создание и ведение таких списков поможет сократить операционные риски банков», – говорит заместитель председателя правления Банка Расчетов и Сбережений Сергей Шамин. «Правда, пока неочевиден объем работы, который неизбежно дополнительно ляжет на банковские службы финансового мониторинга. Например, неясно, кто будет вести эти списки, насколько автоматизированным будет процесс. Однако мы готовы предоставлять данные о неблагонадежных клиентах в авторитетные ассоциации — АРБ и АСРОС (Ассоциация региональных банков России. — Прим. ред.), причем при условии обеспечения конфиденциальности передаваемой информации и ненарушении банковской тайны», – отмечает Шамин.
«Введение в рыночный оборот любых новых баз, сбора информации о субъектах правоотношений в первую очередь требуют четкого регулирования работы с такими базами, контроля доступа. Эти базы должны быть действительными, отличаться актуальностью информации. Должны быть решены вопросы защиты и обработки таких данных», – заключает первый заместитель председателя правления Банка Жилищного Финансирования Игорь Жигунов.
Начать дискуссию