Банки

Доктор Деньги

Финансовое оздоровление банка – процедура, приятная лишь на первый взгляд. Как признаются банки, занимающиеся финансовым оздоровлением «коллег», в санации кроется множество «сюрпризов». Портал Банки.ру решил выяснить, что происходит в кредитной организации с момента начала санации и как распределяются полномочия между банками-«докторами» и их «пациентами».

Финансовое оздоровление банка – процедура, приятная лишь на первый взгляд. Как признаются банки, занимающиеся финансовым оздоровлением «коллег», в санации кроется множество «сюрпризов». Портал Банки.ру решил выяснить, что происходит в кредитной организации с момента начала санации и как распределяются полномочия между банками - «докторами» и их «пациентами».

Сохранить клиентов

Согласно официальным данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ), в настоящее время процедуру финансового оздоровления проходят десять кредитных организаций. Это Балтийский Банк, Банк Москвы, «БТА-Казань», Инресбанк, Москомприватбанк, Мособлбанк, «Российский Капитал», самарский банк «Солидарность», Финанс Бизнес Банк и Эллипс Банк.

Дольше всех остальных из списка санируется Банк Москвы, инвестором которого с июля 2011 года является группа ВТБ. За Москомприватбанк с весны 2014 года отвечает позднее купивший эту кредитную организацию Бинбанк. Финансовое оздоровление банка «БТА-Казань» осуществляется АСВ совместно с ООО «Новая нефтехимия» (акционер – ОАО «АИКБ «Татфондбанк»). Эллипс Банк присоединяется к «Российскому Капиталу», финансовую помощь которому оказывает само Агентство по страхованию вкладов. Инвестором самарской «Солидарности» выступает ООО «Аливикт» – основной акционер ОАО «АКБ «Пробизнесбанк» (входит в финансовую группу «Лайф»). Сразу три банка – Мособлбанк, Инресбанк и Финанс Бизнес Банк санируются с участием СМП Банка. Последний по времени пример санации – Балтийский Банк, инвестором которого 29 августа был выбран Альфа-Банк.

Как отмечают представители банков-инвесторов, первоочередная цель для санаторов – сохранить клиентскую базу проблемного банка. Однако сделать это не так просто. В банках подчеркивают, что санация для клиента ровным счетом ничего не меняет. Банк как работал, так и продолжает работать, только его улучшают, рассказывают в кредитных организациях. Клиенты продолжают обслуживаться так же и там же, где и раньше. «Но многие почему-то этого не понимают. Каждая новость о банке воспринимается клиентами как катастрофа – начинаются бесконечные звонки, визиты в банк с просьбой досрочно закрыть вклад или банковский счет», – сетует сотрудник одного из банков-инвесторов.

Начальник отдела по связям с общественностью группы «Лайф» Анна Янчевская отмечает, что вернуть доверие клиентов санируемого банка – важнее всего. «Наша основная задача – объяснить людям, что санация - это хорошо и для банка, и для его клиентов. У банка большая история, это крупный финансовый институт, поэтому нам было важно возвратить доверие вкладчиков и всех клиентов», — говорит Янчевская.

Разобраться с кадрами

Что делает санатор, когда заходит в банк? Как пояснили Банки.ру в АСВ, федеральным законом № 175-ФЗ от 27.10.2008 г. «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» предусматривается обязательная смена прежних собственников банка, при которых у кредитной организации возникли признаки неустойчивого финансового положения. «Относительно руководителей банка такого требования нет. И существуют единичные случаи, когда руководители банка сохраняли свои посты при новых собственниках», — заявляют в АСВ.

Но на практике все происходит несколько по-другому. Так, в июле в Мособлбанке (санируется с помощью СМП Банка. – Прим. ред.) был обновлен состав правления: пять из восьми прежних членов правления вышли из руководящего органа. Кроме того, банк сменил главного бухгалтера. В самарской кредитной организации «Солидарность», о санации которой с участием финансовой группы «Лайф» было объявлено в декабре прошлого года, полностью сменилось все правление, в том числе главный бухгалтер. «Управлением банка занимаются топ-менеджеры, назначенные финансовой группой «Лайф», — рассказывает Анна Янчевская. Исполняющим обязанности президента банка назначен Георгий Пучнев, который также занимает должность вице-президента группы. При этом, как пояснили в группе «Лайф», процесс поиска кандидатуры на должность президента самарского банка «Солидарность» пока не закончен.

Как правило, банки, отстраняя от должности того или иного руководителя, не пренебрегают их помощью для разбора финансовых завалов. Например, экс-председатель правления «Солидарности» Алексей Титов привлечен банком в качестве консультанта. «Алексей Титов не входит в органы управления, но он привлечен как эксперт для решения вопросов, связанных с проблемной задолженностью банка. Ожидается, что он поможет разобраться с той частью задолженности, которая находится на стороне структур, близких к бывшим собственникам банка», — поясняет Анна Янчевская.

Новый председатель правления Мособлбанка Максим Егунов в интервью Банки.ру сообщал, что в банке работают прежние заместители председателя правления, которые отвечали за формирование филиальной сети. «Остается зампред, который отвечал за работу казначейства. Остаются главы многих департаментов. Это профессиональные люди, и у меня очень мало мыслей о том, что они были причастны к действиям, которые происходили внутри банка и носили сомнительный или противоправный характер», – комментировал Максим Егунов.

В Альфа-Банке сообщили, что бывший президент Балтийского Банка Олег Шигаев отстранен, в кредитной организации работает временная администрация. «У членов правления банка отобраны доверенности, но от работы они не отстранены и продолжают выполнять свои функции», — пояснили в Альфа-Банке. Что касается главного бухгалтера Балтийского Банка, в «Альфе» подчеркнули, что в планах не стоит задачи увольнять прежнего главбуха. «Наоборот, ввиду того, что она (главный бухгалтер. – Прим. ред.) владеет лучше других ситуацией в банке, развивавшейся последние годы, мы надеемся на ее компетентную помощь и профессионализм для устранения имеющихся проблем», – прокомментировали в Альфа-Банке.

Кадровые перестановки произошли и в банке «БТА-Казань». В самом начале его финансового оздоровления (санация была объявлена в мае 2014 года. – Прим. ред.) был назначен новый председатель правления банка и был избран новый состав совета директоров. Но при этом в Татфондбанке подчеркивают, что многие ключевые руководители «БТА-Казани» сохранили свои позиции, резких кадровых перестановок в структуре банка не произошло.

Руководители Москомприватбанка «активно участвуют во всех мероприятиях по интеграции и уже включены в процедуры управления Бинбанка», подчеркивают в банке-санаторе. «Мы выстроили функциональное управление со стороны Бинбанка по каждому направлению деятельности Москомприватбанка — «Бинбанка Кредитные Карты». Все направления бизнеса санируемого банка курируются Бинбанком», – говорит управляющий директор Бинбанка Игорь Белых.

Одна из проблем – распределение функций между подразделениями санатора и санируемого банка. По данным Альфа-Банка, в «Балтийском» налицо многократное переплетение функций между подразделениями, что, в свою очередь, создает трудности в управлении. «И наоборот, функции, которые лично осуществлял президент, сегодня в банке никем не выполняются. Обе эти проблемы надо устранять в ближайшее время», – считают в Альфа-Банке.

В АСВ отмечают, что требований по распределению полномочий в санируемом банке не существует и в каждом случае инвестор индивидуально определяет круг обязанностей должностных лиц. «Необходимо понимать, что любой работник банка, включая руководство, является стороной трудовых отношений. И новый собственник вправе расторгнуть эти отношения при наличии оснований, предусмотренных трудовым законодательством, либо, наоборот, принять противоположное решение», – поясняют в агентстве.

Наладить коммуникации

Еще одной важной проблемой опрошенные банкиры называют информационную политику банка. Причем если с внешними коммуникациями все более-менее понятно – за информационную политику и пиар отвечает банк-инвестор, то с внутренними коммуникациями все непросто. «Например, есть информация по клиенту, которая не должна и не может быть публичной. Или база клиентов. Или документ для внутреннего пользования. Не понравится какому-нибудь сотруднику новая власть и «сольет» он то, что не нужно, туда, куда не нужно. Приходится вести большую разъяснительную работу среди сотрудников», – сетует один из банкиров.

«Главной задачей в этой области сейчас является наглядная демонстрация стабильности работы Балтийского Банка и всех его отделений», – заверили в Альфа-Банке. Также кредитная организация сейчас разрабатывает комплекс мероприятий по внутренним коммуникациям, рассчитанных на сотрудников Балтийского Банка. Мероприятия призваны снять напряженность в коллективе, возникшую в связи с событиями последних недель.

Представители Бинбанка отметили, что в «Бинбанке Кредитные Карты» также проходят различные «командообразующие» мероприятия, встречи с коллективами, совместные программы. В группе «Лайф» также заявили, что в данный момент банк «Солидарность» активно внедряет корпоративную культуру и приводит клиентское обслуживание к стандартам «Лайфа».

Лучше всего нюансы информационной политики пояснили в пресс-службе одного из банков: «При санации задействованы и наши интересы, и санируемого банка, и ЦБ, и АСВ. Еще есть договоренности с предыдущими акционерами. Поэтому любое «движение» в коллективе воспринимается очень нервно. Наша задача – не допустить никаких неоднозначных толкований».

Начать дискуссию