Планшетные решения для online-банкинга можно назвать новой ступенью в развитии систем дистанционного банковского обслуживания, благодаря которым взаимодействие банков со своими клиентами становится более удобным и оперативным. Активное распространение мобильных финансовых инструментов и бизнес-приложений может привести к тому, что именно планшеты станут основной альтернативой персональным компьютерам и ноутбукам, опередив смартфоны в сегменте профессиональных гаджетов. Неслучайно для описания этого явления был создан новый термин – tablet banking, планшетный банкинг.
Мобильный банкинг – одно из основных активно развивающихся направлений ИТ в финансовой сфере. На сегодняшний день во всем мире сервисами мобильного банкинга пользуются около 800 млн человек. Такие данные приводятся в новом исследовании Juniper Research. По прогнозам компании, к 2019 году эта цифра достигнет 1,75 млрд человек.
В различных странах в последние годы наблюдался чрезвычайно высокий спрос на разнообразные мобильные устройства. Это, в свою очередь, привело к стремительному развитию технологий мобильного банкинга. Например, Bank of America еще в 2013 году сообщил о том, что число его клиентов, пользующихся банковскими сервисами с мобильного телефона, превзошло количество клиентов, использующих для доступа к банковским услугам систему online-банкинга с ПК.
Согласно информации Juniper Research почти 100% проанализированных исследователями банков предлагают своим клиентам услуги мобильного банкинга (на базе SMS, браузера или мобильных приложений), а также системы интернет-банкинга. При этом кредитные организации разрабатывают специальные приложения хотя бы для одной из известных мобильных платформ.
Tablet banking растет быстрыми темпами
Все преимущества, которыми обладают мобильные устройства и планшеты по сравнению с персональными компьютерами в сфере online-банкинга, ясны и понятны. Возникает вопрос – какое место занимают планшеты внутри самого мобильного банкинга?
Планшеты станут самым популярным инструментом online-банкинга уже через два года, оставив позади себя прочие мобильные устройства, отмечают эксперты международной исследовательской компании Forrester Research.
В то время как применение мобильного банкинга в Европе будет стремительно расти – с 42 млн пользователей в 2013 году до 99 млн в 2018 году, использование мобильного банкинга с помощью планшетов будет увеличиваться в два раза быстрее – с 19 млн пользователей в 2013 году до 115 млн в 2018 году, сообщается в исследовании Forrester Research. Среди основных причин такого активного роста интереса к online-банкингу в его планшетной версии эксперты отмечают увеличение численности самих пользователей планшетов, доступность скачиваемых банковских приложений для планшетов, уверенность пользователей в безопасности применения online-банкинга.
В нашей стране планшетные ПК также проникают в повседневную жизнь, поэтому tablet banking имеет хорошие перспективы развития. Согласно информации сотовых ретейлеров объемы продаж планшетных компьютеров в России растут в разы. И это неудивительно, ведь многие новые пользователи сейчас пропускают этап использования стационарного компьютера – начинают сразу с планшетов и смартфонов. С ростом объема продаж планшетов, конечно, будет развиваться и tablet banking в розничном сегменте. Планшеты могут стать незаменимыми и для бизнеса, особенно если речь идет о небольших предприятиях.
Приложения для планшетов
Эксперты утверждают, что при хороших перспективах развития мобильного банкинга специальные приложения для планшетных компьютеров пока остаются сравнительно нечастым явлением – в основном только крупные российские банки предлагают своим клиентам приложения-банкинги для планшетов iPad.
Специальные приложения для планшетов на базе ОС Android на российском рынке за единичными исключениями фактически отсутствуют, отмечается в исследовании Tablet Banking Rank 2013. На «андроидный» планшет клиенты банков могут установить обычный смартфонный мобильный банк. Однако здесь есть один недостаток – интерфейс таких приложений не использует возможности большого экрана планшетов.
Эксперты констатируют: банки в целом стремятся поддерживать одинаковый уровень приложений для всех платформ, не создавая каких-либо преимуществ пользователям отдельных устройств. Разница между приложениями одного банка, как правило, является следствием небольших задержек между выходами новых версий приложений на разных платформах.
Общий уровень эффективности приложений для iPad в среднем выше, чем для iPhone и Android, говорится в Tablet Banking Rank 2013. Аналитики объясняют это тем, что приложения для iPad разрабатывают преимущественно те кредитные организации, которые вкладывают значительные средства в дистанционные сервисы и показывают лучшие результаты на всех платформах мобильного банкинга.
Ведущие разработчики систем ДБО на российском рынке говорят, что существенным толчком для развития систем online-банкинга на планшетах и смартфонах стало появление на рынке технологий формирования полноценной электронной подписи на мобильных устройствах. Теперь компании-разработчики могут предлагать кредитным организациям решения, которые позволяют корпоративным клиентам банков управлять счетами своих организаций с возможностью поддержки юридически значимого документооборота с планшетов на платформах Android и iOS.
На рынке существуют готовые решения для разработки мобильных приложений от крупных вендоров, с помощью которых можно обеспечить портируемость (переносимость, англ. portability) кода приложения для разных операционных систем. Эксперты также отмечают, что развивается направление, связанное с разработкой мобильных приложений на HTML5. Их преимущества заключаются в том, что они просты в реализации и их технология понятна многим разработчикам.
Российские банки в тренде
Крупные западные кредитные организации уже начали активно внедрять приложения для банкинга на планшетах. Так, еще в прошлом году Citi представил свое приложение Citibank для планшетов iPad практически во всем мире – в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и Европе. В заявлении компании сообщалось, что внедрение приложения именно для планшетов указывает на то, что Citi воспринимает планшеты как отдельный канал обслуживания клиентов. В отличие от мобильного банковского приложения для смартфонов, приложение Citi iPad включает в себя функции, специально разработанные для расширенного экрана, в том числе графики и отображение информации о счете пользователя.
Конечно, даже крупнейшие российские банки не могут похвастаться такими масштабами внедрений, однако и они идут в общемировом тренде мобильного банкинга. Только за текущий год ряд финансово-кредитных организаций объявили о запуске новых приложений для мобильного, в том числе планшетного, банкинга.
Так, Альфа-Банк в конце зимы текущего года сообщил, что мобильный банкинг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Альфа-Бизнес Мобайл» стал теперь доступен и на планшетах. С помощью приложения «Альфа-Бизнес Мобайл», загруженного на смартфон или планшет, клиенты кредитной организации, подключенные к интернет-банку «Альфа-Бизнес Онлайн», могут совершать переводы и платежи по подписанным в интернет-банке шаблонам, просматривать остатки на счетах и получать выписки по операциям. Кроме того, «Альфа-Бизнес Мобайл» предоставляет корпоративным клиентам банка информационные и геолокационные сервисы.
В обновленной версии для планшетов пользователи «Альфа-Бизнес Мобайл» смогут получить выписки за любой период времени, просмотреть планируемые поступления, а также ленту исходящих платежей.
«С момента создания мобильного приложения для смартфонов мы занимались разработкой его расширенной, планшетной версии. Работая с вопросами и предложениями наших клиентов, мы понимали, что это решение ожидаемо и будет востребовано. Сегодня банковские мобильные сервисы уже не экзотика, а реальный ответ на потребности рынка, который с каждым днем становится все мобильнее. Наша задача – соответствовать этим потребностям: быть впереди рынка, участвовать в его формировании», – отмечает начальник управления развития корпоративных электронных каналов Альфа-Банка Вадим Белопольский.
Банк «Авангард» в мае 2014 года выпустил обновленную версию мобильного приложения для устройств на Android. Основным отличием новой версии от предыдущей является интерфейс, созданный специально для планшетных компьютеров. При этом интерфейс приложения для смартфонов остался неизменным. При загрузке программа автоматически определяет, является ли устройство планшетом, и настраивает соответствующий интерфейс.
Главная особенность нового дизайна заключается в том, что в нем учитывается увеличенный размер экрана планшета по сравнению со смартфоном. Это позволяет отображать больше информации в пределах одного поля. Так, навигационное меню, которое ранее выводилось пользователем только при необходимости, теперь закреплено на экране постоянно, а основная часть экрана содержит расширенные данные и дополнительные элементы. При этом в приложении сохранены все возможности: привычные вкладки, удобное пролистывание, масштабирование и т.п. Функционал новой версии мобильного приложения также отвечает необходимым требованиям: клиент банка может сформировать любое платежное поручение, в том числе налоговый или бюджетный платеж.
В ближайшее время банк планирует запустить аналогичную обновленную версию для мобильных устройств, работающих на платформе iOs.
МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК (МКБ) в текущем году объявил о выпуске планшетной версии приложения «Мобильный банкинг», доступной в AppStore. Данное решение обеспечивает полноценный доступ к банковским операциям и продуктам. Теперь клиенты МКБ могут самостоятельно совершать все банковские операции при помощи бесплатного мобильного приложения: перевод денежных средств между счетами и картами, оплату услуг и штрафов, проверку баланса и многое другое.
В 2014 году Промсвязьбанк запустил бесплатное приложение PSB On-Line Mobile для корпоративных клиентов и клиентов малого и среднего бизнеса. Приложение доступно на мобильных телефонах и планшетах, работающих на платформах Android и iOS.
В банке сообщают, что с помощью PSB On-Line Mobile клиенты могут просматривать информацию о проведенных по счетам организации операциях, отслеживать статусы документов, созданных в интернет-банке PSB On-Line, своевременно получать уведомления по ним, а также следить за сообщениями банка. В дальнейшем предполагается расширить функционал приложения платежным сервисом.
Как мы можем убедиться, российские банки действительно стараются не отставать в данном вопросе от своих западных коллег. И это объективная реальность: клиенты, независимо от страны, в которой они проживают, предъявляют высокие требования к качеству получаемых сервисов, в том числе сервисов, связанных с дистанционным банковским обслуживанием.
Комментарии
1Познавательная статья! РКО в Альфе пользуюсь, их приложением пользуюсь сравнительно недавно. Очень удобно, что приходят уведомление о списании и зачислении, не надо заходить в банкинг на компьютере. Уже много раза оплачивала подрядчикам работы через мобильный бакинг, получается теперь в 3 клика 1 платеж отправить!