Банки

Достижимый идеал?

Банки в последнее время уделяют много внимания информационным технологиям как одному из эффективных инструментов развития бизнеса. Аналитики отмечают такую тенденцию, как движение от модели «ИТ – поддержка бизнес-операций» к модели «ИТ – бизнес-партнер».

Банки в последнее время уделяют много внимания информационным технологиям как одному из эффективных инструментов развития бизнеса. Аналитики отмечают такую тенденцию, как движение от модели «ИТ – поддержка бизнес-операций» к модели «ИТ – бизнес-партнер». Теперь руководителю профильного отдела необходимы не только технические знания – он обязан принимать участие в стратегическом планировании развития бизнеса и уметь доносить свою точку зрения и планы до директоров и собственников финансово-кредитных организаций.

Редакция NBJ решила выяснить, каким должен быть с учетом всего вышеизложенного идеальный ИТ-директор банка, что он должен знать и что должен уметь. Мы предложили ИТ-специалистам ранжировать следующие критерии в порядке возрастания (9 – наименее важный критерий, 1 – самый важный критерий).

ИТ-директор должен:

  • уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  • уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  • наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес-подразделениями банка (чтобы не возникало ситуации, когда «в товарищах согласья нет»);
  • обладать склонностью к проактивному подходу (не ждать, когда от него потребуют внедрения той или иной системы, а предлагать выгодные для бизнеса проекты);
  • находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  • сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  • знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  • иметь профильное (техническое) образование;
  • знать основы программирования.

Технологический Центр Дойче Банка

Екатерина САННИКОВА, генеральный директор

  1. сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  2. наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес-подразделениями банка;
  3. уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  4. уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  5. иметь профильное (техническое) образование;
  6. знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  7. обладать склонностью к проактивному подходу;
  8. находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  9. знать основы программирования.

Я считаю, что первые два пункта относятся к любой руководящей должности вне зависимости от того, говорим мы об ИТ-директоре, финансовом директоре или руководителе кадровой службы. Это два необходимых условия, при невыполнении которых остальное уже не важно. Думаю, если у руководителя нет профессиональной команды, на которую он может положиться, то каким бы умным, образованным, предприимчивым или контактным он ни был, результатов в работе достичь не удастся. К сожалению, именно это и подводит зачастую работодателей при выборе руководителя – оценивается сам человек и его личные качества, а не человек как часть его будущей команды.

Второе необходимое, на мой взгляд, условие – это совместимость ИТ-директора с имеющимся руководящим блоком (внутренними заказчиками). Правильная постановка и понимание задач и умение находить компромисс в достижении поставленных целей являются ключевыми в современном мире. ИТ-директор должен уметь говорить с заказчиками на одном языке, понимать специфику предметной области, уметь предлагать инновационные идеи на стыке ИТ и бизнеса.

Банк Интеза

Борис ГОЛОВАТСКИХ, директор департамента информационных технологий

  1. уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  2. уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  3. наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес-подразделениями;
  4. сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  5. обладать склонностью к проактивному подходу;
  6. находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  7. знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  8. знать основы программирования;
  9. иметь профильное (техническое) образование.

ИТ-директор, являясь руководителем высшего уровня, ответственным за развитие информационных технологий кредитной организации, в первую очередь должен уметь на базе бизнес-стратегии банка выделить стратегические цели ИТ и сформулировать задачи для ИТ-блока. Также одна из основных задач идеального ИТ-директора – трансформация высокоуровневых бизнес-целей в конкретные ИТ-проекты и планы, расстановка приоритетов. Четкая формулировка задач облегчает согласование целей с топ-менеджментом и позволяет минимизировать искажение при транслировании задач на уровень исполнения.

Умение доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников кредитной организации составляет, на мой взгляд, второй по важности критерий. Но хотелось бы несколько скорректировать формулировку. Зачастую ИТ-директор выполняет роль связующего звена между ИТ-блоком и топ-менеджментом банка, поэтому он должен не только уметь доносить проблемы ИТ-инфраструктуры, но и обсуждать весь комплекс вопросов, возникающих на стыке ИТ и бизнеса: от предложений по повышению эффективности операционной работы банка, совершенствованию производственно-технологических процессов до пропаганды перспективных информационных технологий, которые могут создать конкурентные преимущества для финансовой организации. Все это требует того, чтобы ИТ-директор мог говорить на одном языке и мыслить в одних категориях с топ-менеджментом банка. Выстраивание конструктивных отношений с бизнес-подразделениями, создание профессиональной команды, проактивный подход, нацеленность на результат, ориентированность как на клиентов банка, так и на внутренних потребителей ИТ-сервисов – совокупность этих критериев должна характеризовать идеального ИТ-директора.

Банк ИТБ

Сергей РУСЯЕВ, начальник департамента автоматизации

  1. обладать склонностью к проактивному подходу;
  2. знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  3. уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  4. сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  5. находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  6. наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес-подразделениями банка;
  7. уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  8. иметь профильное (техническое) образование;
  9. знать основы программирования.

Идеальный ИT-директор должен быть посредником между миром бизнеса и пространством технологий. Очень ценным качеством ИТ-директора является его умение проявить инициативу и предложить такое решение, которое поможет компании существенно продвинуться вперед, добиться значительного роста. Возрастанию роли инициативы в деятельности ИT-директора способствует тот факт, что время работы стандартных решений проходит.

Возможно, о том, что ИТ-директор должен быть знаком с актуальными направлениями развития ИТ-рынка, говорить даже не стоит, настолько это очевидно. Тем не менее в связи с неосведомленностью сотрудников ИТ-подразделения относительно архитектурных и функциональных характеристик имеющихся на рынке программных систем может быть приобретено совершенно ненужное ПО. Прогнозированием развития ИТ-продуктов и технологий действительно должен заниматься грамотный ИТ-директор.

Вместе с тем умение выделить из многих частных проблем самую главную, требующую немедленного принятия конкретного решения, является важным для специалиста такого уровня. ИТ-директор управляет большим количеством проектов и задач, в которых задействовано множество сотрудников и подрядчиков, поэтому он должен уметь правильно делегировать полномочия и ответственность профессиональной команде ИТ-сотрудников и при этом держать весь процесс под контролем. В идеале ИТ-директор должен быть самым системным человеком в компании, потому что именно он строит системную основу для ее бизнеса.

Умение ИТ-директора распознать потенциально ценного сотрудника и понять, сможет ли он вписаться в команду и реализовать свой потенциал, является важным критерием, ведь даже самые умные и талантливые люди порой оказываются не в состоянии решить самую простую задачу, работая с негативно настроенными коллегами. Кроме того, создание благоприятной, творческой атмосферы в коллективе практически полностью ложится на плечи ИТ-директора.

МДМ Банк

Эллиот ГОЙХМАН, начальник департамента информационных технологий

  1. уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  2. уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  3. наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес-подразделениями банка;
  4. сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  5. находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  6. обладать склонностью к проактивному подходу;
  7. знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  8. иметь профильное (техническое) образование;
  9. знать основы программирования.

Идеальный ИТ-директор банка прежде всего должен понимать нужды бизнес-подразделений, управлять ожиданиями, прогнозировать и предугадывать изменения, планировать и реализовывать проекты. Первые три пункта в моем ранжировании в большей степени определяют качество диалога с бизнесом, топ-менеджментом и собственниками. Вместе с тем хочу отметить, что на сегодняшний день банковские ИТ-специалисты очень востребованы на рынке труда.  Поэтому ИТ-директор должен быть не просто руководителем, а лидером, ведущим за собой, вкладывающимся в развитие и сплочение команды, мотивирующим перспективой роста и интересными проектами. Задача такого руководителя − не только эффективно выполнять свои функции, но и удерживать персонал, минимизируя риски перехода к конкурентам. Так как эти аспекты лидерства не представлены в ранжировании, я ставлю более широкое понятие «формирование команды» на четвертое место.

Инвестторгбанк

Геннадий ДЕМИШЕВ, руководитель центра информационных технологий

  1. уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  2. уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  3. наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес-подразделениями банка;
  4. находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  5. сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  6. обладать склонностью к проактивному подходу;
  7. знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  8. иметь профильное (техническое) образование;
  9. знать основы программирования.

На мой взгляд, неумение сформулировать четкие и понятные проблемы, цели и задачи ИТ, донести эту информацию до лиц, принимающих решение, в конечном итоге приводит не просто к остановке развития ИТ банка, но и к деградации финансово-кредитной организации.

Что касается умения четко формулировать цели и задачи, стоящие перед ИТ-блоком, то эта компетенция связана с первой и отличается лишь в части определения целей. Умение оценить состояние ИТ, идентифицировать риски, определить необходимые бизнесу перспективы развития, поставить цели – ключевые компетенции ИТ-директора. Никто, кроме него, не обладает столь полной информацией, необходимой для принятия жизненно важных решений.

Сетелем Банк

Борис ШЕЛЕКАСОВ, директор департамента ИТ

  1. обладать склонностью к проактивному подходу;
  2. уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  3. уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  4. наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес-подразделениями банка;
  5. сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  6. находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  7. знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  8. иметь профильное (техническое) образование;
  9. знать основы программирования.

ИТ-директор должен представлять общую ситуацию на рынке, потребности бизнес-подразделений организации и то, как аналогичные задачи решаются конкурентами. Если руководитель владеет этой информацией, он как минимум быстро понимает и принимает в работу проекты, инициированные бизнесом, а иногда и опережает бизнес-заказчиков, предлагая им новые технологические возможности. Таким образом, проактивный подход, базирующийся на экспертизе ИТ-директора, работает на эффективность всего бизнеса компании.

Что касается второго по важности критерия, то мой выбор объясняется следующим: далеко не все менеджеры топ-уровня обладают достаточной экспертизой в области информационных технологий. Поэтому одно из важных качеств ИТ-директора – умение объяснить суть технических, организационных и других вопросов и проблем, а также способов их решения простым языком.

Банк «Ренессанс Кредит»

Мария АРХИПОВА, старший вице-президент по информационным технологиям и сопровождению банковских операций

  1. наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес- подразделениями банка;
  2. обладать склонностью к проактивному подходу;
  3. уметь четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком;
  4. сформировать профессиональную команду ИТ-специалистов;
  5. находить оптимальное соотношение «цена – качество» решения;
  6. знать все тенденции на рынке банковских ИТ;
  7. уметь доносить свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации;
  8. иметь профильное (техническое) образование;
  9. знать основы программирования.

Самым важным качеством я считаю умение строить конструктивный диалог между бизнесом и ИТ. В современном мире значение ИТ для бизнеса трудно переоценить: стабильная работа бизнес-процессов, которая является залогом качественного обслуживания клиентов; скорость выхода новых продуктов и услуг, дающая конкурентное преимущество; достоверность и прозрачность данных управленческой отчетности, а значит, своевременный выбор способов коррекции в продажах и обслуживании; наконец, применение технологических новинок для постоянного улучшения предоставляемого сервиса.

ИТАК

В числе трех главных качеств и умений, которыми должен обладать идеальный ИТ-директор, опрошенные NBJ эксперты назвали следующие:

  • умение четко определять и формулировать задачи и цели, стоящие перед ИТ-блоком (7 респондентов),
  • способность наладить конструктивный диалог между своим блоком и бизнес- подразделениями банка (5 респондентов),
  • умение донести свое видение проблем ИТ-инфраструктуры банка до топ-менеджмента и собственников финансово-кредитной организации (4 респондента).

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть