Права потребителей

На что жалуемся

Служба Банка России по защите прав потребителей появилась не так давно, но туда уже поступает относительно большое количество обращений. Банки.ру выяснял, на кого и на что жалуются граждане мегарегулятору.

Служба Банка России по защите прав потребителей появилась не так давно, но туда уже поступает относительно большое количество обращений. Банки.ру выяснял, на кого и на что жалуются граждане мегарегулятору.

Как рассказали в Банке России, в течение III квартала этого года в службу по защите прав потребителей поступило 80 обращений с жалобами на негосударственные пенсионные фонды, более 800 – на микрофинансовые организации и 27 – на компании, работающие на рынке Forex. Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров была создана в ЦБ в рамках реорганизации и функционирует с марта 2014 года. В конце августа ее руководителем был назначен Илья Кочетков. Служба разбирает обращения к различным участникам финансового рынка, исключая банки. 

Основными причинами обращений являлись невыплаты или выплаты в меньшем размере негосударственных пенсий и необоснованная передача пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондам от Пенсионного фонда России. По словам советника президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по информационной политике Валерия Виноградова, невыплаты и различные задержки выплат могут быть связаны с уходом некоторых фондов с рынка, процедурами слияния и поглощения. «Также причина проблемы – заморозка пенсионных накоплений. Пенсионные накопления второй половины 2013 года заморожены, а за 2014 год вообще изъяты. Средства 2013 года поступят, вероятно, только в 2015-м», – отмечает Виноградов. 

Если говорить о необоснованной передаче пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондам от ПФР, такие факты действительно есть, признает советник президента НАПФ. В каждом случае фонды разбираются совместно с ПФР. По словам Виноградова, причина таких случаев – недобросовестная работа агентских сетей. «Есть агенты, которые идут на подделку подписи клиентов. Однако хочу отметить, что количество жалоб на такие случаи сократилось, так как была кардинально изменена процедура перехода из ПФР в НПФ. Теперь клиент должен собственноручно составить заявление и лично явиться в НПФ», – сообщил Виноградов. 

«Если говорить об НПФ, там обслуживается примерно один миллион пенсионеров, которые получают регулярную пенсию. Судя по количеству обращений, проблемы не носят массового характера», – сравнивает цифры директор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев. По словам эксперта, технически невыплата или задержка пенсий может быть связана даже не с проблемами в пенсионном фонде, а с проблемами у работодателя – не предоставлены документы о назначении пенсии или не перечислены соответствующие пенсионные взносы. Ведь пенсионный договор – это договор в пользу третьего лица. В отдельных случаях задержки могут быть связаны с такими форс-мажорными ситуациями, как замораживание счетов или зависание части пенсионных активов в банках, у которых отозвана лицензия. 

Жалобы, которые поступили на МФО, в основном связаны с высокими процентами по займам и неправомерными действиями при взыскании задолженности. «В то же время у МФО, согласно закону «О потребительском кредите», вступившем в силу 1 июля 2014 года, полная стоимость кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости кредита. Банк России начнет публикацию среднерыночных значений ПСК по категориям потребительских кредитов не позднее 14 ноября 2014 года», – пояснили в пресс-службе Банка России. 

«Около 87% жалоб, поступивших от Банка России и саморегулируемых организаций, которые мы рассматриваем, оспаривают штрафные санкции по договорам, – комментирует директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Я слышал, что ранее, до 1 июля, некоторые МФО, не входящие в СРО, применяли штрафные санкции в отношении заемщиков до 4% в день. Остальную часть жалоб довольно трудно квалифицировать, они в основном содержат какие-то личные вопросы. Например, клиент не понял какой-то пункт в договоре и так далее». 

Что касается проблемы агрессивности при взыскании задолженности, она вызвана самим состоянием рынка, говорит президент Ассоциации МФО Ярослав Кабаков. «Крупные ФМО обычно очень мягко проводят взыскания. А небольшие компании регионального происхождения могут вести себя как угодно, потому что регулирование у них не такое жесткое», – отмечает он. 

Генеральный директор MoneyMan Борис Батин отмечает, что в целом по отрасли наблюдается рост количества жалоб. «Основными причинами являются, естественно, рост самого рынка микрофинансирования. Некорректное взыскание негативно влияет на имидж всего рынка МФО. Страдают от негатива прежде всего ведущие компании, стремящиеся построить долгосрочные доверительные отношения с заемщиками», – утверждает Батин. 

Если говорить о компаниях, работающих на рынке Forex, который в настоящее время в России не регулируется, по большей части обращения связаны с отказом в выплате средств, находящихся на счетах клиентов. По словам руководителя аналитического департамента ФК AForex Артема Авдеева, отсутствие государственного регулирования – одна из причин периодического появления нечистых на руку компаний. «При отсутствии системы регулирования отграничить добросовестную компанию от недобросовестной можно только по косвенным признакам. Причем само наличие или отсутствие жалоб не является таким признаком. Важнее то, как сама компания работает с этими жалобами, привлекаются ли для их рассмотрения независимые эксперты, каков уровень этих экспертов», – заключает директор по стратегическим вопросам компании «Альпари» Андрей Лисицын. 

Пока эксперты не берутся оценивать эффективность работы службы Центробанка по защите прав потребителей, поскольку работает она совсем недавно. Сейчас, помимо ЦБ, клиенты финансового рынка могут направлять свои жалобы в Роспотребнадзор, в СРО, в специальный комитет Общероссийского народного фронта.

Начать дискуссию

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

6
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2
НДФЛ

Зарплата работающего за границей считается доходом от источников не в РФ

Доход налоговых резидентов РФ облагается НДФЛ, если он от источников в РФ или не в РФ. А вот доход нерезидентов облагается НДФЛ, только если он от источников в России.

Роспатент назвал шесть причин зарегистрировать товарный знак

Когда нужен товарный знак, Роспатент изложил в чек-листе.

🙅 Контактировать с ИФНС по налоговым вопросам не обязательно должен именно бухгалтер

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых НК, через законного или уполномоченного представителя. И этим представителем не обязательно должен быть бухгалтер организации.

1

При приватизации госимущества после аренды ИП не всегда налоговый агент по НДС

В торгах по приватизации государственного и муниципального имущества могут участвовать как юрлица, так и физлица. Причем это физлицо может быть ИП.

Отпуска

Отпуск-перезагрузка: Валаам

Большинство из нас не работают, а пашут круглосуточно. Поэтому когда уходишь в отпуск, то хочется отключиться от рабочих процессов полностью и перезагрузиться. Рассказываю свой способ полной перезагрузки.

Отпуск-перезагрузка: Валаам

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера

Сделали большой обзор разъяснений Минфина и ФНС по упрощенке. Все кратко, четко, по делу. Забирайте в закладки

УСН в 2024 году: самые важные письма Минфина и ФНС. Обзор для бухгалтера
1
НДС

Минфин: при выплате дивидендов недвижимостью есть НДС без права на вычет

Если дочерняя компания №2 на ОСНО выплачивает материнской компании №1 на ОСНО дивиденды в виде недвижимости, то компания №2 должна начислить с этой сделки НДС.

МИР

«Русский Стандарт» начал оформлять иностранцам карты «Мир» до их приезда в РФ

Иностранные туристы смогут оплачивать покупки в РФ картой «Мир». В отеле «Метрополь» гостям будут предлагать бесплатную банковскую карту. Ее можно пополнить со счета, которым турист пользуется в своей стране.

ПСН

Эксперт по налогам делится инструкцией для ИП и бухгалтеров по ПСН

Многим предпринимателям кажется, что патент – это панацея от всего. ПСН не требует особых трудозатрат, отчетности и учета. Но это далеко не так. Развеем эти мифы.

Интересные материалы

НДС

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом

Действительно, первый раз получил спам-звонок. В том смысле, что к кредитам, клиникам и старшим следователям по особо важным звонкам я уже привык. Но чтобы с предложением НДС? Такого еще не было. Этот звонок напомнил мне, что я забыл включить в план на этот месяц «ежеквартальный пост налоговой боли». Исправляюсь.

У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Доставка НДС на дом