Банки

В ожидании грозы

Импортозамещение ИТ в банках: гром еще не грянул, креститься рано, но задумываться о последствиях самое время.

Замена импортных средств автоматизации отечественными разработками в банках – дело долгое, дорогое, в некоторых случаях попросту невозможное, а в иных организациях было бы бессмысленным, если бы не угрозы санкций. На что рассчитывать российскому банкиру: санкции «выстрелят» или грозу пронесет мимо? Иными словами, не пора ли не просто задуматься о переходе на ИТ-решения отечественных компаний, а сделать определенные, вполне конкретные шаги в данном направлении? 

Cамоцензура на всякий случай

Представители банковского бизнеса сходятся во мнении, что до сих пор российские кредитные организации еще не столкнулись с масштабными проблемами в сфере информационных технологий, которые могут последовать в связи с применением санкций со стороны европейской и американской управленческой машины. Как высказался по этому поводу начальник департамента информационных технологий Росэнергобанка Леонид Белышков, сейчас кредитные организации находятся в стадии анализа рынка и ожидания. Что будет дальше и как глубоко этот процесс затронет российские банки, покажет время. Пока реальных проявлений санкций немного, больше разговоров, констатирует эксперт.

Член правления Банка Москвы Сергей Меднов развивает эту мысль: «Известны лишь единичные случаи применения полномасштабных санкций к нескольким игрокам, попавшим в черные списки. Однако эти пока немногочисленные кредитные организации не могут закупать любую необходимую технику и сервис в европейских и американских компаниях, в связи с чем встает вопрос о технологическом импортозамещении и о способах противостояния подобным вызовам как в отдельных банках, так и на уровне страны в целом».

Выступая на круглом столе «ИТ в финансовом секторе: какие ИТ-задачи стоят перед банками в новых экономических условиях», организованном NBJ и АРБ, советник генерального директора Финансовой корпорации «Открытие» Михаил Левашов выразил общее настроение участников российского рынка: «Мы действительно работаем в новых реалиях, поэтому надо постоянно учитывать геополитические риски и с этой точки зрения решать вопрос, какие программные продукты использовать – западных или российских разработчиков». По мнению эксперта, есть и еще один вариант – собственные банковские решения, однако априори понятно, что подобная роскошь по карману лишь крупным финансово-кредитным организациям. Ведь подобные продукты потом будут требовать поддержки со стороны самих разработчиков, а это означает, что банку придется содержать весьма внушительный штат департамента или подразделения ИТ.

По сути, разными словами и с разной степенью драматизма все опрошенные NBJ эксперты говорят о том, что использование импортного «железа» и софта становится риском, от которого уже нельзя просто отмахнуться. Пусть пока еще ситуация не требует немедленных действий в части реальной замены ИТ-систем, но об этом уже приходится задумываться, учитывать в планах возможные риски и делать выбор, как на них отвечать с максимальной выгодой для банка, точнее, с минимальными для него потерями.

Для стороннего наблюдателя находчивость и решительность отечественных банковских ИТ-специалистов перед лицом новых угроз могла бы даже показаться забавной, если бы не печальные обстоятельства, вызвавшие этот гарибальдийский задор. Не под запись, в частном кругу, банкиры всерьез обсуждают необходимость отключения автоматического обновления лицензионного западного ПО, поскольку в одну прекрасную ночь может сработать «вражеская» команда (примерно как «22 июня ровно в четыре часа…»), и все информационное обеспечение банка рискует тогда «умереть» в одно мгновенье. Какие последствия в нынешней, не самой спокойной и стабильной ситуации это может иметь для репутации банка, наверное, не стоит конкретизировать. Именно поэтому, рассказывают друг другу банкиры, кредитные организации, в том числе игроки с государственным участием, проводят сейчас тщательную проверку имеющихся информационных активов и думают, на что их можно заменить во избежание риска активизации уже поставленных закладок.

Однако же шутки шутками, а в бизнесе все всерьез. Управляющий директор компании «Диасофт Платформа» Константин Варов привел в пример сирийские кредитные организации, которые давно живут под гнетом санкций. «В настоящий момент в стране просто невозможно использовать западные, в первую очередь американские, решения в сфере ПО: сирийским банкам их просто не продают. С этой точки зрения надо внимательно анализировать, как они выходят из данной ситуации», – рекомендует эксперт.

Как это нередко бывает, угроза наказания приводит к превентивным самоограничениям, своего рода самоцензуре: банки примеряют на себя санкции раньше, чем они вводятся в действительности. ИТ-директор Мираф-Банка Ярослав Медокс высказывает свои соображения по поводу угроз использования импортного системного ПО. «Большие компании, типа Oracle и IBM, пока не заявили, что они присоединяются к режиму санкций по отношению к своим российским партнерам, но такой риск нельзя исключать. Если это произойдет, то последствия для нашего банковского сектора могут оказаться катастрофическими, и меня, как ИТ-директора банка, очень интересует ответ на вопрос: какие альтернативы у нас имеются? Приведу пример из жизни нашей кредитной организации. Перед нами стоит задача создать виртуальную платформу. Так вот, если до недавнего времени мы рассматривали возможность покупки для платформы программного продукта одного из лидирующих западных вендоров, то теперь мы сами для себя ввели запрет на это и рассматриваем другие варианты. Сдается мне, что мы в данном случае не одиноки», – делится своими переживаниями и выводами эксперт.

В очередь…

В связи с такими общими настроениями возникают вопросы: если замена или хотя бы подстраховка банковских ИТ является самой актуальной задачей, то каковы слабые места и преимущества российских разработок? Имели бы эти преимущества какое-то значение в глазах банкиров, если бы над российскими финансово-кредитными организациями не была занесена санкционная дубина?

Сергей Меднов (Банк Москвы) считает, что самая уязвимая часть ИТ в отечественных банках – это аппаратное обеспечение. «В России данная сфера, мягко говоря, не развита, – говорит эксперт, – и даже наши партнеры из Азии не способны производить необходимое
высокотехнологичное оборудование.
Речь идет прежде всего о серверах hi-end, системах хранения, системах специализированного телекоммуникационного оборудования и о целом ряде систем безопасности. Это все можно заменить на решения меньшего масштаба, что само по себе непростое и небыстрое занятие».

С рынком программного обеспечения, по мнению топ-менеджера Банка Москвы, дела обстоят значительно лучше. Ведь большинство российских банков используют отечественные продукты. И хотя все они построены на основе опять же западных операционных систем, задача импортозамещения здесь относится к числу решаемых.

Леонид Белышков (Росэнергобанк) уточняет, что российские разработки охватывают, как правило, верхнеуровневые приложения, в которых сотрудники банка проводят текущие внутрироссийские банковские операции. Низкоуровневое ПО (операционные системы и базы данных) импортное. Вопрос его замещения гораздо сложнее, так как на отечественном рынке практически нет разработок, удовлетворяющих банк. Именно в этом слабость российского ПО на конкурентном рынке: российские продукты нишевые, они рассчитаны на решение какой-то конкретной бизнес-задачи или закрывают отдельный участок процесса. Причем в основе отечественных разработок, обычно лежит импортный продукт. «В России, к сожалению, нет таких ИT-компаний, которые могут создать собственную операционную систему и базу данных», – резюмирует специалист.

Однако эксперт Росэнергобанка признает, что бесспорным преимуществом российских ИТ-компаний являются люди, сотрудники, их интеллектуальный ресурс. «Сейчас фактор риска, связанный с производителями импортных товаров возрос, но сами по себе санкции не являются единственной причиной выбора отечественного ПО российскими банками, – утверждает Леонид Белышков. – Предпочтение определяет рынок, ориентируясь при этом на привычные критерии – цена, качество, риски».

Оценивая перспективу замены импортного ПО российскими разработками, комментаторы NBJ признавали высокую реалистичность сценария полного импортозамещения, предупреждая, что этот процесс небыстрый, так как существует много белых пятен в покрытии необходимого функционала. К тому же любой переход с системы на систему – очень ресурсоемкое и накладное мероприятие, поэтому большинство кредитных организаций ждет дальнейшего развития ситуации, в крайнем случае приостанавливая обновления систем или замораживая новые проекты.

Если же по очевидным причинам процесс импортозамещения потребуется ускорить, на уровне государства должна быть срочно принята единая политика импортозамещения в сфере ИТ, считают эксперты. А профильные министерства должны выступить в роли координатора усилий отечественных компаний, разрабатывающих подобные решения на свой страх и риск. Необходимо сформировать стандарты в области отечественного программного обеспечения и определить госфинансирование операционных систем различного класса, систем управления базами данных, виртуализации, безопасности и т.д. Российские компании – разработчики прикладного программного обеспечения, в том числе и банковского, должны быть вовлечены в поиск решений по импортозамещению. Ситуация действительно складывается так (и не только в сфере банковских ИТ), что один в поле не воин. И ни одна отечественная ИТ-компания, какой бы продвинутой и высокопрофессиональной она ни была, не сможет в одиночку решить столь масштабную, практически революционную задачу.

Начать дискуссию