Кредитование

Поесть в кредит

Сложная экономическая ситуация в России привела не только к росту просрочки по кредитам. Меняются и сами цели займов. Микрофинансовые организации наблюдают рост числа микрозаймов на покупку продуктов питания и хозяйственные нужды. Эта тенденция усилится в 2015 году, прогнозируют эксперты.

Сложная экономическая ситуация в России привела не только к росту просрочки по кредитам. Меняются и сами цели займов. Микрофинансовые организации наблюдают рост числа микрозаймов на покупку продуктов питания и хозяйственные нужды. Эта тенденция усилится в 2015 году, прогнозируют эксперты.

Треть займов – на продукты питания

О том, что с IV квартала 2014 года изменилась цель займов в сегменте PDL (займов до зарплаты), Банки.ру рассказали в группе компаний «Быстроденьги». Компания провела опрос среди 13 тыс. клиентов во всех городах присутствия организации (более 180 городов России). «По опросам клиентов, в начале 2014 года займы на покупку продуктов питания и товаров повседневного спроса составляли 17%. В конце года на эти цели оформлялось уже 34% всех займов», — сообщил генеральный директор ГК «Быстроденьги» Юрий Провкин. Он уверен, что в 2015 году среди целей получения микрозаймов будут преобладать именно повседневные нужды.

Как говорится в исследовании «Быстроденег», портфель займов до зарплаты на конец 2014 года приблизился к 7,5 млрд рублей и составляет порядка 15% от общего портфеля займов, выданных российскими микрофинансовыми организациями. Аналитики компании указывают, что топ-10 игроков сегмента PDL делят 40% рынка, а к концу 2015 года этот показатель возрастет до 60%. Сам объем рынка PDL в 2013 и 2014 годах увеличился на 60% и 25% соответственно. Однако в 2015 году темп прироста портфеля замедлится до 20%. Свою роль сыграют сложная макроэкономическая ситуация в стране, а также снижение уровня доходов клиентов и рост безработицы. «При сохранении уровня доходов на фоне высокой инфляции возрастет потребность в денежных средствах у рабочих, бюджетников, пенсионеров, которые являются основными клиентами в сегменте займов до зарплаты», — отмечается в прогнозе ГК «Быстроденьги». При этом средняя сумма займа в сегменте PDL прогнозируется на уровне 2014 года – 7,5 тыс. рублей.

В сегменте потребительских займов компания прогнозирует рост средней суммы из-за высокой инфляции – с 25 тыс. рублей в 2014 году до 27 тыс. в 2015-м. «Задача риск-менеджмента МФО в 2015 году – сдерживание роста средней суммы займа для сохранения качества портфеля микрофинансовых компаний», — говорится в обзоре «Быстроденег».

Занять на погашение кредита

То, что займы на повседневные нужды становятся все популярнее, неудивительно. По данным исследования, проводившегося 14–15 февраля фондом «Общественное мнение», доля россиян, считающих, что в стране есть экономический кризис, растет. В феврале этот показатель составил 71% против 62% в январе. По данным ФОМ, 34% респондентов сообщили, что их семейные расходы увеличились. Еще 15% — о том, что кто-то из членов семьи стал меньше зарабатывать или потерял работу. При этом 44% опрошенных россиян признались, что на еду у них уходит от четверти до половины семейного дохода, 30% тратят на еду от половины до трех четвертей доходов включительно.

Займы на хозяйственные нужды и продукты питания чаще стали брать и в других микрофинансовых организациях. «Да, частично мы отмечаем такую тенденцию в сегменте PDL. В четвертом квартале 2014-го и в январе – феврале 2015 года клиенты МФО «Займер» чаще в качестве цели займа называют покупку продуктов питания и оплату платежей по кредитам», — прокомментировал генеральный директор ООО «Займер» Сергей Седов.

Такая тенденция характерна и для потребительских займов. Как сообщил главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов, в январе 2015 года относительно января 2014-го цели займов клиентов компании изменилась. Увеличилась доля займов на неотложные нужды (рост на 14%) и прочие займы (на 3%) за счет снижения доли расходов на улучшение жилищных условий, например на ремонт, покупку мебели или техники. «Данная тенденция подтверждает, что в нынешних условиях клиент не готов тратить средства для улучшения качества жизни и в основном обращается за деньгами для неотложных нужд», — комментирует Бахвалов.

Заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании «МигКредит» Динара Юнусова говорит о 40-процентной доле клиентов компании, которые занимают деньги на хозяйственные нужды. «При этом ремонт и подарки составляют в структуре потребностей, на которые выдается заем, 5–10%», — отмечает Юнусова. Впрочем, по ее словам, такое соотношение было всегда.

Онлайн-займы вне тренда

У микрофинансовых организаций, специализирующихся на кредитах онлайн, другая картина. «MoneyMan не отмечает роста займов, целью которых клиенты компании указывали покупку продуктов питания. Более того, доля этой цели займов среди прочих была исторически ничтожно мала – менее 0,1%», — рассказывает генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин.

По его словам, разница в целях кредитов объясняется отличиями в заемщиках МФО. Портрет заемщика сервиса онлайн-займов MoneyMan отличается от среднестатистического клиента традиционных офлайновых МФО. «Наши заемщики моложе, образованнее. Они более подкованы технически, интересуются гаджетами, знают, как работает Интернет, умеют искать наиболее выгодные предложения в Сети. В целом уровень финансовой грамотности клиентов онлайн-кредиторов выше, чем у заемщиков традиционных МФО», — считает Батин. По статистике MoneyMan, 72% клиентов компании – люди в возрасте от 22 до 40 лет, 48% клиентов имеют высшее образование, более 31% — неоконченное высшее.

Батин считает, что у клиентов, занимающих на повседневные нужды, и риски выше. «Если заемщику не хватает на самое необходимое – продукты питания, то дела у такого заемщика обстоят совсем плохо. Сомневаюсь, что заемщик, указывающий покупку продуктов питания в качестве цели займа, представляет, из каких источников он будет погашать микрокредит», — говорит гендиректор MoneyMan. По его мнению, такие граждане должны не занимать средства у МФО, банков, а требовать помощи у органов социальной защиты.

Лучше налом

Несмотря на распространение новых каналов выдачи займов, выдача наличными – по-прежнему самый востребованный канал получения средств у клиентов МФО, отмечают в компании «Быстроденьги». Хотя сегодня займы выдаются по телефону на предоплаченную карту, в онлайн-режиме на банковскую карту клиента, на счет мобильного телефона, электронный или мобильный кошелек.

Российский рынок PDL развивается по американской модели – офлайн-канал получения денег преобладает над онлайновым. Однако, считают эксперты, ситуация может измениться. Аналитики «Быстроденег» напоминают о разработанной в прошлом году Банком России дорожной карте развития рынка PDL. Согласно дорожной карте, в 2017 году половина PDL должна будет выдаваться МФО безналичным способом – на банковские карты, электронные и мобильные кошельки. «Эти каналы будут активно развиваться в ближайшие годы», — считают в «Быстроденьгах».

По подсчетам аналитиков компании, рынок онлайн-каналов выдачи займов за 2014 год вырос втрое и составил 1,5 млрд рублей. В денежном выражении онлайн-сегмент составит 30% от рынка займов до зарплаты. По данным участников СРО НП «МиР», в первом полугодии 2014 года доля онлайн-компаний в портфеле микрозаймов страны составляла около 2%. «Прогнозирую, что итогам 2014 года доля достигла 4—5%», — говорит Борис Батин. По его оценке, сегмент дистанционного кредитования развивался в 2014 году гораздо более высокими темпами, чем сегмент традиционных МФО, и в ближайшие 3—5 лет будет показывать не менее чем двукратный ежегодный рост.

Больше займов — выше просрочка

Вместе с развитием рынка аналитики прогнозируют рост просрочки по займам в МФО. По результатам опросов клиентов «Быстроденег», заемщики все чаще ссылаются на проблемы с выплатой заработной платы и трудности у работодателей, рассказали в компании. «Если в 2014 году просрочка свыше 90 дней на рынке составляла около 30% от общего количества займов, предоставленных гражданам микрофинансовыми организациями, то в этом году она может вырасти до 35%», — считают аналитики компании. При этом они придерживаются мнения, что просрочка у крупных игроков, в отличие от небольших компаний, не будет расти значительно. Это связано с наличием у крупных МФО современных информационных технологий, эффективных систем скоринга и процедур осуществления коллекторской деятельности. Показатель NPL 90+ в «Быстроденьгах» по итогам 2014 года составляет 16%, сообщили в компании.

«Дефолтность по рынку, возможно, ухудшится и будет более 35%», — считает Андрей Бахвалов из «Домашних денег». Впрочем, он подтверждает мнения аналитиков «Быстроденег»: «В нашей компании мы отмечаем снижение дефолтности, это связано с запуском IT-системы Digital Cash». Как отметил Бахвалов, по итогам января дефолтность портфеля компании «Домашние деньги» снизилась до 28%.

Начать дискуссию