В России много говорят про инновации, в том числе и банковские, но примеров того, как инновация повлияла на рынок и жизнь граждан, почти нет. Неужели наши люди столь «дремучи»? Или причина все-таки в самих «инновациях»?
В начале весны на выставке World Mobile Congress в Барселоне компания Samsung объявила о запуске собственной платежной системы Samsung Pay, ставшей ответом на инновацию ее американского конкурента — Apple, запустившего осенью 2014 года свою систему Apple Pay. Как обычно, Samsung постаралась слегка «переплюнуть» конкурента — платежи с помощью ее технологии, интегрированной в новый флагманский смартфон компании (Galaxy S6), будут приниматься и в «унаследованной» инфраструктуре платежных терминалов с магнитной полосой. Это стало возможным благодаря недавнему приобретению корейским производителем стартапа Loop Pay, уже развивавшего данную технологию на американском рынке в течение пары лет. Samsung заявила, что сначала развернет свою платежную систему в США, а затем, вероятно, и на своем «материнском» рынке — в Южной Корее.
Будет ли это инновацией, влияющей на рынок? Вполне вероятно. Возможность поместить все свои карты, включая карты лояльности, в смартфон, выглядит довольно привлекательной. Добавим к этому скидки, которые выторговывает для пользователей своей платежной системы Apple и которых, скорее всего, будет добиваться Samsung, и получим предложение, пройти мимо которого сложно.
Это пример того, как корейский производитель добивается существенных преимуществ для своей страны, пусть даже следуя за конкурентом. А что у нас? Российский YotaPhone 2, как и его первая версия, почти не продается, и немудрено — он стоит как флагманские устройства лидеров рынка, но при этом не несет в себе ничего принципиально нового. Второй экран — забавная игрушка, не более.
Инновация — это прежде всего инструмент, который не только удобен, но и снижает издержки — как компании, так и ее клиента
Другой пример инновации — проход в общественный транспорт по бесконтактной банковской карте. В Лондоне он был внедрен в метро летом 2014 года, а в автобусах — еще раньше. Стоимость поездки при такой оплате равна стоимости по транспортной карте Oyster, что для центра столицы Великобритании более чем в два раза ниже, чем при оплате наличными. Теперь посмотрим, как похожий процесс идет в России. Проход по MasterCard PayPass запущен на одном турникете избранных станций в метро Санкт-Петербурга и на избранных маршрутах наземного транспорта Москвы. Но при этом стоимость поездки максимальна, то есть ничем не отличается от цены при оплате наличными. Подтолкнет ли это наших граждан к переходу на безналичные платежи? Вопрос риторический. Впрочем, возможно, властям Москвы подобные инновации тоже не нужны — им почему-то выгоднее мусорить миллионами одноразовых билетов или заставлять граждан хранить деньги на карте «Тройка».
Инновация — это прежде всего инструмент, который не только удобен, но и снижает издержки — как компании, так и ее клиента. Примером может служить мобильный банкинг, благодаря которому западные банки уже имеют возможность закрывать дорогие отделения. У нас же, похоже, понимают инновацию как красивую игрушку, а когда она оказывается никому не нужна, кивают на консервативность россиян. И пока это так, пока не будет привлекательных продуктов, инвестиции будут использоваться, как будто у россиян нет потребностей, кроме «понтов».
Начать дискуссию