Исследовались тенденции благотворительной деятельности банков, особенности их благотворительной политики, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также и отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR-, GR- и HR-эффекты)*.
В 2015 году была проделана только количественная часть исследования. Авторов интересовала динамика банковской благотворительности. В исследовании дан анализ финансовой отчетности 50 банков (1) за 2014 год.
Объемы благотворительности
Ситуация для количественного исследования банковской благотворительности в России уникальна — российские и иностранные банки, действующие в стране, в отличие, например, от энергетических и сырьевых компаний, предоставляют отчеты Центробанку, и эти данные открыты для всех.
Однако нужно иметь в виду, что не все расходы на благотворительность могут быть представлены в отчетах Центробанку. Например, в банках, создавших собственные благотворительные фонды, оплата труда сотрудников этих фондов и компенсации их расходов (а также в некоторых случаях — и административные расходы партнерских НКО) могут не выноситься в статью именно благотворительных расходов, пусть и административных. В международных банках финансирование программ может производиться из бюджета корпоративного фонда, расположенного в штаб-квартире, что также не отражается в отчетности ЦБ. Кроме того, некоторые благотворительные акции финансируются из бюджета PR и т.п. Верно и обратное: не все расходы по данной строке отчетности являются затратами на благотворительность — туда включаются также «иные аналогичные расходы».
Объемы трат на благотворительность в нашем исследовании рассматривались за 2014 год по данным Центробанка.
50 банками, входящими в рейтинговый список лучших, в 2014 году на благотворительность суммарно было потрачено 12,1 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2011 году, — тогда цифра составляла 6,8 млрд рублей (2).
При этом суммарная прибыль уменьшилась (3): в 2014 году она составила 578,9 млн рублей (в 2011 году — 581,1 млрд), соответственно, процент благотворительных трат от прибыли заметно вырос и в среднем составил 2,09% по сравнению с 1,17% в 2011 году.
По абсолютным величинам благотворительных трат лидируют «миллиардеры», причем трое из них за четыре года существенно увеличили объем вложений: Банк Москвы — 4,5 млрд рублей (42, 4 млн в 2011 году (!)), Сбербанк России — 2,4 млрд рублей (1,8 млрд), Газпромбанк — 1,1 млрд рублей (0,6 млрд) и ВТБ — 1,1 млрд рублей (1,4 млрд).
В Банке Москвы нам дали следующий комментарий: «Средства, потраченные банком на благотворительность, изменились незначительно. Расходы в 2014 году составили 947 млрд рублей. Прочие расходы данной статьи — финансовая помощь дочерним структурам, и не является благотворительностью», — сказала Ольга Анищенко, управляющий директор департамента внешних коммуникаций Банка Москвы.
Далее следуют «полумиллиардеры»: Альфа-Банк — 0,6 млрд рублей (0,4 млрд), Банк Русский Стандарт — 0,4 млрд рублей (23 935 тыс.).
Затем идут шесть «стомиллионников»: ФК «Открытие» (бывший НОМОС-Банк) — 0,3 млрд рублей (52, 6 млн), ВТБ24 — 0,2 млрд рублей (92,3 млн). Ханты-Мансийский банк «Открытие» — 151, 2 млн (115 млн), банк «Россия» (Санкт-Петербург) — 122,6 млн рублей (56 млн), «Уралсиб» — 108,5 млн рублей (1 млрд), Промсвязьбанк — 97,4 млн рублей (123,816 млн).
Таблица 1. Топ-10 банков — лидеров по количественным критериям
|
|
---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
---|
|
|
---|---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
---|
Основная группа банков расходует от 50 до 10 млн, а замыкают таблицу банки, потратившие на благотворительность менее 1 млн рублей: НБ«Траст» — 114 тыс. рублей (30, 4 млн) (4), Абсолют Банк — 70 тыс. рублей (817 тыс.), Национальный Клиринговый Центр официально потратил на благотворительность 0 рублей (0).
По показателю процентного соотношения благотворительных затрат и прибыли картина весьма курьезна (5). Абсолютный лидер — Банк Москвы, со значением 361,79%. Далее следуют Промсвязьбанк с цифрой 59,47% и Банк Русский Стандарт — 31,31%. На четвертом месте Ханты-Мансийский банк Открытие — 16,22%, далее: «Уралсиб» — 10,94%, Банк Зенит — 8,06%, Всероссийский Банк Развития Регионов — 7,01%, Газпромбанк — 6,35%, ВТБ — 5,69%, Новикомбанк — 4,89%, банк «Хоум Кредит» — 4,36%, Уральский Банк Реконструкции и Развития — 4,02%, «Ак Барс» — 3,83%, Татфондбанк — 2,87%, МДМ Банк — 2,57%, ФК «Открытие» (бывший НОМОС-Банк) — 2,20%, Бинбанк — 1,85%. Меньше 0,05: Московский Кредитный Банк — 0,04%, Ситибанк — 0,01%, Абсолют Банк — 0,00% , Национальный Клиринговый Центр — 0,00%.
Следует отметить, однако, что небольшой процент благотворительных трат от общей прибыли не всегда означает на практике маленькие деньги. Например, Сбербанк России, находящийся на втором месте по абсолютным объемам благотворительных затрат (2,4 млрд рублей), тем не менее выделяет на благотворительность сравнительно небольшой процент прибыли — 0,8%. Просто его прибыль очень велика (305 млрд рублей), и даже небольшой процент позволяет ему быть лидером по абсолютным цифрам.
Кроме удивительного результата Банка Москвы (361,79% благотворительных трат от прибыли), целый ряд банков, а именно — семь, оказались в ситуации, когда вообще невозможно посчитать процент благотворительных трат от прибыли, поскольку прибыль в 2014 году у них была нулевая, а у некоторых к тому же фиксировался минусовой баланс. То, что благотворительные траты при этом существовали и были даже весьма существенны, можно трактовать следующим образом: у многих банков благотворительный бюджет на следующий год формируется, исходя из бюджета прошлого года, а также — с опорой на запасы неизрасходованной прибыли нескольких прошлых лет. Вот как прокомментировал подобные случаи Игорь Соболев, председатель комитета по КСО Ассоциации менеджеров России: «Можно предположить, что это связано с большой в прошлом благотворительной программой, которую не стали сильно резать, несмотря на снижение прибыли. В целом же ситуация по 50 банкам выглядит так: больше чем у половины произошло сокращение прибыли в 2014 году к 2011-му, и почти у половины сократились благотворительные расходы».
На 2015 год мы должны давать отрицательный прогноз: семь банков с минусовой прибылью и несколько — с очень высоким процентом трат на благотворительность по отношению к прибыли, скорее всего, будут вынуждены скорректировать эти траты. Вполне вероятно, что 2015 год даст существенную отрицательную динамику в этом смысле.
Объемы благотворительности банковского сектора пока растут, при этом финансовая норма участия не сформирована, разброс благотворительных затрат в отношении к прибыли по сектору очень значителен.
Лидеры благотворительности — в абсолютном денежном выражении — далеко не всегда отчисляют на благотворительные расходы самый высокий процент от прибыли.
Экономический кризис в 2014 году еще не сказался на благотворительных расходах банков — объемы их благотворительности выросли, несмотря на снижение прибыли. Однако реалистично ожидать, что далее объемы средств, выделяемых на благотворительность, будут заметно снижаться, поскольку деньги выделялись из прибыли прошлых лет, а теперь этих резервов станет меньше.
Таблица 2. Динамика расходов на благотворительность банков
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*Исследование проведено CAF Россия в марте 2015 года. Дан анализ финансовой отчетности ЦБ 50 банков за 2014 год в сопоставлении с 2011 годом.
(1) Были исследованы банки, занимающих первые 50 позиций в рейтинге информационного портала banki.ru.
(2) В 2012 году нам не удалось найти данные трех организаций: Национального Расчетного Депозитария, Московского Банка Реконструкции и Развития и банка «Хоум Кредит». Поэтому количественное исследование тогда охватило фактически не 50, а 47 банков.
(3) Учитывая, что в 2011 году отсутствовали данные трех организаций, снижение прибыли в абсолютном выражении составит еще большую величину.
(4) Прибыль равна нулю в 2014 году.
(5) Для сравнения приведем следующую картину: в 2011 году с тратами более 20% от прибыли были: «Уралсиб» — 26,94% и Ханты-Мансийский банк — 23,58%. Близок к ним был Московский Индустриальный Банк — 18,49%. Достаточно высокие проценты были у «Ак Барса» — 7,08%, ВТБ — 7,08%, Зенита — 5,28%. За ними следовала большая группа банков с показателем в районе 1,5–0,5% от прибыли. Замыкала таблицу по этому показателю группа банков, которые тратят на благотворительность менее двадцатой доли процента прибыли (менее 0,05%): ЮниКредит Банк — 0,05%, «Открытие» — 0,04%, Русфинанс Банк — 0,04%, ИНГ Банк — 0,02%, КИТ Финанс Инвестиционный Банк — 0,01%, Абсолют Банк — 0,01%, Банк Кредит Европа — 0,00%.
Начать дискуссию