Зарубежные психологи выдвинули гипотезу о том, что легкий доступ к банковским кредитам развивает нарциссизм, так как заемные ресурсы позволяют человеку просто и быстро почувствовать себя успешным и состоятельным. Портал Банки.ру разбирался, насколько состоятельной может быть такая теория, применима ли она к России и как банки пользуются «нарциссическими слабостями» действующих и потенциальных клиентов.
Метод сопоставления
Недавно доктор психологических наук из американского Университета Эмори Эмили Бьянчи опубликовала в журнале Psychological Science результаты исследований экономических условий развития нарциссизма. Ученый предложила американцам, родившимся в период с 1947 по 1994 год, ответить на четыре десятка личностных вопросов, которые нацелены на оценку уровня нарциссизма. Результаты личностных опросов психолог сопоставила с официальными статистическими данными по уровню безработицы и экономического развития в периоды, когда респонденты выходили на работу в возрасте от 18 до 25 лет. Изучив личности и биографию более полутора тысяч добровольцев, психолог выдвинула предположение, что люди склонны более высоко оценивать свои таланты, заслуги и собственную уникальность при благоприятной экономической ситуации. Сравнительно низкий уровень нарциссизма продемонстрировали американцы, начинавшие работать в экономически неблагоприятные периоды.
Израильский психолог и писатель Сэм Вакнин также отмечает, что грандиозное мышление нарцисса приводит его к мысли о том, что он должен иметь или имеет больше денег, чем у него есть на самом деле. Это может привести к безрассудным, зачастую компульсивным расходам. «В эмоциональном словаре нарцисса деньги символически приравниваются к любви. Будучи лишенным достаточной любви в раннем детстве, нарцисс постоянно вынужден искать ее заменители. Деньги для такого человека символически представляются высшим заместителем любви», — рассказал Вакнин порталу Банки.ру. По словам эксперта, большинство нарциссических черт личности так или иначе манифестируются в отношении человека к деньгам.
Культура потребления
«Патологический нарциссизм во многом является культуральным феноменом, равно как и психическим расстройством. В культурах тех обществ, где потворствуют приобретению и выставлению напоказ символов благополучия и благосостояния, показному потреблению, амбициозности, жесткой конкуренции и индивидуализму, деньги начинает символизировать принятие, принадлежность, успех, любовь и счастье. В таких обществах доступность кредитов является важным способом обеспечения нарциссического удовлетворения личности, а также позволяет людям избежать нарциссических травм», — пояснил Сэм Вакнин.
Психоаналитический психотерапевт, член Восточно-Европейской конфедерации психоанализа Татьяна Тихонова развивает мысль, полагая, что доступность кредитов не столько развивает нарциссизм, сколько позволяет «заштопывать» нарциссические раны. «Действительно, большой процент людей с помощью кредитов компенсирует какие-то свои дефициты. Есть и люди, которые не озабочены вещизмом, но тенденция такова, что процент последних сейчас может быть меньше, чем раньше», — говорит эксперт. По ее словам, возможность взять деньги в кредит позволяет компенсировать чувство собственной неполноценности.
Склонность использовать заемные деньги исходит из практически беспредельной жадности, формирующейся в результате ранних детских нарушений психики, создавая психологические раны в душе человека. «В более позднем возрасте недостаток внимания или любви компенсируется, заменяется вещами, машинами. Такую жадность, однако, никогда невозможно утолить», — предупреждает Тихонова.
Результаты зарубежных исследований также применимы и к России, поскольку принципы психического функционирования по большей части универсальны для всех людей независимо от культуры, считает эксперт. «Если учесть, что Россия в какой-то степени ориентируется на Европу, то тут нет существенных расхождений, психические закономерности, в принципе, одинаковы. Кроме того, наша страна принимает культуральное влияние развитого Запада, — утверждает Тихонова. — Поэтому я бы даже сказала, что в нашей стране это более выражено, что связано с особенностями исторического развития России и длительным периодом дефицита товаров». Вкупе указанные факторы стимулируют людей демонстрировать свое материальное положение различными способами, хотя в большинстве европейских стран хвастовство богатством считается дурным тоном, добавляет собеседник Банки.ру.
Доктор психологических наук, психоаналитик Андрей Россохин считает, что исследование западных психологов «попало в точку». «Кредитование – это именно нарциссическая проблема. Дело в том, что абсолютно у каждого человека есть свои нарциссические проблемы, нет абсолютно уверенных в себе людей, то есть у каждого из нас есть в глубине души так называемое грандиозное Я, нарциссическое Я, при этом оборотной стороной этого грандиозного Я является ощущение собственной никчемности, неполноценности. В крайних ситуациях у некоторых людей это наиболее выражено, в мелких бытовых ситуациях это менее выражено. При этом каждый человек подвержен колебаниям между разными полюсами уверенности и неуверенности, – рассуждает психоаналитик. – В контексте этого покупки товаров в кредит – это, по сути, ощущение всемогущества, власти. Доступность заемных ресурсов может способствовать ощущению отсутствия финансовых границ, лимитов».
Доступность кредитных ресурсов паразитирует на человеческом нарциссизме, считает Россохин. «В России такая проблема гораздо масштабнее, чем в странах с развитыми экономиками, потому что в развитых государствах более сформировано считающее деньги Я, более трезвое Я. Доступность кредитов и погоня за ними – это больше свойственно незрелому Я, Я, которое само себя меньше контролирует, – поясняет собеседник Банки.ру. – Поэтому проблема, поставленная западными психологами, для нас гораздо более ощутима».
А банки-то не знают...
Банки и производители потребительских товаров используют глубинные человеческие желания, потворствуют гедонизму и иногда даже доводят людей и самих себя до самопоражения и самоуничтожения, убежден Сэм Вакнин.
Между тем банкиры едва ли осознанно влияют на психику и поведение своих действующих и потенциальных клиентов. Такого мнения придерживаются и Татьяна Тихонова, и Андрей Россохин. Последний указывает, что банки пользуются такой национальной особенностью россиян, однако эксперт считает, что кредитные организации сознательно едва ли используют данный факт. «Банки спекулируют на этой фантазии о всемогуществе, реклама вокруг этой темы крутится: получи сейчас все, что ты хочешь, как будто у тебя безлимитная кредитная карточка, – рассуждает эксперт. – В то же время самые талантливые представители банковского сообщества наверняка играют на слабостях людей, интуитивно чувствуя их. Хороший банкир может быть хорошим психологом и тонко чувствовать своих клиентов».
«Понятно, что банки заинтересованы в спросе на кредитные продукты, поэтому прибегают к определенного рода манипуляции. В то же время в этом вопросе многое зависит и от самого человека — насколько он сможет сопротивляться настойчивому предложению банков. Есть ведь люди, которые «ведутся» на рекламные и продающие заявления банков. Задеваются глубинные тонкие мотивы, потребности. Конечно, манипуляция происходит не в прямой форме, банки подспудно транслируют сообщение: посмотрите, как надо жить», — рассуждает Тихонова.
Именно люди с высоким уровнем нарциссизма более склонны поддаваться воздействию подобного рода пропаганды, так как самость такого человека весьма зависима от внешнего мнения. «Человек, у которого слабый внутренний стержень и которому постоянно сообщают, что и как делать (а если он ведет себя иначе, то он «лузер»), будет стараться поддерживать иллюзию своего высокого статуса», — поясняет эксперт. В этом вопросе очень важно то, насколько каждый человек умеет самостоятельно давать оценки себе и окружающему, заключает Тихонова.
Начать дискуссию