Законодательство РФ не содержит конкретного порядка обжалования действий или бездействий банка, но исходя из анализа законодательных актов РФ и судебной практики можно выделить несколько инстанций, куда можно обратиться с жалобой на банк.
1. Сам банк, который нарушил ваши права и законные интересы
Структура современных крупных банков очень сложна, в их штате работают тысячи сотрудников. Зачастую ошибки допускают рядовые работники. В таких случаях вы можете обратиться с претензией в этот же банк. Претензия будет рассмотрена специально созданным в структуре банка органом урегулирования споров, либо руководящим органом. По результатам рассмотрения претензии вам будет дан письменный ответ.
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
Если в правоотношении с банком вы выступаете как физическое лицо, значит вы являетесь потребителем банковских услуг и соответственно попадаете по действия норм Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
Если банк нарушает ваши права, как потребителя, например, в одностороннем порядке повышает ставку по кредиту, вы можете обратиться в Управление Роспотребнадзора в вашем субъекте с жалобой на действия банка.
3. Центральный Банк РФ
Согласно ст. 56 Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением банками законодательства РФ.
В случае нарушения банком законодательства РФ, Банк России может отозвать у банка лицензию на осуществление банковских операций, что влечет за собой ликвидацию банка.
При обнаружении нарушений банком законодательства РФ, вы можете обратится с жалобой в Главное управление Банка России по вашему субъекту.
4. Суд
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту — ГПК РФ) вы вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При нарушении банком ваших прав или законных интересов вы можете обратиться с заявлением в суд. Суд в течении пяти дней выносит определение о принятии иска к производству, затем в течении двух месяцев со дня подачи заявления дело должно быть рассмотрено по существу. По результатам рассмотрения дела судом будет принято решение об удовлетворении ваших требований, либо об отказе в удовлетворении.
Начать дискуссию