Банки

Прибыль банка

Прибыль – основная цель деятельности любого коммерческого банка, которая имеет значение сразу для нескольких участников кредитных правоотношений: акционеров, заемщиков, вкладчиков. Вместе с тем прибыль банка, как разница между всеми полученными доходами и совершенными расходами, свидетельствует об эффективности его работы.

Прибыль – основная цель деятельности любого коммерческого банка, которая имеет значение сразу для нескольких участников кредитных правоотношений: акционеров, заемщиков, вкладчиков. Вместе с тем прибыль банка, как разница между всеми полученными доходами и совершенными расходами, свидетельствует об эффективности его работы.

Рассчитать прибыль по РСБУ помогает 101 форма. Помимо нее, банки раз в квартал заполняют форму 102 «Отчет о прибылях и убытках», которая предполагает подробное описание доходов и расходов банка с начала года. Глав-ными показателями финансового результата кредитной организации выступают чистый операционный и чистый процентный доход.

Чистый операционный доход представляет собой разницу между операционными доходами и операционными расходами банка. Операционные доходы предполагают, в частности, поступления от операций с ценными бумагами, участия банка в капитале сторонних компаний, комиссионные выплаты. Операционные расходы включают в себя, помимо прочего, затраты на проведение операций с ценными бумагами, отрицательную переоценку драгоценных металлов, иностранной валюты, формирование резервов на возможные потери, оплату труда персонала, покупку имущества для банка.
Чистый процентный доход – это разница между всеми процентными доходами по размещенным ссудам и всеми процентными расходами банка, связанными в том числе с выпуском облигаций и векселей, привлечением депозитов и кредитов клиентов.

Как правило, часть прибыли банка идет в уставной, а также другие фонды накопления, фонд специального назначения и резервный фонд. Кроме того, из чистой прибыли банка выплачиваются дивиденды его акционерам. Прибыль, направляемая в фонды накопления и специального назначения, тратится на покупку основных фондов, выполнение потребительских и благотворительных задач, отдается на развитие персонала банка.

Распределение прибыли в акционерных финорганизациях регламентируется федеральным законом «Об акционерных обществах», согласно которому средства распределяются общим собранием акционеров по итогам финансового года. Исключением является прибыль, которая была распределена в виде дивидендов по итогам первого квартала, шести месяцев и, наконец, девяти месяцев финансового года.

В условиях жесткой конкуренции банкам необходимо основательно прорабатывать собственные продуктовые линейки, ориентировать их на конкретную целевую аудиторию, продумывать тактику открытия структурных подразделений, выявлять наиболее перспективные направления банковской деятельности и умело рекламировать себя.

Светлана  Хохлова, председатель правления ООО «СОЦИУМ-БАНК»

NBJ: Ваш банк продемонстрировал хорошие результаты по ключевым показателям – темпам роста прибыли, активов и кредитного портфеля. Как и за счет чего удалось добиться таких показателей?

С. Хохлова: Активная работа по привлечению клиентов позволила расширить пассивную базу даже в неспокойное время, когда многие банки банкротятся. Банк всегда занимал свою нишу стабильного партнера и был ориентирован на работу с юридическими лицами.

NBJ: Также банку удалось добиться роста прибыли на 135%, что особенно удивительно в нынешних сложных условиях. Какие действия команды банка обеспечили этот результат?

С. Хохлова: Помимо действий команды по оптимизации издержек банка, большую роль сыграли наши клиенты-партнеры, которые, не смотря на непростую экономическую ситуацию, не поддались панике и сохранили средства на счетах и во вкладах. С пониманием отнеслись к необходимости изменения ставок как по привлеченным, так и по размещенным средствам и проявили финансовую дисциплину и устойчивость к кризисным явлениям.

NBJ: Каковы планы банка на этот, 2015 год? 

С. Хохлова: Несмотря на успешное начало года, банк с осторожностью смотрит на перспективы развития экономики страны, поэтому основной задачей банка будет совместное с клиентами решение возможных проблем их бизнеса. 

NBJ: Есть ли уже планы на 2016 год?

С. Хохлова: Мы всегда существуем в рамках выбранной стратегии, нацеленной на стабильное развитие, а операционные показатели будущего года будем рассматривать уже ближе к 2016 году.

Начать дискуссию