Банковские карты

Банкинг для туриста

Туристический рынок, несмотря на кризис, остается весьма денежным, особенно перспективна его онлайн-составляющая — это открывает возможности и для банков, особенно тех, которые удачно встроят в свои digital-стратегии и продуктовые линейки предложения для путешественников.

Туристический рынок, несмотря на кризис, остается весьма денежным, особенно перспективна его онлайн-составляющая — это открывает возможности и для банков, особенно тех, которые удачно встроят в свои digital-стратегии и продуктовые линейки предложения для путешественников.

Люди и деньги

Туристическая отрасль одна из первых оказалась под ударом разразившегося в прошлом году кризиса. На официальном сайте Федерального агентства по туризму России (Ростуризм) со ссылкой на данные Росстата сообщается, что за первый квартал 2015 года снижение турпотока составило 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Статистика учитывает только 44 наиболее популярных страны, за три месяца из России выехало 6,5 млн человек, в том числе 1,9 млн с туристическими целями.

За год рынок покинули несколько крупных туроператоров — «Идеал-тур», «Лабиринт», «Нева», «Атлас», множество небольших агентств. Снижение доходов и колеблющийся, но все еще болезненный для восприятия курс доллара и евро не позволяют рассчитывать на выравнивание ситуации с путешествиями россиян за границу в этом году. Правда, некоторые надежды возлагаются на развитие внутристранового и въездного туризма — по данным того же Ростуризма, поток иностранных туристов в первом квартале возрос на 16%.

В банках дела обстоят не лучше… Тем не менее аудитория, финансовые запросы которой связаны с путешествиями — туристическими, частными или по делам бизнеса — остается для банков весьма привлекательной. Оплата транспорта и проживания, текущие расходы формируют понятный финансовый поток, на обслуживании которого успешно зарабатывают банки и страховые компании. Руководитель Ростуризма Олег Сафонов приводит данные Всемирной туристской организации, что в предыдущие годы российскими туристами было вывезено в другие страны порядка 50 млрд долларов.

Другой аналитический срез, по которому можно получить представление о тратах за границей, — статистика ЦБ РФ о расчетах, совершенных за пределами России с использованием карт, эмитированных российскими банками. Регулятор публикует сведения, что в 2014 году было выполнено 350 млн операций на общую сумму 1,13 трлн рублей. За первый квартал 2015 года оборот операций за рубежом составил 261,8 млрд рублей, к сожалению, поквартальной разбивки за предыдущие периоды на сайте Центробанка нет; в пересчете на год получается, что снижение оборота в этом году ожидается не столь и значительное — около 10%. Для сравнения: за 2014 году оборот по картам за границей увеличился на 14%.

Карта странствий

Какие продукты и услуги банков нацелены на аудиторию путешественников? Пожалуй, первым делом в голову приходит такой базовый продукт, как банковские карты — их позиционирование, особенно в период становления рынка, зачастую связывалось с пользой карт в поездках. Помимо удобства, связанного с перевозкой и использованием, преимущество карт состоит в том, что средства на карточном счете не подлежат декларированию при пересечении границы. Карта, привязанная к валютному счету, и мультивалютные карточные продукты позволяют не беспокоиться о курсах конвертации — этот вопрос при использовании рублевой карты порой вызывает нарекания у туристов из-за разницы в курсах у самого банка и платежной системы.

Программы лояльности, прежде всего кобрендинговые карты с авиакомпаниями, — это уже более нишевый продукт, рассчитанный на аудиторию с определенным уровнем достатка, часто путешествующую. Нередко встречаются на рынке и совместные проекты банков и туристических компаний.

Денис Дергачев, начальник отдела развития карточных технологий УБРиР, рассказал «Б.О» о проекте кобрендинговых карт для путешественников в партнерстве с сайтом онлайн-бронирования iGlobe.ru. Расплачиваясь такой картой, держатель накапливает мили в рамках программы лояльности Travel Miles. Мили можно использовать при бронировании авиабилетов на рейсы 380 авиакомпаний, номеров в отелях по всему миру, заказа билетов на аэроэкспресс в Москве, аренды автомобилей и трансфера. Помимо этого, при приобретении банковской карты с тарифным планом Travel Miles клиент дополнительно получает семейное страхование жизни и здоровья в путешествиях. В кобренд-партнерах у iGlobe.ru числятся еще полтора десятка банков, в том числе Газпромбанк, Райффайзенбанк, Бинбанк и др.

Все лучшее — туристам

Консалтинговая компания Frank Research Group, специализирующаяся на изучении рынка финансовых услуг, в мае представила исследование рынка банковских программ лояльности 2015. Исследователи рассчитали рейтинги по четырем номинациям (в том числе «лучшая программа для путешественников»), оценивая предложения банков по выгодности для клиента, а также универсальности — гибкости и простоте использования.

По словам Юрия Грибанова, генерального директора Frank Research Group, еще несколько лет назад ключевым продуктом для туристов были кобрендовые карточки в партнерстве с авиакомпаниями, позволявшие держателями копить авиамили. Сегодня банки смещают свой фокус в сторону продуктов, позволяющих накапливать универсальные мили: «Тинькофф All Airlines», «Авангард — Airbonus», «Русский Стандарт — RSB Travel». Причина кроется в увеличении стоимости премиальных миль со стороны авиакомпаний и снижении привлекательности этих программ для конечных потребителей. Другим продуктом, который банки предлагают путешественникам, являются программы на основе глобальных систем бронирования отелей и билетов. В первую очередь это iGloube и OneTwoTrip. «В целом рынок становится все более интересным для клиентов, которые много путешествуют. Банкам очень важно привлечь и удержать таких клиентов — это обеспеченные люди со стабильным доходом. Именно такие клиенты в горизонте трех — пяти лет могут приносить банку стабильный доход — как комиссионный, так и процентный», — считает Юрий Грибанов.

Таблица. Лучшие программы лояльности для путешественников

Банк Программа
Выгода (%)
Стоимость*
Удобство и простота
Рейтинг
МТС Банк Кредитная карта «МТС Деньги Вклад» — опция «Путешествия»
3,30
20,4
30
20,2
Газпромбанк Кредитная и дебетовая карта «Газпромбанк — Travel Miles» 3,39 25 23 19,5
Тинькофф Кредитная карта «All Airlines» 2,07 20,1 31 12,9
Тинькофф Кредитная карта «OneTwoTrip» 1,87 18,7 29,5 10,3
Юниаструм Банк Кредитная карта «iGlobe.ru» 2,13 22,1 21 9,9
НБ Траст Кредитная карта «TRUST TRAVEL» 2,29 19,4 22 9,8
Банк Программа
Выгода (%)
Стоимость*
Удобство и простота
Рейтинг

Источник: Frank Research Group


*Стоимоть — количество месяцев, необходимых клиенту, чтобы окупить стоимость карты. В целях расчета рейтинга использована обратная шкала (чем выше, тем ниже стоимость)

Коалиции и кредиты

В коалиционных, более универсальных программах банковской лояльности предложения для путешественников тоже занимают заметное место. Так, в рамках «Спасибо от Сбербанка», которая получила награды конкурса Loyalty Awards Russia 2015 как «Лучшая коалиционная программа лояльности» и «Лучшая программа лояльности финансовых институтов», представлено несколько предложений, стимулирующих активность путешественников (см. комментарий руководителя программы Анны Пашкевич).

Банк «ХоумКредит» со своей бонусной программой «Польза» предлагает повышенное начисление баллов при совершении операций в категории «Путешествия» (4% от суммы покупки, за все остальные операции по карте начисляется только 2%). Один балл равен одному рублю, а баллы можно тратить на возмещение расходов по ранее совершенным операциям. Кроме того, в разделе онлайн-шопинга на сайте программы клиенты банка могут воспользоваться специальным предложением, введя номер своей карты и получив дополнительные баллы при совершении бронирования на сайтах booking.com и tutu.ru.

Помимо этого, «Хоум Кредит» работает в туристическом секторе по своему профильному направлению — POS-кредитованию. Говорит Александр Антоненко, заместитель председателя правления, директор по потребительскому кредитованию банка «Хоум Кредит»: «Реальные доходы населения снижаются, вслед за ними снижается турпоток. В этих условиях кредиты на финансирование туристических поездок становятся востребованными — как со стороны граждан, так и со стороны туристических компаний. Мы заинтересованы в данном сегменте, поскольку видим в нем существенный потенциал. В наших планах расширять количество туристических фирм, где будут предложены наши продукты. Сейчас доля кредитных продаж в туризме составляет около 6%, но мы считаем, что ее можно увеличить. Для этого мы разработали ряд кредитных продуктов, которые будут привлекательны как для клиентов, так и для партнеров. Эти продукты подразумевают отсутствие переплаты для клиентов. Кредиты такого типа уже давно широко предлагаются в торговых сетях бытовой техники и электроники. Предоставляя скидку, партнеры компенсируют клиенту переплату по кредиту. Банк рассчитывает привлечь с помощью данных продуктов качественных заемщиков, дефицит которых сегодня ощущается на рынке. Как показывает практика, кредиты без переплаты интересуют в первую очередь тех клиентов, кто действительно собирается их возвращать. Риски дефолта по таким продуктам ниже».

Тинькофф Банк занял сразу второе место в топ-5 программ для путешественников по версии Frank Research Group с кредитными картами All Airlines и OneTwoTrip. Помимо этого, банк создал специальный туристический портал Tinkoff Travel, который позволяет подобрать вариант и забронировать авиабилеты, отели и аренду автомобилей, при этом при оплате брони картами банка клиенту начисляются повышенные (до 10%) бонусы или кэшбеки. Партнерами банка выступают сервисы Booking.com, OneTwoTrip и RentalCar. Помимо этого, в разделе спецпредложений в интернет-банке довольно часто встречаются акции с различными турсервисами: «Травелата», Level Travel, DaTravel.com, а также с популярным сервисом бронирования квартир Airbnb.com.

Все в онлайн

Несмотря на общий спад в туристической отрасли в целом, ее онлайн-сегмент развивается весьма динамично. Исследовательское агентство Data Insight и платежная система PayPal в начале июня обнародовали результаты исследования потребительских привычек онлайн-пользователей в России. По оценке исследователей, в 2014 году объем онлайн-продаж туристических услуг в Рунете составил 430 млрд рублей — на 49% больше, чем в 2013 году. Половина этой суммы, около 215 млрд рублей, приходится на покупку авиабилетов, на втором и третьем месте по популярности — оплата железнодорожных билетов и бронирования отелей. Количество покупателей туристических услуг в Интернете — около 9 млн человек, на каждого из них в среднем приходится покупок на сумму около 50 тыс. рублей за год.

Судя по настроениям участников опроса, ближайшие перспективы у туриндустрии не очень радужные. 12% потребителей travel-продуктов сообщили, что намерены отказаться от каких-либо дальних поездок на отдых, в отпуск. 29% респондентов планируют экономить — путешествовать дешевле и (или) реже, и только 20% рассчитывают ездить отдыхать не реже, чем раньше. «Чем у покупателей меньше денег, тем важнее для них Интернет как канал выбора», — отмечают исследователи.

Начать дискуссию