Валютный рынок

Повторит ли рубль «черный декабрь»

На первой неделе августа рубль продемонстрировал стремительное падение и подешевел до минимальных значений за полгода, протестировав отметки в 64 рубля за доллар и 70 рублей за евро. Банки.ру узнавал у экономистов, ожидать ли нам повторения событий декабря 2014 года и отказа ЦБ от свободного курса.

На первой неделе августа рубль продемонстрировал стремительное падение и подешевел до минимальных значений за полгода, протестировав отметки в 64 рубля за доллар и 70 рублей за евро. Банки.ру узнавал у экономистов, ожидать ли нам повторения событий декабря 2014 года и отказа ЦБ от свободного курса.

В четверг, 6 июля, курс евро в ходе торгов на Московской бирже в четверг впервые с марта превысил 70 рублей. По данным на сайте биржи на 13:05 мск, курс евро расчетами «завтра» повысился на 81 копейку, составив 70,01 рубля. Курс доллара в начале валютных торгов в четверг на Московской бирже в четверг превысил 64 рубля, а британский фунт стоил выше 100 рублей. Небольшое укрепление рубля в начале торгов 7 августа на фоне чуть дорожающей нефти быстро кончилось и не переломило тенденцию к существенному ослаблению российской валюты.

Банки.ру поинтересовался у экономистов, возможно ли в ближайшее время повторение в России обвала рубля в масштабах середины декабря прошлого года, не откажется ли ЦБ от свободного курсообразования и не приведет ли новое ослабление рубля к новому повышению ключевой ставки со всеми вытекающими последствиями.

«От нашего Центробанка можно ожидать чего угодно»

Игорь Домбран, глава представительства Saxo Bank в России:

– Рубль легко может повторить декабрьский обвал. Ситуация с санкциями не выравнивается, ликвидности все меньше, любая негативная новость – и рубль может улететь до значений и в 80, и в 90 рублей за доллар. Под негативной новостью я подразумеваю такие события, как начало поставок нефти Ираном, снижение спроса на нефть со стороны Китая и тому подобное.

Что касается отказа от свободного плавания рубля, то от нашего Центробанка можно ожидать чего угодно. Но для регулятора это дорого обойдется, потому что для поддержания рубля в определенных коридорах потребуется достаточно средств.

При принятии решения о ключевой ставке Центробанку правильно обращать внимание на инфляцию и состояние экономического роста. Но у меня такое впечатление, что ставка у нас зависит исключительно от того, как быстро падает рубль. Если посмотреть на ставки в Европе и Америке, где они почти нулевые, а у нас 11%, создается впечатление, что мы хотим замедлить экономику, словно мы быстро растем. Однако Центробанк держит достаточно высокую ставку, пытаясь препятствовать валютным спекулятивным маневрам российских банков.

«Ситуация с ослабевающим рублем может развернуться и в обратную сторону»

Наталья Орлова, главный экономист Альфа-Банка:

– Я думаю, что нынешняя ситуация не сопоставима с тем, что происходило в декабре 2014 года. Сейчас мы просто видим движение рубля за падающими ценами на нефть, поскольку рубль у нас свободно плавает. В декабре же у рынка был новый тогда режим свободного плавания при высоких геополитических рисках. Сейчас геополитическая ситуация под большим контролем. Так что ситуация с ослабевающим рублем может развернуться и в обратную сторону.

Я не вижу необходимости для регулятора уходить от свободного курсообразования. Кажется, ЦБ доволен положением вещей. Что касается ключевой ставки, если ситуация будет развиваться так, как развивается, ее нового понижения ожидать не следует. На повышение ставки ЦБ тоже вряд ли пройдет.

«ЦБ не откажется от свободного плавания рубля»

Никита Масленников, главный аналитик Института современного развития:

– Тренд на ослабление рубля очевиден, и, следуя за нефть ценовыми котировками, национальная валюта попадает в некий коридор от 60 до 65 рублей за доллар. Но осенью, если ФРС примет решение о повышении своей базовой ставки, может быть еще один краткосрочный спуск вниз. Некоторые аналитики считают, что курс дойдет до 70 рублей за доллар. Но, думаю, рынки, в том числе и российские, отыграют это соскальзывание во второй половине года. Так что пока оснований для повторения событий прошлых осени – зимы не просматривается, катастрофического обвала не случится. Естественно, главным фактором после отыгрывания решения ФРС останутся мировые цены на нефть. По прогнозам аналитиков, их среднегодовое значение приблизится к 55 долларам за баррель. В этих условиях справедливая стоимость рубля должна находиться в интервале от 58 до 63 рублей за доллар.

Я думаю, что ЦБ не откажется от свободного плавания рубля, потому что это составляющая часть таргетирования инфляции. В противном случае надо забыть о цели 4% инфляции на 2017 год.

При принятии решения об уровне ключевой ставки регулятор будет, как и прежде, исходить из баланса рисков усиления инфляции и охлаждения экономики, а не курса рубля.

«В ближайшей перспективе, если говорить о паре месяцев, обвал рубля маловероятен»

Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании «ФБК»:

– В ближайшей перспективе, если говорить о паре месяцев, в процентном выражении обвал рубля маловероятен на том уровне, как это случилось в декабре. Однако в этом году национальная валюта снижаться будет, особенно в осенние месяцы, и достигнет значений 75–80 рублей за доллар. Но это не значит, что мы вообще застрахованы от непредвиденных ситуаций. Во многом рубль будет зависеть от состояния макроэкономики и цен на нефть и от того, какое решение пример ФРС по поводу ставок.

Центробанку совсем невыгодно отказываться от свободного плавания рубля, однако такая вероятность есть. Что касается ключевой ставки, то последнее ее снижение на 0,5 процентного пункта означает, что у Центробанка закончился потенциал снижения. А вот повышения можно ожидать, однако не такого резкого, как в декабре 2014 года.

«Вероятность резкого обвала рубля есть»

Алексей Девятов, главный экономист ИК «Уралсиб Кэпитал»:

– Вероятность резкого обвала рубля есть. Прежде всего, это зависит от цен на нефть. Если нефть подешевеет до 40 долларов за баррель, то курс доллара вырастет до 72–75 рублей. Такое резкое снижение курса может спровоцировать спекулятивные атаки на рубль. В этом случае ЦБ придется вмешаться. Если ЦБ решит не вмешиваться, наступит паника, и рубль упадет еще ниже.

Я не думаю, что ЦБ откажется от плавающего курса рубля. Поддерживать фиксированный курс в условиях неблагоприятной внешней конъюнктуры невозможно. Банк России может только временно поддержать курс, чтобы успокоить рынки.

В крайнем случае ЦБ может пойти на увеличение ключевой ставки, но я думаю, что прежде всего регулятор сосредоточится на использовании операций по предоставлению/абсорбированию рублевой и валютной ликвидности с целью поддержки рубля. ЦБ, конечно, смотрит в первую очередь на инфляционные риски, но ему приходится присматривать и за рублем. Поскольку слишком слабый рубль ведет к ускорению инфляции.

«Свободный курс больше помогает балансированию экономики, чем вредит»

Андрей Дьяченко, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал»:

– Так как курс у нас теперь свободно образуется на рынке, исключать движения рубля, как в декабре 2014 года, нельзя. Возможно ли такое движение именно в ближайшее время? Возможно. Но маловероятно. Для такого движения необходимы неожиданные для рынка факторы. Если такие факторы найдутся и стоимость барреля нефти опустится, допустим, до 40 долларов, то курс вполне может оказаться в районе 75–80 рублей за доллар.

Отказ ЦБ от свободного курсообразования исчезающе маловероятен. Свободный курс больше помогает балансированию экономики, чем вредит. Даже более того – девальвация национальной валюты остается одним из рабочих инструментов управления экономикой.

Если на рынке случится обвальная девальвация курса рубля, которая, по мнению регулятора, будет угрожать стабильности финансовой системы, то ЦБ с высокой вероятностью использует имеющиеся инструменты защиты, в том числе резкое и значительное повышение ставки. Я думаю, что курс рубля сейчас интересует ЦБ больше «по старой памяти», чем в рамках действующей денежно-кредитной политики.

«Снижение цен на нефть, безусловно, будет автоматически проецироваться на курс рубля»

Валерий Вайсберг, руководитель аналитического департамента ИК «Регион»:

– Возникновение паники, подобной прошлогодней, в настоящее время является маловероятным сценарием. Снижение цен на нефть, безусловно, будет автоматически проецироваться на курс рубля. Поэтому, исходя из слабости сырьевого рынка, дальнейшая девальвация не исключена. Если цена на нефть опустится до уровня 40, обесценение рубля составит не менее 25–30% от текущего уровня.

С учетом того, что цены на нефть в ближайшие годы, вероятнее всего, будут оставаться низкими, отказ от свободного курсообразования мне представляется нецелесообразным. Банк России обосновывал плавающий курс как наиболее эффективный механизм сглаживания внешних шоков и подавления инфляции. Я полагаю, что эта точка зрения регулятора не изменилась.

Резкое повышение ставки в прошлом декабре было призвано остановить возникшую панику. Если рыночный механизм продолжит эффективно работать на фоне продолжения девальвации рубля, регулятор сначала, скорее всего, предпочтет приостановить смягчение денежно-кредитной политики. Потребительский и инвестиционный спрос сейчас уже достаточно сильно подавлен. При дальнейшем ухудшении внешних условий сжатие продолжится и станет достаточно эффективным буфером для роста цен.

Начать дискуссию