По данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», 33% россиян считают ситуацию в российской экономике плохой, 54% населения оценивают ее как удовлетворительную, и только семью процентами жителей РФ текущее положение дел расценивается как хорошее. С простыми гражданами согласны представители финансовой отрасли, которые давно говорят о том, что ни восстановление цен на нефть, ни укрепление национальной валюты уже не помогут экономике России: в стране назрела необходимость в глубоких институциональных реформах. NBJ провел опрос среди экспертов рынка для того, чтобы узнать, насколько остра в настоящее время потребность в переменах, и какие именно преобразования поднимут экономику государства на высокий уровень.
Банк «Нальчик»
Борис ЭНДРЕЕВ, председатель правления
Конечно, если объем добычи и продажи нефти будет расти, это все равно даст положительный результат для экономики в целом. Государство будет иметь возможность выполнять свои социальные обязательства, которые оно взяло на себя. Выполнение обязательств приведет к вливанию денег в экономику страны, оно послужит определенным толчком к развитию.
Кроме этого, сегодня необходимо закрепить на законодательном уровне все инициативы о поддержке малого бизнеса. Президент, председатель правительства, все мы говорим о необходимости оказания поддержки малому бизнесу. Однако на практике для этого делается явно недостаточно, и в результате непосредственно до малого бизнеса поддержка доходит очень поздно и в мизерном количестве.
Сегодня и малому бизнесу, и малым банкам нужна не столько материальная, сколько законодательная поддержка, необходимо, чтобы их не «душили». Там, где ходят деньги, законы принимаются так, чтобы региональные банки не имели к ним доступа. Деньги Пенсионного фонда, оборонной промышленности предназначаются только крупным банкам. Возьмем монопольные отрасли народного хозяйства, например, нефтегазовую отрасль. Предприятия, работающие в ней, должны хранить свои деньги только в крупных банках и банках с госучастием. Еще одно подтверждение моих выводов – предоставление банковских гарантий. По 44-ФЗ их могут выдавать только те банки, капитал которых превышает 1 млрд рублей. Все денежные операции отданы на откуп крупным государственным банкам. Это самая страшная беда.
Сегодня нужно поддерживать людей не деньгами, а свободой, – и они смогут почувствовать, что завтра не потеряют деньги, вложенные сегодня.
На мой взгляд, необходимо, чтобы принятые законы не действовали три-четыре месяца, а потом менялись и ужесточались – такова, к сожалению, наша обычная практика. Наоборот, нужно дать послабления и сделать так, чтобы принятые законы работали минимум 4-5 лет. Тогда мы будем знать, куда идти.
Университет Синергия
Андрей КОПТЕЛОВ, директор центра экономических исследований
Основная проблема российской экономики – в полном подавлении бизнес-инициативы на уровне населения. Система власти часто относится к бизнесу с точки зрения необходимости увеличения налоговых и неналоговых платежей. Административные барьеры только возрастают, карательный аппарат силовых органов четко следит за бизнесом. В подобной ситуации начинать собственное дело решаются единицы. В результате для большинства населения намного проще работать по найму в крупной государственной структуре, чем развивать собственный бизнес.
Для изменения ситуации необходима коренная трансформация существующего отношения к бизнесу в России, освобождение малых предприятий от большинства налогов на период становления. Нужно дать возможность начать свой бизнес и помочь защитить его как от недружественного воздействия, которое происходит со всех сторон, так и от экономических трудностей. Именно тогда появится «поросль» новых предприятий, которые будут держать экономику России на плаву лет через 10-15, когда закончатся нефть и газ.
Банк «Оранжевый»
Дмитрий РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, к.э.н., начальник аналитического отдела
Известный английский анекдот гласит: «если траву регулярно поливать и подстригать каждое утро, то через каких-нибудь 100 лет у нас будет прекрасный газон».
Точнее про реформы в России и не скажешь!
Менять надо слишком многое, и «честный догоняющий путь» займет десятки лет. Сингапуру для создания своего города будущего потребовалось 40 лет, послевоенной Японии для огромного рывка хватило 35 лет, китайскому экономическому чуду исполнилось в 2015 году полных 37 лет.
Что делать? Проще сказать, чего делать не нужно. Нельзя делать все быстро. Нельзя повторять страшную историю советской быстрой индустриализации и китайского «большого скачка». Вся тяжесть и все издержки реформ должны быть распределены между поколениями, иначе десятки миллионов людей снова понесут невыносимое бремя таких реформ.
И не нужно искать свой путь. Обычно это плохо заканчивается, как показывает история той же Японии и Китая. Нужно скопировать успешный опыт стран, уже прошедших долгосрочный путь модернизации и реформ, и создать схожую модель. Переживать не стоит: мы мало отличаемся от всех народов нашей прекрасной планеты. Анализируя успешные мировые кейсы проведения реформ в других странах, можно выявить некоторые общие для всех черты.
Необходимым условием для успеха всегда являлось наличие в реформируемой стране национально-ориентированной элиты, имеющей внутренний консенсус по программе реформ, а также запрос и готовность общества к реформам. Если эти условия выполнены, то это как минимум 50% успеха.
Какой общий перечень действий можно выявить у большинства удачных проектов реформирования стран?
Первым делом – институциональные реформы, реформы госаппарата, судебной и правоохранительной систем. Цель – максимально уменьшить влияние государства на экономику. Для этого в разы сокращают количество чиновников, резко поднимают зарплату оставшимся, создают четкие правила игры, вводят драконовские меры против коррупции, налоговое и тарифное стимулирование малого бизнеса (в особенности инновационного).
Далее – определение точек роста экономики, где возможности страны максимально велики, и конкуренция была бы как можно менее чувствительна. В идеале – создание новых рынков и новой продукции. Самым ценным в сегодняшнем мире являются новые технологии.
И это настолько важно, что кое-кто из мировых лидеров не гнушается «негласно и не совсем законно» заимствовать чужие разработки за рубежом.
Вложение в человеческий капитал – это самое сложное. Сингапур потратил десятки лет, выращивая в своих образовательных инкубаторах поколение технических и управленческих гениев, которые сейчас управляют страной и крупнейшими корпорациями.
НИУ ВШЭ
Валерий МИРОНОВ, заместитель директора института «Центр развития»
Необходимо улучшение условий для развития бизнеса с точки зрения текущего регулирования (дальнейшее продвижение в рейтинге Doing Business), защиты бизнеса от нечестной конкуренции, рейдерских захватов. Также необходимо развитие финансового рынка в части законодательства (введение эскроу-счетов и других инструментов, доступных пока только в офшорах).
Нужна перестройка макроэкономической политики в направлении борьбы с инфляцией (таргетирование инфляции), снижение которой повысит доступность кредита. Однако при переходе к таргетированию инфляции нужно учитывать, какую именно инфляцию таргетировать. При этом таргетирование индекса потребительских цен (ИПЦ) будет проциклично, что связано с особенностями сырьевой экономики. Процикличность означает, что, например, при падении нефтяных цен и курса рубля потребительская инфляция неизбежно вырастает (в силу высокой – из-за голландской болезни – доли импортных товаров в потребительской корзине). Это заставляет Центральный банк ужесточать денежно-кредитную политику, то есть поднимать процентные ставки, именно в тот момент, когда снижение цен на экспортируемое сырье оказывает негативное воздействие на реальный сектор экономики. Получается двойной шок, от которого зачастую трудно оправиться. Что из этого следует? Возможны два варианта ответа.
Либо надо думать о перестройке самого процесса таргетирования инфляции, либо оставить борьбу с инфляцией Банку России, а на поддержку промышленности мобилизовать Минфин, например, увязав повышение процентной ставки с включением автоматических стабилизаторов в форме снижения налогов или роста госрасходов.
Говоря о первой возможности, следует вести поиск иных ценовых агрегатов для таргетирования. Таким таргетом может стать, например, индекс цен производителей (ИПЦ), что, правда, требует более оперативного и частого сбора информации о ценах в промышленности (не раз в месяц, а раз в неделю), то есть перестройки деятельности Росстата. Как альтернативу ИПЦ в качестве ценового таргета можно рассматривать и искусственно сконструированный ценовой индикатор.
РАНХиГС
Василий ЯКИМКИН, к.ф.-м.н., доцент факультета «Финансы и банковское дело», аналитик FIBO Group
Я не согласен с тем, что ни нефть, ни рубль не влияют на экономику РФ – влияют, и еще как, ведь на переправе лошадей не меняют. Но, несмотря на то, что высокая нефть поднимет нашу экономику и ВВП, проблемы все-таки останутся.
Страна находится в ловушке среднего дохода, и хотя декабрьские события прошлого года вытолкнули из нее немалую часть людей, значительная доля населения все еще остается в ловушке. Это необходимо преодолевать.
Во-вторых, необходимо поднимать производительность труда, для этого нужны технологии. Технологии находятся на Западе, а там санкции. Года через три, когда их снимут, мы начнем оживать.
Кредитные линии на Западе перекрыты, на Востоке мы их открыть не можем – у китайских и корейских банкиров другой менталитет. К этому нужно приспосабливаться.
Но в целом сырья у нас достаточно, в этом плане наша страна – одна из самых богатых, так что не стоит унывать. При текущих условиях и вертикали власти все должно быть хорошо, но тем не менее реформировать экономику нужно. В первую очередь, следует обращать внимание на малый бизнес, а не только на развитие гигантских госкорпораций с прицелом на то, чтобы жить за счет налогов, которые они уплачивают. Когда бизнес освободится, а налоги будут оптимизированы, все наладится.
Ассоциация российских банков
Павел МЕДВЕДЕВ, финансовый омбудсмен России, советник президента АРБ
Я не согласен с тем, что увеличение цен на нефть нам не поможет. Поможет. Правда, скорее всего, ненадолго, если только они не будут повышаться вечно. Мы уже наблюдали эффект: когда цена на нефть растет – наша экономика чувствует себя хорошо, когда становится неизменной, даже оставаясь на высоком уровне, – экономика начинает чувствовать себя плохо. Поскольку постоянный рост цен на энергоносители – это утопия, стране нужны реформы. Причем не только в экономической сфере.
Путин неоднократно говорил о том, что нам нужно поставить на ноги правоохранительную систему в самом широком смысле: полицию, прокуратуру, суд и т.д. Я с этим полностью согласен. В значительной степени от ее эффективного функционирования зависит инвестиционный климат.
Кроме того, нам необходимо «подружиться» со всем миром. Альтернатива – это полный тупик даже при хороших внутренних условиях для инвестиций. Если иностранные капиталовложения к нам не пойдут, мы не получим технологий и оборудования, наша мечта об импортозамещении будет такой же несбыточной, как планы построения коммунизма. Как известно, из-за того, что мы не получили оборудование, на которое рассчитывали, объемы производства нефти в этом году снизятся. То есть мы не только не сможем наладить производство товаров взамен тем, которые теперь покупаем за границей, но даже не сможем поддержать объем производства нашей традиционной.
Конкретный план реформирования экономики в короткой заметке изложить невозможно, но хорошая правоохранительная система сама будет порождать разумные экономические изменения: умерит аппетиты коррупционеров, распугает рейдеров, приструнит бюрократов.
Институт МИРБИС
Владимир УКОЛОВ, профессор
Сегодняшняя специфика экономических преобразований на институциональном уровне состоит в том, что в процессы реформирования не включено общество. Государство старается решить его социальные проблемы:
создать рабочие места, хорошие условия жизнедеятель-ности, но в ответ реакция общества во многом сводится не к конструктивной деятельности, а к справедливой критике проводимых властью преобразований. Из центра реформы провести трудно, требуется инициатива и созидательная работа снизу. Необходимо включить народ в процессы реформирования, чтобы в нем пробудилось хозяйственное начало на конкретной территории мест-ного значения, сделать людей участниками процессов конструктивных преобразований.
Важным стимулом здесь является соблюдение баланса интересов народа, проживающего в регионах, с федеральными и региональными органами власти.
Сейчас, к сожалению, получается так, что власть принимает хорошие решения о налоговых каникулах для малого и среднего бизнеса. В результате местные предприниматели получают импульс к развитию, но крупный бизнес, приходящий из столичных регионов, подавляет своим капиталом всякую местную бизнес-инициативу, завоевывая новые рынки. Или другой пример несогласованных действий различных уровней власти: федеральный центр освобождает бизнес от налогового бремени, а региональные чиновники устанавливают местные сборы, нейтрализующие федеральное решение и выталкивающие малый бизнес из процессов реформирования.
Необходимо возродить хозяйственную культуру, имеющую важнейшее значение для такой ресурсной страны, как Россия. Это важно для сохранения и эффективного использования природных, энергетических ресурсов. Сейчас люди уверены, что ресурсов много, и их хватит надолго, можно не экономить, они могут быть даже бесплатными, или все затраты на их производство и использование все равно оплатит государство. В итоге, например, долг Московской области за энергоресурсы составляет 13 млрд рублей, при этом большая часть задолженности приходится на долги за газ – 9,6 млрд рублей, 3 млрд рублей за электроэнергию. С каждым годом задолженность возрастает, несмотря на наличие долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Московской области, а также на позитивные усилия региональных органов власти и управления.
Положение дел в масштабе государства может быть улучшено на основе формирования хозяйственной культуры, соответствующего менталитета и правильных психологических установок.
Форт капитал
Евгений ПУГАЧЕВ, директор
С тем, что в стране назрела необходимость реформ, пол-ностью согласен.
Требуется несколько шагов для того, чтобы эконо-мика «задышала»: должен измениться подход к законо-дательству, вместо запрещающих законов должны появиться законы, стимулирующие правильное экономическое поведение.
Наши расстояния невозможно освоить с помощью частного капитала, государство должно вкладываться в инфраструктуру. Главное направление – дороги. Второе – аэропорты. Это ненормально, когда из Омска в Красноярск самый короткий авиаперелет лежит через Москву, а самая короткая дорога по маршруту Барнаул – Нижневартовск составляет 2400 км.
Наше технологическое отставание стало критичным. Необходим ввоз технологий. Экспортные пошлины на технологии и оборудование необходимо обнулить.
Россия – страна огромных расстояний и неосвоенных территорий. Необходимо снизить до минимума налоги на производство в Сибири и на Дальнем Востоке, возместить недоимку по налогам за счет перевозчиков, т.к. основные потребители продукции находятся в европейской части России. Во времена Столыпина эта задача была решена блестяще.
Внедрение новых технологий невозможно без квалифицированного персонала. Система профессионального технического образования должна быть отстроена заново. Действовавший ранее принцип «один завод – одно профтехучилище» сегодня не применим, т.к. современные технологии не предполагают большого количества однотипных работ. На рынке труда наблюдается недостаток
рабочих высоких квалификаций, по сути это полевые инженеры. Сегодня их не выпускает никто.
Программа импортозамещения должна быть заменена на программу экспортной экспансии. Все, что производится в стране, должно конкурировать на открытом мировом рынке, только так мы сможем получить достойное качество. Пример – Южная Корея, которая за несколько десятилетий вышла в число мировых лидеров в высокотехнологичных отраслях.
Мы должны перестать ждать чудес от нашей экономики. Требуется внятная промышленная программа на ближайшие 20-25 лет.
Финансовый университет при Правительстве РФ
Игорь ВАРЬЯШ,профессор кафедры «Макроэкономика и макроэкономическое регулирование»
В современную эпоху важно сконцентрироваться на создании, поддержании, развитии институтов экономического уклада, основывающегося на интеллектуальном производстве.
Первое – для становления интеллектуального производства нужно возродить институт изобретательства и рационализации, признавать в балансе произведенные нематериальные активы.
Второе – нужно ускорить формирование финансовой инфраструктуры наших экономических союзов. Необходимо расширить финансовый рынок, полномочия наших международных организаций, создать при них международные финансовые площадки. Нужно срочно развивать институт международного финансирования, это доказывает пример Шанхайской биржи, да и нашей, когда нас отлучили от всех международных кредитов.
Третье – следует поторопиться с развитием долгосрочного прогнозирования и оценки эффективности вложений в институты развития. Нам нужно уйти от бюджетного финансирования, а также в целом от финансирования институтов развития по остаточному принципу. Эти вложения дают отдачу в долгосрочном периоде, и не нужно их оценивать сегодняшним днем. Некоторые коллеги сравнивают годовой инвестиционный доход и тот, который получают в году от инфраструктурных проектов, и у них не сводятся концы с концами, потому что они несопоставимы.
Четвертое – естественные монополии должны быть реформированы путем использования государственно-частного партнерства в управлении этим процессом. В современном мире, когда востребована мобилизационная экономика, это сделать весьма трудно, но начинать когда-то все равно нужно.
Пятое – институт реструктуризации задолженности очень важно развернуть лицом к населению, тогда, заключив с гражданским обществом соответствующий социальный договор, можно прибегнуть к масштабным внутренним заимствованиям. Гарантами возврата средств могут стать новоиспеченные финансовые международные структуры – ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Вслед за вложениями граждан России потянутся и иностранные инвесторы.
Шестое – очень важно развивать институт социаль-ного рестайлинга – приспособления условий труда в общественном производстве к способностям различных групп населения, старших поколений, людей с ограниченными возможностями, незанятых подростков и молодежи, временно безработных.
Седьмое – в представительной демократии необходимо ввести институт выборов исключительно той категории граждан, которые трудятся в постоянной связи с избирателями в сфере непосредственной демократии (в любой области общественной работы). Срок нахождения на должностях в самом массовом звене непосредственной демократии должен в 1,5-2 раза пре-вышать срок нахождения в должности в сфере представительной демократии. Тогда неустойчивая пирамида власти трансформируется в максимально широкую об-щественную поддержку власти.
Росбанк
Юрий ТУЛИНОВ, начальник управления исследований и аналитики
Необходимость структурных реформ в российской эконо-мике назрела давно. Самый простой индикатор – темпы экономического роста в стране плавно снижались с 4,5% в 2010 году до 1,3% в 2013 году даже в условиях в целом стабильного курса рубля и высоких цен на нефть.
Касательно реформ: хороший способ – начать со снижения налоговой и бюрократической нагрузки на бизнес, с повышения доверия экономических агентов к судебной системе, со стимулирования стратегически приоритетных секторов экономики через льготные условия кредитования и налогообложения.
Начать дискуссию