Банки

В 2014 году в антимонопольные органы поступило 22 603 заявления

Несмотря на ужесточение рекламного законодательства, количество антимонопольных дел в этой сфере продолжает расти.

Наибольшее число нарушений в 2014 году связано с распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента — 47,17% всех выявленных нарушений. Этот показатель существенно вырос по сравнению с 2013 годом, когда он составлял всего 13,15%.

В число нарушителей, уличенных ФАС в несогласованной рассылке СМС-рекламы, в первую очередь попали крупнейшие операторы связи, но не отстают и банки. КБ «Восточный» рассылал сообщения о снижении ставок по кредитам, Сбербанк настойчиво информировал абонентов без их разрешения о своих услугах, а СМС-реклама дебетовых карт банка «Хоум Кредит» продолжала приходить бывшему клиенту, даже когда он письменно от нее отказался.

Как отмечают в ФАС, по-прежнему довольно велико количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг — 11,16% от всех нарушений. В 2014 году в сферу регулирования соответствующей статьи 28 закона «О рекламе» была также добавлена реклама займов. В частности, нарушением теперь считается, если такая реклама не содержит хотя бы одного условия, влияющего на формирование полной стоимости кредита.

Среди примеров подобных нарушений можно привести телерекламу хабаровской фирмы, предлагавшей остеклить балкон «по честной цене всего от 1700 рублей в месяц», получив ссуду в банке «Хоум Кредит». Однако поскольку в рекламе было озвучено лишь одно условие его предоставления — сумма ежемесячной выплаты, УФАС оштрафовало компанию на 100 тыс. рублей. Санкт-Петербургское управление ФАС России возбудило дело на издателя газеты, распространившего рекламу зарубежной компании, в которой предлагалась ставка в 2,8% по кредиту, выдаваемому безымянным банком-партнером.

Кроме того, в 2014 году лицам, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, было вообще запрещено каким-либо образом продвигать свои услуги. Так, антимонопольное ведомство обязало корпорацию «Проф-Медиа» выплатить 100 тыс. рублей за рекламу в эфире радиостанций «Юмор ФМ» и «Авторадио» с фразами: «С МММ все только начинается. 100 % в месяц. И куплю жене сапоги». При этом в рекламе отсутствовало наименование лица, оказывающего финансовую услугу.

Практически не изменилась доля рекламы, вводящей потребителя в заблуждение, в 2014 году она равнялась 6,13% всех нарушений. Количество недостоверной рекламы составило 6,28% всех нарушений. Объем недобросовестной рекламы в 2014 году был равен 1,09% всех нарушений, а число случаев неэтичной рекламы — 1,25%.

Всего в 2014 году было возбуждено 5796 дел об административных правонарушениях, что на 1000 больше, чем в 2013 году (4738 дел). По результатам рассмотрения административных дел было вынесено 3562 постановления о наложении штрафа на общую сумму в 152 млн рублей.

Начать дискуссию