Факторинг

Факторинг: что это такое, сколько стоит, зачем и кому он нужен

Факторинг — это выгодная форма финансирования, позволяющая фирме сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение платежей, гарантирующая погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов.

Факторинг — это выкуп платежных требований у поставщика товаров (услуг). Внедрение факторинга в хозяйственный обиход связано с появлением «второго дыхания» у старого, как мир, коммерческого кредита, при котором продавец предоставляет покупателю отсрочку платежа.

Коммерческий кредит в известной мере заменяет традиционный банковский кредит, поскольку одни предприятия при реализации товаров выступают в качестве непосредственных кредиторов, а другие — в качестве заемщиков. Практика показала, что кредиторы из числа промышленных предприятий имеют, как правило, хорошее финансовое положение и более легкий доступ к банковским ресурсам.

Получая банковские ссуды, такие предприятия, в свою очередь, предоставляют отсрочку платежа предприятиям-покупателям и … тут-то и встает со всей неизбежностью вопрос о риске, являющемся неотъемлемой частью любой кредитной операции.

Этот риск бывает связан не только с отсрочкой платежа, но и с неоплатой товара вообще. Поэтому в странах развитой рыночной экономики столь серьезное внимание уделяется соблюдению сроков платежей. Деятельность факторинговых компаний и факторинговых отделов банков как раз и призвана решать проблемы рисков и сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.

Что же представляют собой факторинговые операции? Какие в них участвуют персонажи?

Слово «factor» в переводе с английского означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг можно определить как деятельность специализированного учреждения (факторинговой компании или факторингового отдела банка) по взысканию денежных средств с должников своего клиента (промышленной или торговой компании) и управлению его долговыми требованиями.

Факторинговые компании, кроме собственно факторинга, оказывают обычно еще и ряд сервисных услуг, таких как постановка бухгалтерского учета для предприятий-клиентов, ведение дебиторской бухгалтерии, аудит, подготовка разнообразной статистики (обзоров, сводок и т. п.)

Факторинговые компании чаще всего представляют собой дочерние фирмы при крупных банках. Это связано с тем, что факторинговые операции требуют привлечения крупных денежных средств, которыми сами факторинговые компании изначально не обладают, а получают их от «родительского банка» на условиях льготного кредитования. Собственные средства факторинговых компаний обычно составляют не более 30% всех их ресурсов.

Итак, в факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • факторинговая компания (или факторинговый отдел банка) — специализированное учреждение, покупающее счета-фактуры у своих клиентов;
  • клиент (поставщик товара, кредитор) — промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
  • предприятие (заемщик) — фирма-покупатель товара.


Факторинговые услуги предоставляются «без финансирования» или «с финансированием».

В первом случае клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от последней сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.

Bo-втором случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа за товар. При этом факторинговая компания по сути дела предоставляет кредит своему клиенту, т. е. осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров. Другими словами, факторинговая компания возмещает клиенту большую часть суммы, указанной в счете-фактуре. Оставшаяся сумма обязательства возмещается продавцу в момент наступления срока платежа за товар.

Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа.

Получив заявку предприятия, факторинговая компания внимательно изучает экономическое и финансовое положение потенциального клиента, сферу его деятельности, вид реализуемой продукции, конъюнктуру рынка. Анализу подвергаются также балансы предприятия за последние годы и отчеты о финансовых результатах.

Особое внимание обращают на число покупателей и на характер деловых связей предприятия, могущих носить постоянный или случайный характер.

Такой анализ длится обычно одну-две недели. Затем компания либо дает свое согласие, либо отказывается от обслуживания данного клиента.

Если предприятие стало клиентом факторинговой компании, сотрудничество между ними осуществляется следующим образом. Клиент направляет факторинговой компании все счета-фактуры, выставленные на покупателей.

По каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (аналогично акцепту платежных требований). Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя при этом платежеспособность покупателей. На это дается срок от 24 часов до 2-3 дней.

Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, поскольку досрочное предоставление Денежных средств клиенту равносильно выдаче ему кредита. Наиболее важной услугой здесь является гарантия платежа клиенту.

Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и Международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры даже в случае неплатежеспособности должников.


В мировой практике стоимость факторинговых услуг складывается из двух элементов:

1) комиссии и 2) процентов, взимаемых при досрочной оплате представленных документов.

Комиссия устанавливается в процентах от суммы счета-фактуры (обычно на уровне 1,5-2,5%). Соответственно, с увеличением объема сделки растет и сумма комиссии.

Процентная ставка за кредит в виде досрочной оплаты, как правило, на 1-2% выше ставок денежного рынка (рынка краткосрочных кредитов).

В коммерческих банках США — родины факторинга — эти операции рассматриваются не просто как одна из форм кредитования: банк покупает у своего клиента дебиторские счета (чаще всего без права обратного требования с него) и, помимо предоставления денежных средств, оказывает ряд услуг, пока счета не будут окончательно погашены. В число этих услуг входит изучение кредитоспособности, ведение конторских книг, инкассация и принятие на себя риска.

Банк оценивает кредитоспособность сегодняшних и потенциальных должников клиента и заранее устанавливает предельный размер аванса поставщику по его платежным требованиям в порядке предварительной оплаты. Дебиторы получают указание осуществлять платежи непосредственно банку (в который поступают копии счетов-фактур), а проценты за кредит и комиссионные удерживаются с поставщика.

Обычно банк оплачивает единовременно 80—90% от стоимости счета-фактуры. Резервные 10-20% необходимы на случай возврата или недопоставки товаров, либо иной критической ситуации. В конце каждого месяца банк подсчитывает причитающиеся ему комиссионные и проценты, а также выявляет остаток неинкассированных фактур, на который выписывается счет и передается клиенту.

Американские банки, покупающие право на взыскание долга, получают вознаграждение в виде комиссионных за услуги плюс ссудный процент с ежедневного остатка выплаченного клиенту аванса против неинкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные зависят от торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой конторской работы.

На степень риска, принимаемого на себя банками, оказывает влияние платежеспособность должников клиента, тогда как объем конторской работы связан, при данном торговом обороте, в основном со средней величиной фактурных сумм. И если, например, ставка комиссионного вознаграждения составляет 1,5%, а период оборачиваемости дебиторских счетов 30 суток, то комиссионные достигают 18% годовых от величины задолженности (1,5% х 12 мес. = 18%).

Сегодня факторинг завоевывает все более прочные позиции и на нашем денежном рынке. Первые прецеденты создал в 1988 году Промстройбанк СССР, а уже с 1989 г. эти операции стали осуществлять и другие коммерческие банки.

Возможность инкассирования дебиторской задолженности, т. е. получения денег по неоплаченным требованиям и счетам-фактурам, особенно привлекательна для мелких и средних предприятий, ибо именно у них проблема временного недостатка ликвидных средств и недополучения прибыли из-за неплатежеспособности должников стоит наиболее остро. Полезность факторинга для предприятий в первичный период их создания и начала производственной деятельности трудно переоценить.

Вместе с тем, тормозящим моментом является почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций, нехватка справочной и научной литературы.

Первостепенное значение для заключения факторингового соглашения имеет анализ бухгалтерских отчетов и балансов, финансовых показателей деятельности предприятия-поставщика с целью выяснения его кредитоспособности. Анализируется также номенклатура, качество, конкурентоспособность поставляемой продукции, количество рекламаций и случаев возврата товара. Банк изучает и платежеспособность должников предприятия.

Всю аналитическую работу банк проводит либо самостоятельно, либо заключая на нее договор с аудиторской или посредническо-консультационной организацией. Далее банк определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставка товара или оказание услуг может производиться без риска неполучения платежа. В договоре на осуществление факторинговых операций должен быть оговорен способ расчета предельной суммы и очерчены обстоятельства, при наступлении которых факторинговый отдел обязан осуществлять платеж в пользу поставщика.

В мировой практике обычно используются три метода установления предельных сумм:

Определение общего лимита. Каждому плательщику устанавливается периодически возобновляемый лимит, в пределах которого факторинговый отдел автоматически оплачивает переуступаемые ему платежные требования.

  1. Если сумма задолженности плательщика перед поставщиком превысит сумму лимита, то, согласно положению факторингового договора, в случае неплатежеспособности плательщика все платежи в счет погашения долга покупателя перед поставщиком должны в первую очередь поступать факторинговому отделу до тех пор, пока он не компенсирует себе сумму платежей, ранее осуществленных в пользу поставщика, и только затем деньги начинают поступать на счет самого поставщика.
  2. Определение ежемесячных лимитов отгрузок. В данном случае устанавливается сумма, на которую в течение месяца может быть произведена отгрузка товаров одному плательщику. Если поставщик не превышает лимита, он застрахован от риска появления сомнительных долгов. Иногда лимит устанавливается не по месяцам, а по неделям.
  3. Страхование по отдельным сделкам. Этот метод используется, когда специфика производственной или сбытовой деятельности продавца предполагает не серию регулярных поставок товаров одним и тем же покупателям, а ряд отдельных, разовых, «штучных» сделок на крупные суммы с поставкой товаров на определенную дату. Тогда предельная сумма представляет собой полную стоимость каждого заказа.

Основой осуществления факторинговых операций является договор факторинга.

Договор факторинга может быть открытым либо закрытым (конфиденциальным), когда дебиторы не ставятся в известность о наличии факторингового договора.

В договоре должно быть определено, предусматривается ли право регресса, т. е. обратной переуступки требований (возврата их поставщику).

При заключении договора с правом регресса поставщику могут быть возвращены платежные требования, переданные им факторинговому отделу, в случае, если плательщик отказался от выполнения своих обязательств. Однако договор с правом регресса в мировой практике заключается сравнительно редко — когда возможность появления спорных моментов или наступления неплатежеспособности плательщиков сведена к минимуму. Чаще же всего заключается договор без права регресса: факторинговый отдел банка полностью берет на себя риск неплатежа со стороны покупателя (плательщика).

Существует достаточно различных вариантов факторинговых договоров, и это позволяет в полной мере учитывать разнообразие потребностей конкретных поставщиков. Так, договор о полном обслуживаниизаключается обычно при длительных контактах между поставщиком и факторинговым отделом банка и предусматривает 100-процентную защиту от появления сомнительных долгов (при заключении договоров без права регресса), ведение учета и управление кредитом, обеспечение гарантированного притока денежных средств и, по желанию поставщика, предварительную оплату.

К обозначенной в договоре дате или через оговоренный срок (по истечении некоего периода с момента покупки платежного требования) факторинговый отдел обязан оплатить поставщику определенную долю суммы платежных требований. Единственной обязанностью поставщика является учет сделок с факторинговым отделом. Отдел оплачивает поставщику сумму переуступленных требований независимо от того, оплатили ли свои долги покупатели.

При наличии права регресса факторинговый отдел может вернуть поставщику платежные требования на любую сумму, не оплаченную в течение определенного срока. Если поставщик отказывается принимать эти требования и предлагает факторинговому отделу продолжать обычную процедуру инкассирования, либо просит предпринять законные действия для возмещения долга (в этом случае все расходы по передаче дел в арбитраж несет поставщик), факторинговый отдел взимает плату за так называемый рефакторинг, аналогичную по экономическому содержанию плате за факторинг.

Необходимо подчеркнуть, что гарантированный и своевременный приток денежных средств поставщику может обеспечиваться лишь при условии заключения договора без права регресса.

Полное финансовое обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговому отделу долги всех своих плательщиков, что, с одной стороны, устраняет возможность переуступки факторинговому отделу банка только тех платежных требований, при инкассировании которых имеются определенные сложности, а с другой стороны — унифицирует учет поставщика.

Факторинговые договора могут заключаться также с сочетанием тех или иных элементов полного обслуживания.

Многие мелкие и средние предприятия испытывают острую нехватку денежных средств. С целью получения дополнительных средств в таких случаях может заключаться договор о предварительной оплате. Основным его преимуществом является автоматическое увеличение объема кредитования поставщика со стороны факторингового отдела в зависимости от роста оборота клиента.

Предварительная оплата предполагает, что факторинговый отдел незамедлительно оплачивает поставщику всю или, часть (обычно около 80%) суммы акцептованных плательщиком платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Уплата остальной части стоимости поставок (выполненных услуг) за вычетом комиссионного вознаграждения осуществляется отдельным платежным поручением после поступления средств от плательщика или на обусловленную в договоре дату. Плательщиком должны быть перечислены в пользу отдела суммы долга и пени за просрочку платежа.

Выплата полной суммы долга в момент заключения факторинговой сделки допускается лишь в исключительном случае. При этом комиссионное вознаграждение отделу за совершение факторинговых операций поставщик перечисляет платежным поручением в сроки, обусловленные в факторинговом договоре.

Существует ряд причин, по которым факторинговому отделу невыгодно предварительно оплачивать полную стоимость долговых обязательств. Прежде всего, возможно возникновение спорных моментов и ошибок в счетах. Если поставщик прекращает свою деятельность, или по какой-либо причине нарушает условия факторингового договора, факторинговый отдел не имеет иного страхового покрытия предварительно оплаченных сумм, кроме самих платежных требований.

Таким образом, разница в 10—12% стоимости счетов-фактур необходима для того, чтобы при необходимости можно было компенсировать предварительно оплаченные суммы. Это вполне соответствует, как мы уже показали, и факторинговой практике стран развитой рыночной экономики.

В заключение дадим необходимые уточнения по цене факторинговых услуг. В стоимость факторинговых услуг включается плата за обслуживание (комиссия) и плата за предоставленные в кредит средства.

1. Плата за обслуживание взимается за освобождение от необходимости вести учет, за страхование от появления сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер этой платы может варьироваться в зависимости от масштабов производственной деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки факторинговым отделом степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей; в среднем на российском рынке комиссия установилась на уровне 0,5-3% от стоимости счетов-фактур.

Однако коммерческие банки определяют размер платы по договоренности с конкретным клиентом по каждому договору, поэтому ставка платы за обслуживание может оказаться и более высокой (5% и более). Размер платы за обслуживание может определяться не только в процентах от суммы платежных требований, но и путем установления фиксированной суммы.

2. Плата за предоставленные в кредит средства. Если производится предварительная оплата, то размер платы рассчитывается за период между выкупом платежного требования и датой инкассирования. Плата за кредит в России, как и в других странах, обычно на несколько процентных пунктов превышает ставки, применяемые банками при краткосрочном кредитовании предприятий. Это связано с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторингового отдела банка.

Итак, факторинг — это особенно выгодная для предприятии мелкого и среднего бизнеса форма финансирования, позволяющая руководству и сотрудникам сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряющая получение большей части платежей, гарантирующая полное погашение задолженности и снижающая расходы по ведению счетов.

Факторинг дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости брать дополнительные и весьма дорогостоящие кредиты в банке. все это благоприятно сказывается на финансовом положении предприятий.

Начать дискуссию

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

8

Как повысить продуктивность команды

Доход и успешность компании во многом зависит от качества работы и эффективности ее сотрудников. О том, как повысить продуктивность рабочих групп в онлайн и офлайн форматах рассказал основатель REC’s Group Артемий Кушнарев.

НДФЛ

Выплата при увольнении на пенсию не облагается НДФЛ в пределах тройной зарплаты

Компенсационные выплаты, связанные с увольнением, не облагаются НДФЛ.

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Берите в работу памятки и шпаргалки, которые помогут вам отчитаться за полугодие без штрафов. Несмотря на то, что бланки отчетов остались прежними, изменения коснулись правил расчета налогов. Причем в большинстве своем поправки выгодны для компаний и ИП. Не учтете их, переплатите в бюджет. Подробнее обо всех изменениях и шпаргалки с поправками, которые начали действовать с начала года — в статье. 

Памятки и шпаргалки для отчетной кампании за полугодие: какие изменения учесть при составлении отчетов

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

Сделали подборку важных мероприятий для бухгалтера. Читайте, записывайтесь и применяйте новые знания и навыки на практике!

Отчетность за полугодие, НДС с цессии, Форензик, коммуникации в компании и др. Обзор мероприятий с 17 по 30 июля

В одном ЕНП-уведомлении можно указать имущественный налог за все кварталы: пример от ФНС

Уведомление по ЕНП можно оформить на несколько периодов, так как оно многострочное.

Бюджет получит от иностранного бизнеса больше 77 млрд рублей

До конца года иностранные компании принесут казне 77,1 млрд рублей, тогда как Минфин изначально собирался получить только 29 млрд.

7 точек роста для вашего бизнеса: как внутренний аудит помогает находить скрытые возможности

В современном быстро меняющемся бизнес-ландшафте многие компании сталкиваются с серьезной проблемой: они не могут достичь желаемого уровня прибыльности и развития, несмотря на все усилия. В статье рассмотрим почему, несмотря на все ваши усилия, вы не получаете ожидаемого роста и эффективности и как это можно побороть с помощью внутреннего аудита?

1

Интересные материалы

АУСН

АУСН. Автоматизированная упрощенка от А до Я

Летом 2022 года появился новый спецрежим — автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН). Его запустили в экспериментальном режиме в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В чем суть эксперимента?