Банки

Банк БРИКС и МВФ – жизнь на одном поле

В мире появился еще один глобальный финансовый институт. Аналитики пока затрудняются предсказать его будущее, но они уверены в одном: мировая финансовая система после этого уже не будет прежней.

В мире появился еще один глобальный финансовый институт. Аналитики пока затрудняются предсказать его будущее, но они уверены в одном: мировая финансовая система после этого уже не будет прежней.

27 июля 2015 года можно считать днем рождения совершенно новой международной финансовой организации – Банка БРИКС. О необходимости его создания было много дискуссий на протяжении нескольких лет, детали его функционирования, пополнения уставного капитала и т.д. были темой не одних переговоров. И вот наконец у Банка БРИКС появился президент и стало известно, что уже в апреле следующего года банк предоставит первый в своей истории кредит – что символично, номинированный в юанях

Прежде всего – институт развития!

Вопрос, который сейчас интересует наблюдателей и экспертов больше всего, – что стоит за созданием Банка БРИКС. Стало ли его появление на свет – а в том, что речь уже следует вести о работоспособной структуре, никто больше не сомневается – результатом некоего системного процесса, призванного изменить мир? Или Банк БРИКС действительно будет преследовать исключительно заявленные цели – способствовать экономическому развитию входящих в него стран? 

Вице-президент банка «Интеркоммерц» Алексей Воронов отмечает интересную деталь. «Мне представляется, что в настоящий момент основной особенностью декларируемых целей Банка БРИКС является попытка быть одновременно и банком развития, и стабилизирующим институтом. Вероятно, здесь кроется потенциальный конфликт интересов. Мировая практика такова, что юридически институты развития (Группа Всемирного банка и другие) отделены от стабилизирующих институтов (МВФ): они выполняют (если отбросить декларации) принципиально разные задачи в рамках мировой валютно-финансовой системы, – рассуждает Алексей Воронов и резюмирует. – В принципе, структура мировой финансовой системы не изменится, просто появится еще один институт развития или еще один стабилизирующий институт, или они будут созданы, как говорится, в одном лице».

«С появлением Банка БРИКС стоит в первую очередь говорить о развитии отношений между регионами, к которым относятся страны-вкладчики. Речь, в частности, идет о развитии торговли в национальных валютах между странами-вкладчиками и развитии крупных региональных инфраструктурных проектов. По факту, это не антикризисный фонд, а фонд содействия развитию. Целевые масштабы нового фонда (100 млрд долларов) могут оказать хорошую помощь в перераспределении финансовых средств между участниками, но в масштабах мировой финансовой системы ресурсные возможности банка пока выглядят лишь умеренно значимыми», – отметил аналитик Росбанка Евгений Кошелев. 

Эксперты, рассуждая о причинах появления Банка БРИКС на свет и возможных сценариях развития этого института, отмечают врожденную неоднородность организации: ее учредителями стали государства с разным уровнем экономического развития, с разными юридическими системами, разным менталитетом, традициями, историей и т.д. Но одно при этом не подлежит сомнению: если экономическим стержнем МВФ являются США, то экономическим стержнем БРИКС является Китайская Народная Республика, подчеркивает заместитель директора института международных отношений, отдела гуманитарных и социальных наук Военно-морской академии в Гдыне (Польша) Грациан Цимек. «КНР стала второй экономической державой мира и одновременно примером крупнейшего скачка, основанного на принятии суверенного пути развития в условиях глобализации», – констатирует он.

Банк БРИКС как contra-МВФ?

Другой вопрос, который уже давно вызывает горячие дискуссии, заключается в следующем: следует ли ожидать противостояния или по крайней мере конкуренции между Банком БРИКС и старыми привычными институтами мирового финансового управления в лице Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка? 

Ведь уже давно известно: страны с развивающейся экономикой недовольны своими местами в МВФ и ВБ, они не могут оказывать сколько-нибудь существенного влияния на деятельность этих организаций. Так, на долю государств-членов БРИКС в МВФ приходится всего 11% голосов, в то время как только у США их 16,75%. В условиях, когда для принятия того или иного решения, по уставу Фонда, требуется 85%, США могут ветировать любое неугодное им действие или предложение. Страны БРИКС, что вполне очевидно, этого делать не могут, а все попытки что-либо изменить в этой расстановке сил оказались бесполезными. 

«Сравнение Банка БРИКС с МВФ некорректно. С МВФ можно еще сравнивать CRA (Community Reinvestment Act. – Прим. ред.), это явления одного порядка, но несопоставимые по организационной основе и функциям. Что же касается создания Банка БРИКС, то это просто одна из многих региональных инициатив по поддержанию стабильности нацвалют в случае кризиса. В этом смысле Банк – не конкурент МВФ, но структура, создающая собственный рынок», – поясняет руководитель Управления региональных проектов фонда «Русский Мир», исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС Георгий Толорая.

«Банк БРИКС и система МВФ и Всемирного банка на сегодня пока что мало сопоставимые вещи. МВФ и Всемирный банк аккумулируют несколько триллионов долларов, то есть как минимум на порядок больше, чем резервы Банка БРИКС. Создание банка – это скорее политическое заявление о необходимости реформирования международной финансовой системы. Несмотря на весомую долю участия в инвестировании МВФ и Всемирного банка, страны БРИКС практически не имеют значительного голоса при принятии решений», – считает, со своей стороны, директор департамента Казначейство РОСГОССТРАХ БАНКА Дмитрий Емелин.

«Возможно, со временем Банк БРИКС и станет конкурентом МВФ, но уйти на это могут многие годы. Собственно, со слов недавно избранного президента Банка БРИКС, данная организация будет функционировать как альтернатива Всемирному Банку. Предпосылки очевидны: доля стран БРИКС в мировом ВВП составляет около 25% и будет расти», – подчеркнул  заместитель председателя правления Азиатско-Тихоокеанского банка Михаил Павлов.

С Дмитрием Емелиным (РОСГОССТРАХ БАНК) и Михаилом Павловым (Азиатско-Тихоокеанский банк) согласен и Евгений Кошелев (Росбанк). «Нивелировать роль МВФ в данном случае достаточно сложно: институт ориентирован на антикризисную деятельность, в том числе предотвращение финансовых кризисов в странах-участниках. На данный момент доминирующими потребителями средств фонда остаются страны-аутсайдеры, которые не входят в число локомотивов мирового роста. Появление нового банка вряд ли изменит мандат МВФ, хотя может ускорить перераспределение весов участия некоторых стран в капитале фонда. В частности, роль развивающихся стран, в том числе БРИКС, может заметно вырасти в ближайшие годы на фоне роста их вклада в мировой ВВП», – полагает эксперт.

«По сути, цели и задачи, которые ставятся перед Банком БРИКС, симметричны с задачами, которые решает МВФ. Глобальный экономический и политический баланс постепенно меняется, при этом действия Международного валютного фонда не всегда отвечают интересам развивающихся стран, по этой причине и было принято решение о создании Банка БРИКС. Создаваемая кредитная организация, по сути, призвана стимулировать развитие развивающихся стран, что должно повысить позиции последних на мировом рынке, а это позволит усилить акцент глобального экономического роста в пользу БРИКС. Стоит понимать, что в момент выхода из глубокого экономического кризиса, который продолжается в течение последних семи лет, создается обновленная структура мировой экономики, формируется новый глобальный баланс сил – в этих условиях важно оказать поддержку экономикам развивающихся стран, которые должны в перспективе занять ведущие позиции», – обратил внимание главный аналитик UFS Investment Company, эксперт Алексей Козлов.

«Существенно отличаются также направления инвестирования финансовых институтов. Если программы МВФ долгосрочны и направлены на содействие проведению макроэкономических реформ, то кредиты Банка развития, как предполагается, будут относительно краткосрочными и направленными на финансирование конкретных инфраструктурных проектов», – подчеркнул эксперт Михаил Павлов (Азиатско-Тихоокеанский банк).

Специалисты не исключают и того, что постепенно состав стран-учредителей БРИКС будет меняться за счет присоединения к новому финансовому институту других государств. Но пока это достаточно долгосрочная перспектива. На сегодняшний же день более или менее очевидно одно: если Банк БРИКС не конкурент МВФ, то он точно следствие недовольства деятельностью этого института. И пример для многих стран, что создание пусть и не альтернативы, но чего-то нового – дело вполне возможное. 

Штрафы за отсутствие уведомления в Роскомнадзоре увеличатся в 100 раз

Новые правила начнут действовать с 30 мая 2025 года.

Начать дискуссию