Кредитование

Санировать нельзя банкротить

«Агония» авиакомпании «Трансаэро» как отражение ситуации с кредитованием крупного бизнеса.

Когда в начале сентября 2015 года СМИ сообщили о том, что компания «Трансаэро» сменит владельца, ничего не предвещало таких потрясений на банковском рынке. Авиаперевозчика за символическую сумму 1 рубль должен был купить «Аэрофлот». Почему по такой цене? Общий долг «Трансаэро» составляет около 250–260 млрд рублей. Из этой суммы кредиты банков — около 85 млрд рублей, долги по лизингу самолетов — 150 млрд рублей. Остальное — задолженность перед аэропортами и топливно-заправочными компаниями.

Если рассматривать структуру долга кредитным организациям, то он распределен между более чем 10 банками. Например, ВТБ авиаперевозчик должен 12,7 млрд рублей, Газпромбанку и Новикомбанку — по 8 млрд рублей, Промсвязьбанку и Московскому Кредитному Банку — по 7,5 млрд рублей, а Сбербанку и Россельхозбанку — по 6 млрд рублей.

В августе – первой половине октября 2015 года кредитные организации начали подавать иски о взыскании задолженности с авиаперевозчика, в частности 19 августа — Банк «ФК Открытие» (1,3 млрд рублей), 16 сентября — Альфа-Банк (11 млн долларов США), 13 октября — Всероссийский банк развития регионов (57 млн рублей).

О возможном банкротстве «Трансаэро» стало известно 1 октября по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев 2 октября заявил, что банкротство — единственно возможный вариант для авиакомпании. На эту новость кредиторы отреагировали по-разному. Сбербанк и Альфа-Банк официально заявили о своем намерении добиться через суд банкротства должника. ВТБ поддержал эту идею.

Общий долг «Трансаэро» составляет около 250–260 млрд рублей

А вот другие кредиторы придерживались иного мнения. Так, 8 октября 2015 года представитель пресс-службы Абсолют Банка сообщил агентству «РИА Новости»: «Существует консолидированная позиция ряда банков-кредиторов, которые договорились о создании комитета кредиторов, для того чтобы предпринимать совместные действия по предотвращению банкротства “Трансаэро”». Среди тех, кто выступал против банкротства, были Московский Индустриальный Банк, Новикомбанк, банки «Глобэкс», «ФК Открытие», Банк БФА и Международный кредитный банк.

18 октября 2015 года иск о признании авиакомпании банкротом в Арбитражный суд Санкт-Петербурга в электронном виде подали Сбербанк и Альфа-Банк. Оба заявления были приняты.

Высока вероятность того, что «Трансаэро» все же будет признан банкротом со всеми вытекающими для кредиторов последствиями. Во-первых, им придется создавать резервы по выданным авиакомпании кредитам. Во-вторых, как показывает практика, в случае банкротства должника вернуть удается значительно меньше, чем в случае его санации.

Впрочем, есть вероятность того, что ЦБ РФ каким-то образом попытается помочь кредиторам «Трансаэро». Например, позволит создавать не 100%-ный резерв суммы долга, а например, 70%-ный или что-то еще предложит. Проблема в том, что регулятор рынка не сможет компенсировать потери банков при банкротстве каждого субъекта крупного бизнеса, а государство не будет заниматься их санацией. Что и продемонстрировала история с «Трансаэро».

Начать дискуссию