Экономика России

Турецкий гамбит: пострадают ли банки от российских санкций

Президент России Владимир Путин подписал указ, предусматривающий экономические санкции в отношении Турции. По мнению аналитиков, не только политические, но и экономические отношения с Турцией стремительно ухудшаются. Портал Банки.ру выяснял, пострадает ли от санкций бизнес «дочек» турецких банков в России и российских в Турции.

Президент России Владимир Путин подписал указ, предусматривающий экономические санкции в отношении Турции. По мнению аналитиков, не только политические, но и экономические отношения с Турцией стремительно ухудшаются. Портал Банки.ру выяснял, пострадает ли от санкций бизнес «дочек» турецких банков в России и российских в Турции.

Курс на ухудшение

Указ «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» появился на официальном сайте Кремля вечером 28 ноября, накануне ожидавшейся, но так и не случившейся встречи президентов России и Турции в Париже, на полях Всемирной конференции ООН по изменению климата.

Во-первых, на территории РФ временно вводится запрет или ограничение ввоза в Россию отдельных видов товаров из Турции. Перечень таких товаров поручено определить российскому правительству. Исключение — товары, ввозимые для личного пользования.

Во-вторых, турецким организациям планируют запретить выполнять ряд работ в России. Список запрещенных сфер деятельности также будет подготовлен правительством отдельно. В-третьих, будет введен запрет на прием на работу турок на территории РФ с 1 января 2016 года. «Запрет для работодателей, заказчиков работ (услуг), не включенных в перечень, определяемый Правительством Российской Федерации, на привлечение с 1 января 2016 года для осуществления трудовой деятельности, выполнения работ (оказания услуг) работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 года», — говорится в президентском указе.

Также указ предусматривает запрет на чартерные рейсы между Россией и Турцией, а туроператорам рекомендовано прекратить продажи путевок в Турцию.

По мнению опрошенных Банки.ру экспертов, санкции будут носить исключительно экономический характер и отразятся на обеих сторонах. Дело в том, что Турция — пятый по величине торговый партнер России. По данным ФТС, за январь — сентябрь этого года доля Турции от всей российской торговли с внешним миром составила 4,6%. При этом товарооборот между двумя странами за десять месяцев 2015 года упал почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2014-го.

Как указывает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, пока санкции касаются только туристической сферы и товарооборота между двумя странами. В России широко представлены турецкий строительный бизнес, занятый в крупных инфраструктурных проектах, и, в меньшей степени, банковский.

«Понятно, что наши совместные политические и экономические отношения взяли уверенный курс на ухудшение», — говорит главный экономист компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.

Насколько существенными будут эти ухудшения и насколько затронет это российские и турецкие банки по обе стороны границы, пока непонятно. Как считает Надоршин, все зависит от того, как далеко будут готовы стороны зайти в этом противостоянии.

«Турецкие» банки в России

На сегодня в России работает несколько банков, бенефициарами или акционерами которых являются турецкие компании и частные лица. Среди них – Кредит Европа Банк, Япы Креди Банк, Гаранти Банк, Ишбанк, Зираат Банк, Прокоммерцбанк. Один из крупнейших банков Турции — DenizBank, принадлежащий Сбербанку России. В России работает Денизбанк Москва, акционерами которого выступают турецкий DenizBank AS (49% акций) и австрийский DenizBank AG (51%).

Крупнейший из банков «с турецкими корнями», представленных в России, — Кредит Европа Банк, 99,99% акций которого контролирует нидерландский Credit Europa Bank. Конечным бенефициаром голландского холдинга выступает крупный турецкий бизнесмен Хюсню Мустафа Озйегин. Головной офис банка находится в Москве, филиальная сеть состоит из более чем 70 отделений в более чем 30 населенных пунктах России. По данным сайта банка, кредитная организация обслуживает свыше 4,3 млн клиентов — физических лиц, более 1,5 тыс. корпоративных клиентов и 19 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. На 1 ноября 2015 года банк занимает 51-е место в России по размеру активов (151,5 млрд рублей).

Ишбанк находится на 169-м месте в системе по размеру нетто-активов (22,6 млрд рублей). С 2011 года 100% акций банка принадлежат Turkiye Is Bankasi Anonim Sirketi, который называл приоритетную цель в России — обслуживание в России турецких компаний — клиентов Turkiye Is Bankasi. Согласно отчетности по РСБУ, за I квартал 2015 года убыток банка составил 156,4 млн рублей.

«Дочка» турецкого DenizBank — Денизбанк Москва, подконтрольный Сбербанку России, находится на 192-м месте в системе по размеру активов (18,2 млрд рублей). Специализируется на кредитовании и обслуживании счетов коммерческих организаций, связанных с бизнесом в Турции. Розничное направление у финансового учреждения не развито. Фондируется за счет межбанковского привлечения от материнского банка.

Еще один участник данного списка — Япы Креди Банк — небольшой моноофисный банк. Как сообщается на Allbanks.ru, это совместный дочерний проект турецкой финансово-промышленной группы Koç Holding и итальянской банковской группы UniСredit. Основной профиль организации — кредитование корпоративных клиентов, в частности в рамках торгового финансирования, и обслуживание их счетов. Ядро клиентской базы — турецкие компании, работающие в РФ. Банк занимает 238-е место по размеру активов (11,4 млрд рублей).

Гаранти Банк – кредитная организация со 100-процентным иностранным капиталом, «дочка» турецкой Turkiye Garanti Bankasi A. S. Основные направления деятельности — кредитование и обслуживание юридических лиц, в том числе торговое финансирование, работа на рынке долговых ценных бумаг. По данным Allbanks.ru, крупнейшим акционером банка на сегодня является Turkiye Garanti Bankasi A. S., владеющая напрямую и через дочерние структуры 100% акций банка. Банк Turkiye Garanti Bankasi A. S. находится, в свою очередь, под совместным контролем Dogus Holding A. S. и Banco Bilbao Vizcaya Argentaria S. A. По размеру активов (10,9 млрд рублей) банк на 245-м месте.

Зираат Банк – моноофисный игрок, полностью подконтролен турецкому госбанку T. C. Ziraat Bankasi A. S. (99,91%). Турецкой государственной страховой компании Ziraat Sigorta A. S. принадлежит небольшая доля акций кредитной организации (0,09%). По данным Allbanks.ru, клиентами банка являются такие компании, как ЗАО «Семейный доктор», ООО «Автоконнес», ООО «Апекс Турс», ОАО «Мосаларко», ЗАО «Кредо-Телеком», ООО «КПЛК», ЗАО «МТЦ» и другие. Банк занимает 405-е место по размеру активов (3,88 млрд рублей).

Бенефициарами небольшого Прокоммерцбанка является группа физических лиц, в которой мажоритарным бенефициаром выступает Сипахи Хактаныр (66,63% долей). Банк ориентирован на обслуживание компаний малого и среднего бизнеса и, в отличие от других банков с турецкими бенефициарами, не является участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

Проблем с ликвидностью не наблюдается

Официально комментировать возможные последствия для турецких банков санкций РФ против Турции их представители по понятным причинам отказались. Не под запись представители кредитных организаций признаются: они рассчитывают на то, что санкции не затронут их деятельность в России. «Еще непонятно, изменится ли что-то для нас, но мы надеемся, что нас это не затронет», — признался один из сотрудников турецкого банка.

К тому же, отметили в другом банке, судя по указу президента России, на текущий момент речь идет об организациях, работающих под турецкой юрисдикцией. Банки же, работающие в России, не являются филиалами турецких компаний. Они зарегистрированы как российские юрлица.

Эксперты считают, что говорить о возможных последствиях антитурецких санкций для банковской системы можно будет только после уточнения санкций со стороны правительства.

«Сейчас неизвестен ни перечень турецких компаний, ни виды услуг, на которые будут наложены ограничения. В случае если «дочки» турецких банков попадут под ограничение, что весьма сомнительно, Банк России, вероятно, может ограничить им доступ к валюте. Однако это будет чистой формальностью, так как ресурсами Банка России они практически не пользуются и зависимости от них не испытывают», — предполагает аналитик рейтингового агентства RusRating Николай Цыплухин. Впрочем, он добавляет, что проблем с валютной ликвидностью у турецких «дочек» сейчас нет, а те незначительные неудобства, которые может им причинить ограничение доступа к валюте, будут устранены материнскими структурами, традиционно предоставляющими средства дочерним банкам для ведения своей деятельности.

Неуверенность будет расти

Директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Михаил Крылов более категоричен в комментариях. «Мы отнюдь не исключаем частичного сворачивания деятельности некоторых турецких банков в России, но вовсе не потому, что они турецкие, а из-за нелояльно низких уровней достаточности капитала», — полагает Крылов. Что касается санкций, он не видит возможности отказа от услуг банков. «Даже после удара в спину вряд ли прекратят действие организации, связанные с крупными российскими банковскими структурами, например турецкий Денизбанк, контролируемый Сбербанком России», — рассуждает он.

Вероятный сценарий развития события, по мнению Крылова, состоит в том, что турецкие банки станут активнее нанимать россиян и искать точки соприкосновения с российскими банками. От перехода под контроль российских кредитных учреждений их спасут малые размеры и дефицит фондирования на рынке. «Исчезновение «турецких» банков в России, имеющих доступ к огромному, как айсберг, рынку капитала, и не только в Турции, сейчас не в интересах российской банковской системы. В этой связи не следует ждать того, что Банк России ограничит туркам доступ к собственным средствам», — считает аналитик.

По словам Анны Бодровой из «Альпари», турецкие банки будут уходить с российского рынка, если увидят угрозу собственному капиталу и бизнесу. «Сейчас слишком многое зависит от геополитики, и банковский бизнес будет учитывать этот фактор как решающий. При прочих равных российский рынок остается интересным для иностранных игроков», — полагает Бодрова.

Аналитики подчеркивают, что независимо от того, каких аспектов деятельности касаются санкции, пострадают все остальные сферы. Причем как в Турции, так и в России. 30 ноября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что принятые против Турции меры будут чувствительны для этой страны, но минимально затронут экономические интересы России. Однако, по оценкам российских экономистов, санкции могут стоить РФ дополнительных 0,4 процентного пункта инфляции и — при худшем развитии событий вплоть до ограничения поставок российского газа в Турцию — 10% положительного сальдо российского внешнеторгового баланса.

«Надежность взаимодействия и уверенность в партнерских отношениях сейчас будут страдать, потому что вырастают риски форс-мажоров для обеих сторон. Деятельность турецких банков на территории России и, наоборот, российских банков в Турции может быть осложнена этим фактом», — отмечает главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Он считает, что клиенты с обеих сторон будут настороженно относиться к такому партнеру. Причем розничный бизнес банков это затронет меньше – «розничный клиент, прикрывшись системой страхования вкладов, чувствует себя более уверенно». На уровне корпоративного взаимодействия и межбанка эффект, по мнению аналитика, будет заметен в большей степени.

Начать дискуссию