Банки

«Базель»? Дайте три

2016 год начался с очередного падения цен на нефть и курса рубля. Для банков этот шок дополняется отменой регулятивных послаблений ЦБ, введенных в конце 2014 года на волне девальвации рубля, а также вступлением в силу международных требований «Базель III».

2016 год начался с очередного падения цен на нефть и курса рубля. Для банков этот шок дополняется отменой регулятивных послаблений ЦБ, введенных в конце 2014 года на волне девальвации рубля, а также вступлением в силу международных требований «Базель III». Банки.ру разбирался, как это повлияет на наши кредитные организации.

Новый год – новый рекорд

Курс доллара в первый рабочий день нового года в ходе торговой сессии на Московской бирже 11 января подскакивал до отметки 76,49 рубля, а евро – до 83,97 рубля. Это произошло на фоне падения стоимости барреля нефти марки Brent до 12-летних минимумов, ниже 33 долларов. ЦБ был вынужден повысить официальные курсы американской и европейской валют на 12 января сразу более чем на 3 рубля – до 75,9507 и 82,809 рубля соответственно. 

Впрочем, по признанию аналитиков, обвал российских рынков – валютного и фондового – был ожидаем. Более того, эксперты закладывают в свои прогнозы снижение «бочки» «черного золота» и до 30 долларов. В этом случае доллар может пробить отметку в 78 рублей, а российская экономика, по оценкам Citibank, и вовсе может в 2016-м при такой цене нефти вместо роста на 0,7%, прогнозируемого правительством РФ, упасть на 1,5%.

Похожая ситуация имела место в конце 2014 года, когда курс евро в моменте превышал 100 рублей, а доллара – 90 рублей. Тогда ЦБ объяснил девальвацию рубля спекулятивной атакой, однако ввел ряд послаблений для отечественных банков. С началом 2016 года действие этих послаблений прекратилось. Кроме того, вступают в силу требования международных стандартов «Базель III».

Новый год – новые требования

Банкиры неоднократно просили регулятор перенести срок внедрения новых нормативов. Однако ЦБ, равно как и Минфин РФ, считает, что Россия должна выполнять международные обязательства в срок. Поэтому с 1 января нынешнего года достаточность собственных средств кредитных организаций (Н1.0) должна составлять не менее 8%, а достаточность базового капитала не может опускаться ниже 4,5%. Впрочем, в этом вопросе Банк России в конце сентября прошлого года все-таки пошел навстречу своим подопечным, снизив минимальные требования к достаточности собственного и базового капитала с 10% и 5% соответственно.

Помимо этого, с 1 января 2016 года также вступили в силу новые надбавки к базовому капиталу по «Базелю III». Надбавка для поддержания достаточности капитала устанавливается для всех кредитных организаций в размере 0,625% от взвешенных по риску активов с повышением на 0,625 процентного пункта ежегодно — до 2,5% к 1 января 2019 года. Антициклическая надбавка временно установлена на нулевом уровне, а надбавка за системную значимость для десяти крупнейших банков составляет с 1 января 2016 года 0,15% от взвешенных по риску активов (в дальнейшем она будет увеличена до 1% к 1 января 2019 года). Наконец, ЦБ повысил коэффициент взвешивания при оценке рисков с 1 000% до 1 250%, притом что переоценке подвергнутся и риски по активам в виде госдолга, номинированного в иностранной валюте. Также банкам придется провести корректировку капитала на разницу между резервами и ожидаемыми потерями.

Ужесточения регулирования в связи с введением «Базеля III» сам ЦБ оценивал в первой декаде ноября как потери по капиталу первого уровня 160 крупнейших банков в размере 0,53 п. п. По более мелким 300 кредитным организациям это влияние еще более весомо и оценивается примерно в 1 п. п. В целом набор мер по приведению банковского регулирования в РФ в соответствие с международными базельскими стандартами позволит российским кредитным организациям высвободить порядка 0,7 п. п. общей достаточности капитала, заявлял 3 октября зампред ЦБ Василий Поздышев.

Правительство, со своей стороны, в прошлом году реализовало программу докапитализации крупнейших российских банков, что позволило удержать норматив Н1.0 в банковской системе «на комфортном уровне» в 12,9% на 1 декабря 2015 года, указывает главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. Он также считает, что снижение норматива Н1.0 на 200 базисных пунктов – до 8% – компенсирует повышение коэффициентов оценки риска по отдельным активам, а также введение дополнительных надбавок для системно значимых банков.

«Таким образом, в целом банковская система имеет запас прочности по капиталу, позволяющий выдержать рост стоимости валютных активов», – заверяет аналитик. Впрочем, добавляет он, отмена послаблений декабря 2014 года на фоне последних изменений валютного курса рубля приведет к снижению коэффициента Н1.0 по состоянию на 1 января 2016 года примерно на 80–100 б. п. в целом по банковской системе. «Если в первом полугодии 2016 года рубль будет девальвироваться более быстрыми темпами, чем предполагает базовый сценарий правительства, то, вероятно, ЦБ может вновь применить уже опробованные регуляторные послабления для поддержки банковской системы», – рассуждает Монастыршин.

Возвратят ли индульгенции

Начальник аналитического управления департамента продаж на финансовых рынках Нордеа Банка Дмитрий Феденков подчеркивает, что изменения нормативных требований в первую очередь коснутся десяти системно значимых кредитных организаций, а параллельная либерализация требований к достаточности капитала должна компенсировать отмену декабрьских послаблений. «Банк России подходил к этому шагу плавно, постоянно проводя мониторинги возможных последствий для своих подопечных. Об отмене льгот было известно достаточно давно, и у банков было достаточно времени к этому подготовиться, тем более что далеко не все использовали возможность их применения», – говорит аналитик. Тем не менее он также считает возможным возврат нормативных «индульгенций», если регулятор столкнется с проблемой массового нарушения нормативов, вызванной стойкими негативными экономическими тенденциями.

Глава думского комитета по экономической политике, президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолий Аксаков также не склонен драматизировать факт вступления в силу базельских требований по капиталу. «Но я думаю, что было бы лучше, если бы Центральный банк, учитывая всю ситуацию на рынке, не спешил отменять послабления декабря 2014 года, в том числе связанные с валютной переоценкой. На фоне изменения валютных курсов рубля это необходимо было учитывать и при реализации базельских стандартов», – заявил порталу Банки.ру парламентарий.

По мнению Аксакова, само прочтение базельских документов со стороны ЦБ весьма прямолинейно, их нужно читать гибче, поскольку они сами предусмотрены для международно значимых банков. «В России таких банков по большому счету нет, есть системно значимые банки. Хотя ЦБ снизил норматив достаточности собственного капитала, что позволяет компенсировать отмену послаблений, но своими руками нам усложнять ситуацию не надо, ведь и сам экономический тренд в стране не очень позитивный, – говорит глава АРБР. – Я считаю, что до 1 июля 2016 года можно было бы продлить послабления для того, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация на рынках».

Начать дискуссию