Ценные бумаги

Инвесторы садятся во второй эшелон

Инвесторы активно вкладываются в российские корпоративные облигации, стимулируя заемщиков на выпуск все новых и новых серий бондов, поскольку альтернативных инструментов с гарантированной доходностью хотя бы на уровне инфляции у них нет.
НИЛЬС ИОГАНСЕН


Инвесторы активно вкладываются в российские корпоративные облигации, стимулируя заемщиков на выпуск все новых и новых серий бондов, поскольку альтернативных инструментов с гарантированной доходностью хотя бы на уровне инфляции у них нет. Профессиональные спекулянты предпочитают вкладывать средства в бумаги компаний второго эшелона, тщательно осуществляя отбор компанийзаемщиков. Известные табу: торговые, сельскохозяйственные и строительные компании.

Популярность корпоративных облигаций объясняется предельно просто. Вариантов выгодно вложиться на российском финансовом рынке сегодня немного. Государственные ценные бумаги не способны покрыть и половины уровня инфляции, рынок акций многим кажется слишком волатильным, к тому же, по мнению ряда аналитиков, он уже сильно перегрет. Остаются корпоративные бонды: доходность по ним достигает 12–13% в годовом исчислении (в среднем около 8–9%).

Круг инвесторов в данный финансовый инструмент достаточно широк, однако все же наиболее активно тут играют российские банки, причем как крупные, так и мелкие. Они и отечественные инвестиционные компании приобретают бонды на собственную позицию и для клиентов, а иностранные банки — в основном для клиентов, которыми чаще всего являются инвестиционные фонды.

Рост присутствия нерезидентов происходит пропорционально увеличению доли этих кредитных организаций в стране, но есть участники рынка, которые «прогрессируют» быстрее. Это российские страховые и управляющие компании. По словам аналитика по долговым ценным бумагам ING Bank Дмитрия Дудкина, если год назад их доля на рынке оценивалась примерно в 10%, то сейчас она может составить около 25%.

Стратегии инвесторов
И что берут управленцы, какие бумаги? «Работаем со всеми эшелонами без исключения, но по-разному. Первым, у которого предельно низкие доходности, мы спекулятивно торгуем, а портфель формируем из бондов второго-третьего эшелона. Да, риски там выше, однако мы тщательно следим за объектами своих инвестиций, стараемся не нарваться на джанки. Берем облигации с доходностью на уровне 10%, не выше, это все равно лучше, чем 6–7% посамой надежной „субфедералке”, а риски не такие уж и большие»,— пояснил начальник управления инвестиций управляющей компании «Регион эссет менеджмент» Павел Беломытцев.

А вот более конкретный рецепт доходной и достаточно осторожной работы на этом рынке. «Наша тактика— только второй эшелон, раньше мы работали по первому, однако сейчас там очень низкие доходности. Выбираем какое-либо предприятие среднего уровня (с реальными нормальными активами), которое работает, и берем их долговые обязательства со сроком погашения год-два, профит получается на уровне 9–12% годовых. Бонды торговых организаций не берем, да и вообще все бумаги с доходностью выше упомянутого мною уровня считаем высокорисковыми»,— отметил управляющий директор ИК «Тринфико» Евгений Штанге.

Торговые предприятия — не единственный пример табу для инвесторов. «Мы к торговым сетям относимся сугубо положительно, ритейл — очень динамично развивающийся сегмент экономики, за ним будущее. У нас свои табу: под запретом бумаги, выпущенные сельскохозяйственными и строительными компаниями. Первые — это либо зерноторговцы, у которых нет никаких собственных активов, или же птицефабрики (сами понимаете— куриный грипп), вторые — тоже предприятия с повышенными рисками, они целиком зависят от банковского финансирования и от уровня цен на рынке недвижимости, который мы считаем перегретым»,— считает аналитик рынка долговых обязательств ИК «Атон» Алексей Ю.

А вот пример совершенно иной инвестиционной стратегии. «Сейчас мы частично ушли из корпоративных бондов в дальние ОФЗ, ведь спред по доходности между государственными и корпоративными долговыми обязательствами существенно сократился, зачастую сегодня соотношение профитриск складывается уже не в пользу частного капитала. Но покидать этот рынок наш банк не намерен, инвестиционный портфель необходимо диверсифицировать, да и доходности по этим бондам все же выше, чем по госбумагам»,— отметил начальник управления одного крупного российского банка.

Однако есть и более консервативные инвесторы. А кто еще столь же аккуратно относится к своим капиталам? «Страховые компаниии паевые фонды придерживаются очень консервативных стратегий инвестирования, причем не потому, что так им положено по закону, а просто по собственному желанию. В основном их задача — всеми своими инвестициями компенсировать инфляцию, и я считаю, что такой подход наиболее верный»,— добавил Евгений Штанге.

На другом полюсе находится «частник», юридическое лицо, у которого есть свободные средства. Как говорят трейдеры всех без исключения компаний, такие клиенты смотрят на один параметр — ставку.

Они «покупают доходность», не задумываясь о рисках. Впрочем, пока работает и такая тактика: дефолтов на рынке российских корпоративных бондов не было.

Начать дискуссию